Спорт

Двойник легендарного хоккеиста Владислава Третьяка играет за краснодарских «Буйволов»

Руслан Абузяров / Владислав Третьяк Фото: Юрий Ходзицкий

«КН» познакомились с 18-летним Русланом Абузяровым.

В Краснодаре проходил финал первенства Южного и Северо-Кавказского федеральных округов по хоккею с шайбой. За звание лучших боролись семь команд из Краснодара, Сочи, Ростовской области, Ставрополя и Донецка.

Во время одного из матчей журналисты «КН» заприметили 18-летнего вратаря «Буйволов» Руслана Абузярова. Парень пристально следил за игрой своей команды на скамейке запасных, которая в тот момент билась с соседями из Ростова. Своей мимикой, ростом, прической он сразу напомнил легендарного советского вратаря Владислава Третьяка.

– Я вам скажу, он и в воротах играет не хуже Третьяка, – подхватил наши обсуждения тренер «Буйволов» Александр Куприянов.

А когда началась церемония награждения и Руслана объявили лучшим вратарем юга России, то мы без раздумий пошли с ним знакомиться.

Разговоры с мамой для успокоения

В отличие от Владислава Третьяка, который начал заниматься хоккеем в 11 лет, Руслан Абузяров на коньках с 7 лет. Парень сразу понял, что хочет играть не где-нибудь, а именно в воротах. Уже через три месяца он впервые примерил вратарскую форму и по сей день не жалеет о своем выборе.

– В чем главное наслаждение от игры в воротах?

– Это не объяснить словами. Вратарь – это последний рубеж, ключевая фигура. И здорово, когда получается выручить свою команду. Это большая ответственность, не каждый ее может нести. В этом и есть своя суть.

– Значит, ты должен быть психологически устойчивым…

– Конечно. Меня очень трудно вывести из себя, я очень спокойный в жизни и сосредоточенный во время матчей. Даже не знаю, что меня может разозлить.

– Но ведь наверняка случается, когда у тебя не идет игра и в ворота залетают ненужные шайбы. Как ты себя успокаиваешь?

– А как тут себя успокоишь? Нужно надежнее играть – это самое лучше спокойствие. Исправлять свои ошибки и играть дальше. Но если совсем что-то не клеится, могу поговорить с мамой. Она у меня педагог – преподает математику, но и психолог отличный. Один разговор с ней – и все налаживается.

Статистика Руслана показывает, что он на льду как скала. В этом сезоне его коэффициент надежности – среднее количество пропущенных шайб за матч – равен 2,62: за 15 игр он пропустил 32 шайбы.

Вратарь без шпагата – не вратарь

Всю свою карьеру Руслан играет за краснодарских «Буйволов». Хотя был небольшой перерыв, когда уезжал в Санкт-Петербург и пробовал себя в хоккейном клубе «Бульдоги». Но из Северной столицы пришлось быстро вернуться обратно по семейным обстоятельствам.

– Среди вратарей конкуренция всегда более жесткая, чем среди игроков других амплуа. Ведь голкиперов в команде может быть максимум два-три. На тебя это не давит психологически?

– А чего боятся? Если будешь в себе сомневаться, точно ничего не получится. Нужно играть и показывать на льду, что именно ты достоин быть в той или иной команде.

– Хорошо, тогда как оставаться всегда на позиции номер один?

– Все просто: нужно, чтобы тренеры и команда тебе доверяли. А для этого необходимо много тренироваться, анализировать свои ошибки. И если что-то не получается и тренер тебе об этом говорит, не надо на него обижаться. Наставник желает только лучшего.

У Руслана все хорошо с растяжкой. На предсезонных сборах он занимается йогой, хореографией.

– Раньше считалось, что хоккейный вратарь должен быть низкорослым. Но Владислав Третьяк этот миф развенчал. У него был рост 185 см. Ты тоже не маленький…

– Мой рост 190 см. И для меня это больше плюс, чем минус. Ведь у каждого свой стиль игры.

– Обычно, когда тренер команды соперника видит, что вратарь высокий, он советует своим подопечным бросать низом по воротам. Потому что высокорослые долго складываются и из-за этого пропускают. У низкорослых другая беда. Им тяжело поймать шайбы, которые летят верхом. С тобой эта теория работает?

– Если соперники думают, что я долго складываюсь, – пусть. У меня на этот счет больше информации, я не буду раскрывать карты.

– Как ты работаешь над своей реакцией?

– Сейчас много упражнений для этого. Из основных – жонглирование теннисными мячами.

– Какие-то ноу-хау есть в тренировках вратарей или все из советской школы хоккея?

– Много изменений, потому что современный хоккей этого требует. И если тренироваться по советским методикам, то далеко не уедешь. Сейчас хоккей стал более скоростной. Поэтому во вратарском искусстве много изменений. Нужно тренировать скорость, реакцию, физику, растяжку. По сути, вратарь должен уметь все, чтобы быть надежным.

– Я так понимаю, продольный шпагат в твоем арсенале тоже имеется?

– Да, у меня все хорошо с растяжкой. На предсезонных сборах занимаюсь йогой, хореографией. Тренируюсь в основном в Краснодаре. Для этого здесь есть все условия.

– Тебя сегодня сравнили с Владиславом Третьяком, а самому какой вратарь нравится своей игрой?

– Я слежу за многими вратарями. Из Национальной хоккейной лиги могу отметить Марка-Андре Флери – канадского голкипера, который сейчас играет за «Миннесоту Уайлд»». В Континентальной хоккейной лиге голкипер «Адмирала» Никита Серебряков в этом сезоне неплохо себя показывает. Во время матчей всегда смотрю за их движениями, пытаюсь что-то выделить в их игре, сравниваю со своими моментами и таким образом делаю себя лучшим.