Эрнст Антонов: «Туризм для ребенка – отличная возможность узнать родной край»
Кубанский путешественник, член Русского географического общества и инструктор детско-юношеского туризма Эрнст Антонов рассказал
Мастер путешествий и не только
– Эрнст Анатольевич, на ваш взгляд, насколько сегодня востребован детский туризм в Краснодарском крае?
– В советское время на Кубани действовала обширная сеть пансионатов и детских лагерей, в программу их смен обязательно были включены одно- и даже многодневные походы. Сегодня они развиты в основном в крупных всероссийских детских центрах в Анапе и Туапсинском районах. В остальных лагерях – в меньшей степени. Но потребность в этом большая. Туризм для ребенка – это приключения, яркие эмоции, возможность пополнить копилку впечатлений, стать самостоятельнее. Во время каникул, особенно длительных летних, дети должны знакомиться с достопримечательностями Кубани. Это позволит им наглядно узнавать больше о нашем крае, что пригодится на уроках географии, биологии, ОБЖ, обществознания. Причем как ребятам, которые живут на Кубани, так и тем, кто приезжает на отдых из других регионов. Ведь наш край – одна из больших, интересных и богатых, в том числе на природные, культурные и исторические достопримечательности, территорий России.
Также в походах ребенку прививают полезные навыки, например, ориентирования, плавания, оказания первой помощи. Ребята учатся взаимодействовать в детском коллективе, что особенно важно в мире, где интерактивная реальность замещает живое общение. Из походов дети возвращаются более уверенными в себе.
А чтобы походы проходили интересно и, главное, безопасно, детские группы ведут специально обученные инструкторы.
– Я знаю, что в этом году вы как раз получили удостоверение такого специалиста. Чем отличается инструктор, который работает с детьми, от того, кто водит по турмаршрутам взрослые группы?
– Да, я прошел обучение и получил удостоверение инструктора детско-юношеского туризма. Его выдала Федерация спортивного туризма России.
Что касается различий между руководителями взрослых и детских тургрупп, скажу так: с одной стороны, с детьми инструктору проще, так как для походов, как правило, выбираются доступные и несложные маршруты. С другой стороны, действуют жесткие требования к организации даже однодневных походов. Инструктор должен быть на 100 процентов уверен в безопасности выбранного им маршрута, уметь оказывать при необходимости первую помощь, причем действовать строго в рамках законодательства РФ. Также имеет значение возраст детей. В основном в группу набираются юные туристы с разницей в возрасте до трех-четырех лет. Им легче находить общий язык, их интересы совпадают.
– Сложно ли было проходить обучение на инструктора?
– Я сдавал теорию и проходил практический экзамен. В теории были самые разные вопросы, начиная от географии – к примеру, какие горные вершины есть в вашем регионе – и заканчивая тем, как вы будете вечером организовывать досуг детей в турпоходе, на каком удалении от костра должны сидеть школьники, как правильно установить на местности палатки с точки зрения безопасности. Множество нюансов.
Само обучение заняло около месяца с обязательной практикой. Также тот, кто претендует на получение удостоверения инструктора по детскому туризму, должен уже иметь богатый опыт турпоходов, в том числе организатора экспедиций и экскурсий. В моем случае учли восхождения на горные вершины высотой более 2,5 километра и то, что я уже не первый год работаю с детьми. Все началось шесть лет назад, когда я стал руководителем фотоклуба в Усть-Лабинске. Тогда возникло желание не только научить школьников фотографии, но и дать им знания по туризму, познакомить с историей и географией Кубани. Поэтому я часто ходил на экскурсии с ребятами из фотоклуба, потом неоднократно участвовал в экспедициях казачьего детского военно-патриотического клуба из Курганинского района. Последние две были к мегалитам в Мостовском районе и восхождение на хребет Шахан, где мы с ребятами установили флаги ДНР, ЛНР, РФ и Краснодарского края ко Дню народного единства.
Отмечу также, что удостоверение детского инструктора выдается с пометкой. Мне открыли первую ступень по пешему, водному и горному туризму. То есть я могу водить детей в горы на небольшие высоты в одно и двух-трехдневные походы, заниматься с ними на воде тем же рафтингом и совершать пешие экскурсии.
Чтобы получить доступ к дайвинг-туризму, походам с элементами альпинизма, необходимо будет проходить дальнейшее обучение. Кстати, и выданное удостоверение не пожизненное. Раз в пять лет инструктор детского туризма обязан повышать квалификацию.
Безопасность – на первом месте
– В связи с этим на что необходимо обращать внимание родителям маленьких туристов, когда они доверяют инструктору своих детей? И как подготовить ребенка к походу, пусть самому простому?
– По статистике, в 70 процентах всех походов и экскурсий по маршрутам туристы не интересуются тем, есть ли у человека удостоверение инструктора. Сейчас, с активным развитием внутреннего туризма, уверен, все изменится. Первое, что будет требовать та же турфирма, – есть ли у специалиста удостоверение на право вождения туристов по тем или иным маршрутам. То же самое касается школ, родителей. Если они доверяют детей инструктору, обязательно необходимо уточнить, есть ли у него действующее удостоверение, какой он имеет опыт организации походов и экскурсий.
