Спорт

Новороссийский хоккеист сыграл в товарищеской игре с протезом вместо ноги

Фото: Михаил Ступин

Участник специальной военной операции Сергей Михайлов после тяжелого ранения встал на коньки и с протезом сыграл в товарищеском матче в поддержку Вооруженных сил РФ «Своих не бросаем».

До специальной военной операции 29-летний Сергей Михайлов играл в хоккей на любительском уровне. Становился лучшим нападающим, снайпером и бомбардиром новороссийского «Шторма». Все изменилось 24 августа 2022 года. Во время боевого задания прилетела мина и взрывной волной ранила восьмерых ребят. Один из осколков попал в хоккеиста и срезал ногу… Такое тяжелое ранение могло сломить любого, но не его.

Каждая тренировка – это шаг вперед

С Сергеем Михайловым я впервые встретилась четыре года назад во время сьемок проекта «Неизведанная хоккейная Россия» для «Матч ТВ». Играли в хоккей друг против друга: он впервые вышел за новороссийский «Шторм», я за краснодарскую команду «Джентльмены Кубани». Тогда за них еще играл звезда «Универа» Стас Ярушин, но даже его наличие не затмило новичка черноморской команды. Своим уровнем игры Сергей сразу обозначил себя на льду среди других: легкий, скоростной, техничный, с хорошим броском, с азартом в глазах и добротой в душе. За всю игру я тогда не услышала от него грубых слов, не увидела грязной игры.

Три сезона он феерил в Ночной хоккейной лиге – самом масштабном турнире среди любителей. В составе «Шторма» завоевывал бронзовые медали регионального чемпионата. С учетом конкуренции и того, что в Новороссийске нет льда, – это был хороший результат для команды. А в этом сезоне он пропал… Обычно в хоккейном мире быстро разносится информация куда, почему. Но в этот раз воцарилась тишина. И тут на тебе… Сергей Михайлов лишился ноги. Но шокировал он всех другим – когда вышел на лед с протезом и сыграл в товарищеском матче.

– Как ты? – спросила я его после матча.

– Для меня это первый серьезный матч после травмы. Здорово, что он состоялся в поддержку военных. Для тех, кто находится в зоне СВО, это очень приятно. Обязательно сброшу ребятам фотографии с матча и наглядным примером покажу, что своих не бросаем, занимаемся спортом даже на протезе.

– Ты встал на коньки фактически заново...

– Да-да. Ощущения, как будто впервые надел коньки. Нога не слушается, я не могу ни туда, ни сюда ее повернуть. Приходится на одну ногу постоянно опираться. Плюс у меня протез для ходьбы, а не для катания на коньках.

– Я смотрю, ты сменил амплуа: раньше был нападающим, сейчас – защитник.

– Если быть точнее, раньше я был центровым форвардом: подключался на левый и правый фланги, плюс отрабатывал в обороне. Сейчас, конечно, непривычно, особенно кататься задом, но я учусь. Думаю, со временем все придет. Месяц назад вообще не мог стоять. Просто выходил, делал пару шагов, и уже мне было тяжело. А сейчас посмотри какой прогресс: форму хоккейную надел, начинаю елочкой двигаться, задом пробую и даже кораблик получается более-менее.

– Как ты решился заново встать на коньки?

– Когда я лежал в госпитале, первые мои мысли были, что не смогу без ноги играть в хоккей за «Шторм». И что делать дальше не понимал. Но потом узнал, что есть спортивные протезы и все возможно, главное – желание.

– В итоге ты даже спортивного протеза не стал ждать…

– Потому что было дикое желание вновь все начать. Сначала на протезе стал заниматься на пластиковом льду – просто в кроссовках начал отрабатывать броски два раза в неделю. Со временем понял, что жизнь-то не закончилась. Нужно дальше продолжать играть в хоккей.

– Какие были ощущения, когда ты после травмы снова встал на коньки?

– Я 5–6 часов ходил и улыбался. Никто не понимал, что со мной. Дело было во время реабилитации. Меня пригласили сыграть в следж-хоккей. После тренировки я попросил у тренера коньки и попробовал их надеть. И все. Я как заново переродился.

– А как ты, кстати, относишься к следж-хоккею? Я слышала, многие хоккеисты, кто попадает в подобную ситуацию, даже за сборную России со временем выступают…

– Меня позвали в хоккейную команда «Югра». Они недавно стали чемпионами России по следж-хоккею. Но для этого надо перебираться в Ханты-Мансийск. Полностью менять свою жизнь и заниматься только хоккеем. В Сочи и Краснодаре есть только детские команды. Самая ближайшая команда среди взрослых – «Феникс» в Московской области. Тоже туда звали, но пока думаю.

Спорт, как лекарство от плохого настроения

– Как ты решил стать участником спецоперации?

– Я родом из Чувашии. Отслужил срочную службу, затем заключил контракт – служил на флоте семь лет, ушел на гражданку. 9 июня 2022 года записался добровольцем в сухопутные войска. И через три месяца получил ранение – попал под обстрел. Прилетела мина, и взрывной волной ранило восемь человек. Одним из осколков мне оторвало ногу. Я просто смотрю, а ноги нет. Сам себе наложил жгут, благодаря чему и выжил. Ранение было серьезное: зацепило правую и левую ноги, голову.

– Страшно было?

– Первые дни – да, а потом уже выбора не было, нужно ведь жить дальше. И если бы не хоккей, пришлось бы еще тяжелее. Все это время смотрел онлайн-трансляции, как «Шторм» играет, и думал: «Как же меня там не хватает». Но что поделать. Сейчас, глядишь, восстановлюсь и вновь заявлюсь.

– Как твоя семья отреагировала?

– Никто не знал, что я стал участником спецоперации. Служба научила не все рассказывать своим родственникам. Потому что переживают. Когда приехал, конечно, был шок.

– У тебя изменилась жизнь после травмы?

– Практически ничего не изменилось: я также занимаюсь спортом, работаю, общаюсь с друзьями. Меня и внешне трудно отличить. Могу лишь чуть-чуть прихрамывать. Все удивляются, как это.

– Ты и сам очень позитивный. Как у тебя это получается?

– Надо спортом заниматься, без этого никак. Активный человек всегда будет позитивным и у всех на виду. У него просто нет времени, чтобы уйти в себя и сломаться. Самое главное – дать себе пинок, и не один раз. Найти мотивацию. Я, например, знаю вратаря, кто даже в 70 лет занимался хоккеем. Тоже планирую до такого возраста играть в хоккей. Тем более не со своей ногой – буду примером для всех.