Улица древних виноделов: в Анапе появится новый туристический объект
Уникальные археологические находки обнаружены в самом центре города-курорта.
Через дорогу от музея
Когда стоишь на бровке, поневоле испытываешь волнение. Прямо перед тобой – стены древнего города. Каменная кладка, хозяйственные ямы, колодцы, пифосы – огромные сосуды для вина. А между ними – четырехметровая античная улица, по которой ходили еще во времена Платона и Аристотеля.
– Она тянется вон туда, в район современных Русских ворот, – показал руководитель Анапской археологической экспедиции Института археологии РАН Сергей Ильяшенко. – Улица была построена примерно в первой половине IV века до нашей эры и просуществовала более 600 лет.
Сергей Ильяшенко рассказал, что толщина уличного покрытия в некоторых местах доходила до полуметра и оно состояло из плотно уложенных фрагментов керамики, мелких камней и битой черепицы. А местами по краям даже сохранились бордюрные камни.
Рядом, буквально через дорогу, расположены кварталы древнегреческой Горгиппии, которые были раскопаны ранее и стали частью музея. Так что можно было предполагать, что и здесь, на территории санатория «Мотылек», тоже будет много интересного. Но, как говорится, реальность превзошла ожидания.
Конечно, ученым повезло, что этот участок находится в центральной, парковой части современного города, поэтому культурный слой хорошо сохранился.
– Сама Горгиппия лежит под современной Анапой, и любая возможность исследовать древнейшие слои и получить новые данные – очень важна. Раскопки еще продолжаются, но нам уже удалось обнаружить ряд уникальных находок. И что немаловажно – проследить в одном раскопе все главные этапы развития города за 27 веков. Основание Горгиппии на месте некрополя IV – V веков до нашей эры, расцвет и закат города в III веке нашей эры, следы пожаров в период русско-турецких войн и остатки окопов Великой Отечественной войны, прорезавших брусчатку анапской улицы XIX века, – рассказал Сергей Ильяшенко.
Уникальная ойнохойя и другие артефакты
Еще до основания Горгиппии здесь жили люди. И скорее всего – греки. По крайней мере на это указывают артефакты, найденные в некрополе.
– Это синдское время, но здесь присутствует ионийская керамика. Так что корни этих поселенцев надо искать в Ионии, в районе Милета, Хиоса, – отмечает руководитель экспедиции.
В этом слое на днях и была обнаружена ойнохойя, сосуд для вина в виде женской головы. Находка мирового уровня, и здесь они раньше не встречались. А в других погребениях – чернолаковая керамика, украшения и даже меч с копьем.
Кстати, благодаря некрополю можно проследить, как постепенно росло поселение с севера на юг, так как известно, что греческие погребения всегда находились за пределами города.
– Вообще, находок у нас очень много. Каждый день приносит что-то новое. Надписи того периода, монументы, керамика. А, например, на днях нашли бронзового коня – такого, как вручали за победу в конных соревнованиях.
Но, пожалуй, главное открытие – это сам раскапываемый квартал античного города.
Вдоль улиц располагались дома с подвалами, дворами и наземными помещениями. И что интересно, в четырех из девяти усадеб находились винодельни. Покрытые цемянкой давильные площадки и пифосы для хранения вина.
– Такой концентрации этих сооружений еще не было. До настоящего времени было известно о 15 винодельнях на территории Горгиппии, и все они находились на разных участках. Здесь все они стоят почти рядом, – отметил Сергей Ильяшенко.
Так что с высокой долей определенности можно говорить, что перед нами – улица виноделов.
При этом находки позволяют проследить динамику развития этой отрасли.
– Винодельни I века нашей эры больше, чем те, что существовали в III веке. Это, скорее всего, связано с тем, что в Боспоре постепенно усиливается римское влияние и увеличивается импорт вина с южных берегов Черного моря, с которым местным производителям бороться было очень трудно.
Как известно, Горгиппия погибла в пожаре около 240-го года нашей эры. И этот пожар был вызван, судя по всему, нападением врагов. Но и после этого здесь тоже жили люди. По крайней мере, археологи находят следы их обитания. Так что о полной гибели говорить не приходится.
Из Горгиппии в Анапу
Вторая большая группа археологических находок связана с историей XVIII – XIX веков.
– Здесь очень хороший турецкий слой. Можем даже проследить пожары в городе, которые, скорее всего, относились к периодам его штурмов, – сказал Сергей Ильяшенко.
В траншеях и ямах того времени найден целый ряд вещей, характеризующих быт османской крепости: керамика, курительные трубки, турецкие монеты, часть из которых имела отверстия для крепления в монисто, мешочки с картечью, пулелейки, свинцовые пули и железные ядра.
А еще археологи раскрыли следы трех зимников – полуземлянок первых русских поселенцев. И множество хозяйственных ям, связанных с первыми годами жизни Анапской крепости.
– Здесь найдено погребение русского офицера середины XIX века, в его гробу была монета 1855 года.
Еще одним из событий этого сезона стало открытие участка турецкого некрополя конца XVIII – начала XIX века, а также двух кирпичных склепов, которые относились к церкви Святого Онуфрия Великого, которая расположена рядом. Один из склепов был разграблен при строительных работах в середине XX века, а во втором находилось уцелевшее погребение священнослужителя в цинковом гробу.
– Оно расположено к востоку от алтаря. Скорее всего, здесь был захоронен первый после восстановления собора в 1874 году настоятель – Федор Филиппов. Он умер в 1906 году. Потом, по согласованию с епархией, погребение было перенесено на территорию ныне действующего храма, – сообщил Сергей Ильяшенко.
Раскопки в этом интереснейшем месте продолжаются, и ученые уверены, что они принесут еще много новых открытий. Что ж, будем ждать и держать в курсе наших читателей. И что еще важно: все найденные артефакты пополнят коллекцию Анапского музея.