Гора Шалбуздаг: незабываемое путешествие к одной из главных святынь исламского мира
Мусульмане верят, что семикратное восхождение на Шалбуздаг приравнивается к паломничеству в Мекку, значение которого для всех пр
2020 год изменил мир и сместил приоритеты. Едва ли найдется сфера жизни, на которую не повлияли ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Сфера туризма одна из первых ощутила этот глобальный кризис. Российские туристические компании потерпели катастрофические убытки из-за снижения потока иностранных туристов, а российским путешественникам пришлось на время распрощаться с возможностью посетить другие страны. Закрытие границ и многих популярных туристических объектов сильно ударило по всей отрасли – туроператорам, авиаперевозкам и гостиничному бизнесу.
Столь тяжелого кризиса в сфере туризма не наблюдалось, пожалуй, со времен Второй мировой войны. Однако, как любят повторять в России, нет худа без добра. Сложившаяся в мире непростая ситуация обратила взгляды многих россиян на особенные уголки родной страны и дала новый толчок популяризации внутреннего туризма. Люди стали отдавать предпочтение местным турам в малых группах на внутренних маршрутах, заново открыв для себя уникальность многих объектов.
Среди бесчисленного количества достопримечательностей и священных мест России есть такое, которое не уступает по силе своего воздействия на сознание и душу человека не только легендарной горе Моисея на Синайском полуострове в Египте, но и паломничеству в Мекку для мусульман всего мира. Место, где история, религия, любовь к путешествиям и стремление к осознанию себя самого образуют уникальный синтез, производящий неизгладимое впечатление на человека. Священная гора Шалбуздаг стала для меня открытием.
Любовь к путешествиям привела меня в 2020 году в живописнейшую область Кавказа – Дагестан, в переводе – «страна гор». Но едва ли вы найдете гору Шалбуздаг в международных туристических справочниках. И даже в России мало кто за пределами Южного федерального округа расскажет вам об этом удивительном легендарном месте.
Шалбуздаг – гора в Докузпаринском районе Дагестана, ее высота – 4142 метра над уровнем моря. На протяжении многих столетий на вершину горы совершалось паломничество не только местных жителей, но и тех, кто приезжал сюда найти уединение и покой. Любому приезжающему на Кавказ стоит знать, что здесь в сознании людей глубоко укоренились древние верования, которые органично вплелись в современные религии. Именно поэтому Шалбуздаг не просто гора – это своего рода божество.
В основу поклонения горам положено почитание местных духов, или «хозяев», которые могли карать за неуважительное отношение к святыням. Со временем паломничество в эти места стало традицией для местных верующих мусульман, а сама гора Шалбуздаг превратилась в одну из главных святынь исламского мира. Мусульмане верят, что семикратное восхождение на Шалбуздаг приравнивается к паломничеству в Мекку, значение которого для всех правоверных нельзя переоценить. В условиях пандемии для людей, лишенных возможности отправиться в Мекку, это стало наилучшей альтернативой. Мусульмане Дагестана считают своим долгом хоть раз в жизни совершить восхождение на вершину, надеясь на исполнение желаний и отпущение грехов.
Легенда, связанная с горой Шалбуздаг, рассказывает о святом шейхе Сулеймане, тело которого после смерти забрали ангелы в виде голубей и перенесли на эту вершину, похоронив там. Место его захоронения теперь называется Пир Сулеймана и считается священным.
Когда слышишь легенды о Сулеймане и горе, на ум приходит одно очевидное сравнение – с горой Моисея на Синайском полуострове, у подножия которой находится монастырь святой Екатерины. Отличие только в одном: о египетской горе знает весь мир, а дагестанская святыня пока еще не столь знакома людям из других стран, хотя не уступает ни в чем – ни в святости этих мест, ни в древности, ни в том воздействии, которое оказывает на человека.
Свой путь к горе паломники и туристы начинают в ауле Мискенжа. Отсюда на специальных машинах, способных преодолевать сложный рельеф горных дорог, поздним вечером отправляются на Шалбуздаг.
На скалистом склоне горы расположено множество зияратов – святых мест, с которыми связаны многие легенды и истории. На высоте 1500 метров находится мавзолей – мечеть – это тот самый Пир Сулеймана. Могила святого отделана белым мрамором, над ней сооружен небольшой склеп с мощами святого, а внутри расстелены ковры для совершения молитвы. Ритуал устроен таким образом, что люди, пришедшие молиться, приносят милостыню и раздают ее другим.
Далее подъем продолжается до очередного перевалочного пункта под названием Золотой Эренлер. Эренами в здешних местах называют святых горных духов, а эренлер – это место, где они обитают. По легенде это то самое место, где ангелы забрали останки Сулеймана. Здесь находится мечеть, которая вечером становится местом для ночлега, разделенным на мужскую и женскую половины. К слову, любителям комфортного отдыха здесь придется непросто. Для ночлега туристам выдают небольшие матрасы, которые расстилаются на полу в мечети. А это не самая удобная постель, как вы понимаете.
Утром, после быстрого перекуса, начинается восхождение. Чувства, охватывающие вас в этот момент, довольно противоречивы. Одновременно испытываешь сильную усталость и эйфорию. Но желание достичь высоты заставляет тебя делать первые шаги в предрассветном тумане. Ты погружаешься в свое путешествие целиком. Шаг за шагом по скользкому грунту. По пути встречаешь выплывающие из тумана уставшие, но радостные лица людей, объединенных единой целью – достичь вершины.