Перед походом, даже на несколько часов, необходимо позаботиться о том, чтобы детям было удобно и безопасно. Инструктор предварительно сам проходит весь маршрут, осматривает каждую локацию. Родители собирают для детей защитное средство от солнца, питьевую воду, удобную обувь. Можно взять легкий перекус в виде сухофруктов и батончиков. Инструктор также обязан иметь аптечку с набором для оказания первой помощи.
Море маршрутов
– Какие виды детского туризма сейчас популярны в Краснодарском крае?
– Водный туризм по большей части задействован на побережье в детских лагерях и здравницах. Пешие однодневные экскурсии и горные походы по доступным маршрутам более распространены.
На мой взгляд, в нашем крае есть интересные и перспективные места, которые еще мало задействованы для детских путешествий. К примеру, если речь о горном туризме, это может быть Мостовский район. Единственное, что создает сложности, – это удаленность территории от краевого центра. Но природа здесь выигрышная.
В Мостовском районе находится самое большое скопление мегалитов – более полутысячи древностей. В окрестностях хутора Кизинка и станицы Баговской встречаются крупные дольменные комплексы. А на горе Шапка расположен мегалитический комплекс, который имеет внешнее сходство со знаменитой древней астрономической итальянской пирамидой Бомарцо. При этом маршруты к мегалитам промаркированы. Они вполне доступны для школьников. Такие походы совмещают в себе элементы пешего и горного туризма. А на обратном пути школьники могут познакомиться с еще одной достопримечательностью района – его термальными источниками, богатыми полезными элементами.
Также в Мостовском районе развит агротуризм. Здесь есть турбазы, которые организуют конные прогулки. Общение с лошадьми интересно и полезно для детей.
– А какие еще маршруты вы бы посоветовали для детей? И какие сами выбираете как инструктор детского туризма?
– Для однодневных экскурсий не обязательно уезжать далеко. Интересное может быть совсем рядом. К примеру, в Усть-Лабинском районе или в Горячем Ключе.
Усть-Лабинский район хоть и находится рядом с Краснодаром, но еще далеко не раскручен как туристический. А здесь есть на что посмотреть. Это старые села, живописные косогоры, берег реки Лабы. В районе расположены уникальные природные объекты, например памятник природы «Можжевеловая роща».
Также здесь находятся интересные достопримечательности, связанные с историей Кубани. Например, в хуторе Болгов в XIX веке был кирпичный завод. До сих пор в окрестностях населенного пункта находят старинные кирпичи. Я рассказываю об этом ребятам, а потом знакомлю их со своей коллекцией старинных кирпичей и черепицы. Многие экспонаты я нашел как раз в Усть-Лабинском районе. Коллекция занесена в Книгу рекордов России.
На летних каникулах можно построить такой однодневный маршрут для детей: показать им вековой дуб в станице Ладожской, часовню в Новоселовке, а в хуторе Кадухин – арбузную бахчу, где школьники могут сами поучаствовать в сборе большой ягоды, узнать от фермера интересные факты о том, как выращиваются арбузы на Кубани, какие сорта поспевают первыми и какие внутри без косточек.
В Горячем Ключе можно наметить маршрут к водопаду Кесух в урочище Поднависла или посетить Богатырские пещеры. В обоих случаях подъем к достопримечательностям несложный, без перепадов высот, он доступен любому неопытному туристу, в том числе школьникам.
Не стоит сбрасывать со счетов Краснодар. Город давно является местом притяжения туристов. Школьникам, особенно из районов, которые находятся рядом с краевым центром, будет интересно и полезно посетить достопримечательности, связанные с «нашим маленьким Парижем». В центре города можно часами рассматривать старинные здания и рассказывать об их истории. Тем более сегодня уделяется большое внимание сохранению этих памятников архитектуры. Стоит вспомнить отреставрированные Театр Защитника Отечества или здание на улице Красной с элементами позднего классицизма и барокко, где в начале прошлого века находилась фабрика по окрашиванию одежды. А после этого школьникам можно провести экскурсию по образцу современного общественного пространства – парку, построенному благодаря предпринимателю Сергею Галицкому. Только по нему можно ходить часами, рассматривая одни виды растений из разных частей света.
– Какие ближайшие планы у вас по развитию детского туризма?
– У меня есть огромное желание развивать детский агро- и экотуризм в родном Усть-Лабинском районе. Хочу для этого связаться с администрацией муниципалитета, местными фермерами, ДК, где есть мастера, которые могут провести для ребят интересные мастер-классы по изготовлению оберегов, глиняных поделок.
У нас только в Усть-Лабинске шесть школ. Я вижу это как выезд классами для детей разного возраста. Для ребят помладше будут экскурсии однодневные, а подросткам 12–15 лет, у которых в этом возрасте просыпается дух авантюризма, подойдут двух-трехдневные экскурсии. Буду разрабатывать маршруты, которые можно сделать постоянными, чтобы проводить экскурсии и походы в течение всего года.