Что нужно сделать, чтобы Краснодар стал комфортным городом
Мэр кубанской столицы Евгений Первышов выступил с открытым отчетом о результатах работы городской власти в 2018 году
О новых школах, детских садах и жилых комплексах, о будущих технопарках, трамвайных линиях и набережных, о борьбе с дорожными пробками и подтоплениями, о долгожданных успехах и досадных недоработках глава краевого центра рассказал в ежегодном выступлении перед горожанами.
Послушать открытый отчет пришли более тысячи человек – руководители крупных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, представители общественных объединений и профессиональных сообществ, известные спортсмены и общественные деятели, молодежь.
Растем и развиваемся
Краснодар регулярно выходит на лидирующие позиции в самых различных общероссийских рейтингах. У нас 5-е место по уровню удовлетворенности жизнью в городе за 2018 год, 2-е место в рейтинге самых перспективных мегаполисов страны, 2-е место в рейтинге устойчивого развития городов России, 3-е место в рейтинге по уровню качества жизни среди городов-миллионников, 3-е место среди городов-миллионников по межрегиональному приросту населения в России.
Ну а одно из главных достижений за последние два года, по мнению мэра, – то, что при поддержке администрации Краснодарского края и губернатора Кубани погашена кредиторская задолженность. – это 3,5 млрд. рублей.
Удалось сохранить муниципальное «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление», которое находилось на грани банкротства. Сумма долгов составляла почти 800 млн. рублей. На сегодняшний день у предприятия самая маленькая кредиторская задолженность за последние годы, в 2019 году ее планируется полностью погасить.
Впервые за многие годы городу удалось зарезервировать порядка 200 земельных участков для строительства социальных объектов. В ближайшие 5 – 7 лет на них можно строить школы и детские сады.
За 2 года отремонтировано порядка 179 км дорог.
Лицом к реке
Краснодар растет, развивается, появляются новые торговые центры, но по-настоящему комфортным он еще не стал, считает Евгений Первышов. Требуются серьезные, прорывные, интересные проекты.
Один из таких проектов – создание единой набережной вдоль реки Кубань протяженностью около 30 км. Предположительно его реализация займет больше 10 лет, но процесс уже идет – построен сквер 80-летия образования Краснодарского края. На один из следующих участков – набережную от Рождественского парка в Юбилейном до Тургеневского моста – сделано проектирование, получена госэкспертиза. Город готов входить в программные мероприятия и получать финансирование. Общая стоимость проекта – 2,5 млрд. рублей.
– Понятно, что сразу такую сумму нам никто не даст, поэтому мы изначально разбили на участки примерно по 250 – 300 миллионов, – сказал Евгений Первышов. – И даже если мы не получим финансирование из федерального бюджета, найдем в себе силы и понемногу из городского бюджета будем финансировать и воплощать проект в жизнь.
Требуются креативные архитекторы
– Мы научились работать в команде, но у команды есть небольшие недочеты, – отметил Евгений Первышов. – Мы должны на это обращать внимание. Мы построили великолепный сквер, но забыли рядом проложить ливневку. Теперь там лужи. Безусловно, мы это исправим.
Обнаружились недоработки и в еще одном проекте – строительстве школы № 66 на ул. Героя Яцкова. Пешеходные дорожки проложили не по всем направлениям, в которых ходят дети, школьники успевают испачкаться по дороге на занятия. Мэр пообещал обязательно исправить это в ближайшее время.
Говоря о решении городских задач и о работе всей городской команды – жителей, предпринимателей, администрации, глава города напомнил, что решения должны быть более продуманными, комплексными и, в конечном счете, эффективными. Примеры такой работы есть не где-то в других странах или городах, а рядом – например, парк «Краснодар». Возможно, такие же амбициозные и смелые идеи появятся у нового главного архитектора города, Натальи Машталир, которая в прошлом году вошла в число 100 лучших молодых специалистов России. А талантливые и креативные архитекторы придут работать в новый отдел по разработке проектов благоустройства зеленых зон, формирования дендропланов, озеленения территорий, который появился в администрации города.
– Нам не хватает качественных детских площадок, – считает мэр города. – Нам не хватает тени, поэтому важно в проектах планировки предусматривать обязательную площадь озеленения. Необходимо, наконец, научиться делать вертикальное озеленение в городе. И, конечно, актуальный вопрос – пешеходная доступность. Да, город не раздвинешь, но буквально выталкивать людей с тротуаров тоже нельзя. Дорогам необходим не только тротуар, но и зеленая зона.
В прошлом году в городе появилось больше 7 тысяч новых деревьев, в этом году планируется посадить еще 10 тысяч. Для скверов «Дубинский», им. Горького, «Петровский» и «Майский» разработаны дендропланы, после реализации которых территории возьмут на городское содержание, обеспечат полив и уход. На очереди еще 40 таких скверов.
Центр – на окраину
Одно из важных направлений – работа по децентрализации города. Краснодару необходимы новые так называемые территории притяжения, где разместятся промышленные зоны, технопарки, предприятия малого бизнеса и жилые комплексы. Сегодня же из густонаселенных спальных районов люди в основном едут на работу в центр, превращая город в одну большую пробку.