Каждый следующий шаг ощутимо тяжелее – влияют усталость и резкий подъем. Спустя какое-то время в голову закрадывается мысль, что наверх поднимутся не все и в их числе можешь оказаться и ты. И действительно, некоторые люди потихоньку отсеиваются, спускаясь вниз. Как показывает практика, путь наверх осиливают не молодые люди, не спортсмены, но люди с глубокой верой и сильным характером. Спутники старшего возраста, которые, несмотря ни на что, двигаются вверх, безмолвно мотивируют тебя на движение вперед. Постепенно, сам того не замечая, начинаешь чувствовать единение коллектива, с которым переживаешь все эти трудности, ощущаешь ответственность за окружающих, оказывая им моральную или физическую поддержку.
Примерно через 2500 метров вы достигаете одного из ключевых мест горы – озера Зем-Зем. Свое название оно получило по аналогии со знаменитым колодцем в Мекке. Кристально чистая вода покрыта тонкой корочкой льда, который почти никогда не тает. Она считается целебной. Местные жители часто приходят сюда именно за ней. Дома ее смешивают с обычной водой, чтобы та приобрела такие же чудодейственные свойства. Озеро – это место, где все останавливаются на привал, место, где окончательно происходит сплочение всего коллектива. Здесь звучат эмоциональные рассказы туристов и истории паломников.
Двигаемся дальше. Погода начинает испытывать на прочность всех гостей горы. Частый туман, переходящий сначала в дождь, потом в мелкий, а затем пушистый снег. Дыхание при этом скрадывается, появляется отдышка, говорить становится тяжело. Хотя, надо отметить, говорить хочется меньше, так как наступает момент уединения. Группа растягивается, и каждый переживает свой личный опыт, окруженный нетипичным для России пейзажем. Огромные камни, похожие в тумане на животных, разнообразие геометрических форм, выплывающих из тумана и снова в него погружающихся, будоражат фантазию, и ты замечаешь, как вовлечен в происходящее и хочется идти и идти вперед. Подобравшись вплотную к облакам, слушая сквозь эту дымку пронизывающие звуки муэдзина, встречая по пути женщин в национальной одежде с покрытой платком головой, ощущаешь себя то ли в прошлом, то ли человеком, заблудившимся во времени. Теряется ощущение времени и пространства. В этот момент ощущаешь себя олицетворением природы. И больше не ассоциируешь себя ни с государством, ни с религией – ты просто живой организм, важная частица этого мира.
От сумасшедшего ритма городской жизни попадаешь в атмосферу покоя и умиротворяющей тишины, а главное, доброты. Каждый встречающийся на твоем пути человек искренне рад тебе. Забегая вперед, отмечу, что на обратном пути ощущаешь себя настоящим героем, который совершил что-то невообразимое. Именно так смотрят на тебя люди, которые еще только поднимаются на вершину.
Еще одна достопримечательность по пути – это большая расщелина в скалах. Местные называют ее «грехомер» и верят, что если пройти через нее, то можно оставить там все свои грехи. Или же что только безгрешный человек сможет ее преодолеть, а грешник застрянет. Также по пути вы найдете место для загадывания желаний – небольшое отверстие в скале, куда нужно попасть камнем. Если камень не выпадет обратно, желание сбудется. Каждый искренне верит в эту легенду и увлеченно пытается метко кинуть заветный камень. Пытается вновь и вновь. Это дается не всем, некоторые оставляют надежду, а кто-то добивается своей цели. Минута молчания на загадывание заветного желания с уверенностью, что приложенные старания обязательно окупятся.
Двигаемся еще выше. Каким-то образом дорога сквозь туман сходится в тропинки, потом в бугры, ты пытаешься понять, куда идти, интуитивно, ведь дороги не видно. Чувствуешь себя пилигримом, которому неизвестность дает ощущение путешествия. Вокруг никого нет, каждый сам ищет свой путь. Здесь нет указателей, табличек, ты понимаешь, что прибыл к финишной точке, каким-то внутренним чувством.
На вершине горы, а также вдоль всего пути можно увидеть множество пирамидок из камней, сложенных друг на друга. Их сооружают сами паломники и путешественники, загадывая желания. Считается, что если желания благочестивые, то пирамидки простоят семь и более дней. Посещая Шалбуздаг, следует помнить еще об одном древнем обычае: каждый человек должен делиться тем, что у него осталось после восхождения, будь то вода, еда или даже одежда. Их нужно отдать паломникам, встречающимся на обратном пути. Даже в начале пути, у склепа Сулеймана, можно найти много предметов одежды и взять себе, если вам это необходимо. Делая это, люди надеются на исполнение своих желаний и божественное благословение. Многие искренне верят, что гора слышит их и внимает молитвам.
Стоя на вершине, осмысливая весь пройденный путь, уже отчетливо понимаешь, почему семикратное восхождение на Шалбуздаг приравнивается у мусульман к паломничеству в Мекку. Это испытание и проверка не только физической выносливости, но и духовных качеств. Гора стирает все поверхностное и показывает людей такими, какими они являются на самом деле.
После возвращения из такого путешествия начинаешь задаваться вопросами. В частности, о том, почему столь уникальные места России практически неизвестны не только за рубежом, но и даже нам самим. Наверно, нам всегда кажется, что все это рядом и мы еще успеем посмотреть отечественные достопримечательности. Поэтому и стремимся за границу. Но 2020 год стал настоящей перезагрузкой для многих стран и однозначно перезапустил сферу внутреннего туризма.
После долгого карантина лишенные возможности ездить за границу россияне заново открыли для себя родную страну. Люди не только устремились на российские морские курорты, но и снова вспомнили об уникальных местах России, таких как Кавказ, Алтай, Урал, имеющих огромный туристический потенциал, ни в чем не уступающий популярнейшим на сегодняшний день турам в любой стране мира.
Фото: Иван Бельков