– Добавляем 150 тысяч автомашин «маятниковой» миграции, и тут хоть перемешивай, хоть взбалтывай – Краснодар будет стоять, – сказал Евгений Первышов. – Надо планировать комплексное развитие, когда работа, жилье, досуг – все рядом.
Именно такой подход будет при проектировании большой городской территории в 1,5 тысячи гектаров в районе Знаменского и Зеленопольского. Он предусматривает создание большого медицинского кластера (онкоцентр и больница скорой медицинской помощи), вокруг которого будет развиваться инфраструктура, жилье для медработников. А новая дорога, которая должна соединить улицу Восточно-Кругликовскую от улицы Тихорецкой и пройти к трассе М4-«Дон», позволит сделать этот район доступным.
Как победить пробки
Краснодарские пробки – одна из самых болезненных проблем для всех жителей кубанской столицы. Чтобы решить эту проблему, высшая школа экономики разработала для Краснодара программу комплексного развития транспортной инфраструктуры. О некоторых интересных предложениях рассказал Евгений Первышов в ходе своего отчета:
– Нам предложено внести изменения на 30 перекрестках Краснодара, тем самым увеличить эффективность движения от 40 до 90 процентов. То есть если у нас в час через определенный участок проезжает порядка 500 машин, то, внеся эти изменения, мы получим пропускную способность до тысячи автомобилей.
- от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова – 5 км;
- от ул. Красных Зорь до ул. Домбайской – 9,5 км;
- от ул.Трамвайной до ул. Невкипелого – 6,8 км;
- от ул. 8 Марта до привокзальной площади аэропорта «Краснодар» – 4,5 км. Общая их протяженность – почти 26 км.
Например, изменения коснутся самых проблемных перекрестков – ул. Дзержинского и Стахановской, Дзержинского и Кореновской, Ставропольской и Старокубанской. После внесения небольших корректировок ситуация здесь должна значительно улучшиться.
Коснутся изменения и работы общественного транспорта. Сейчас в городе 268 трамвайных вагонов, 156 из них изношены. Администрация края по поручению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева уже выделила 1 млрд. рублей на приобретение подвижного состава. Всего в ближайшие три года на реализации программы потратят 3 млрд. рублей. В 2019 году планируется закупить 33 новых вагона, в 2020 году – 37 вагонов, в 2021-м – 28 вагонов.
Закупая новый подвижной состав, власти города не забывают и о развитии транспортной инфраструктуры, прежде всего трамвайной. Существует 4 проекта по прокладке новых веток для движения трамваев: от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова – 5 км; от ул. Красных Зорь до ул. Домбайской – 9,5 км; от ул.Трамвайной до ул. Невкипелого – 6,8 км; от ул. 8 Марта до привокзальной площади аэропорта «Краснодар» – 4,5 км. Общая их протяженность – почти 26 км.
Добавить мощности
И еще о динамике роста Краснодара. За последние 10 лет город вырос почти в 2 раза. Следовательно, растет и потребление ресурсов. Например, с 2012 года годовое потребление электроэнергии в городе увеличилось на 48 процентов, тепловой энергии – на 45 процентов, воды – на 24 процента.
В феврале на инвестиционном форуме в Сочи администрация города представила проект по строительству новой городской ТЭЦ с общим объемом выработки электроэнергии 450 мегаватт и 300 гигакалорий тепла. Если он будет реализован, то освоение территории в 1500 гектаров в районе поселков Знаменского и Зеленопольского пойдет намного эффективнее и быстрее.
«Краснодар Водоканал» приступил к реконструкции очистных сооружений, которая не делалась больше 35 лет. Возможности и мощности этих очистных сооружений после реализации проекта увеличатся в 2 раза.
Умный город
Евгений Первышов акцентировал внимание на четырех направлениях стратегии развития Краснодара до 2030 года. Это развитие и внедрение концепции «Умного города», двукратное увеличение количества туристов, существенное увеличение доли в экономике высокотехнологичного, инновационного бизнеса и развитие IT-индустрии.
– Краснодар вошел в Клуб умных городов, – напомнил мэр. – В этом клубе, кстати, есть Чикаго, Дубай и многие другие города. Первое впечатление – как можно нас сравнивать Краснодар с такими мегаполисами? Нас взяли в этот клуб, чтобы мы могли воспользоваться международной практикой грамотного управления городскими ресурсами. Нам предлагают технологии, нам предлагают знания. Причем абсолютно бесплатно.
Кроме того, правительство Российской Федерации через Министерство строительства РФ создает специальную программу поддержки таких мегаполисов, как Краснодар.
Городу необходимо увеличивать количество туристов. Здесь есть ряд направлений, которые имеют хорошую перспективу. Например, гастротуризм. У нас отличные рестораны, отличная кухня. В Краснодаре работает один из ведущих и титулованных шеф-поваров России Андрей Матюха.
Еще одно направление – медицинский туризм. Уже сегодня в крупнейшие медицинские центры города стремятся приехать и получить лечение, операции из других российских регионов. Точки притяжения в событийном туризме – «Стереопикник», «Гик-пикник», фестиваль джаза. Мэр пообещал помогать в развитии этих мероприятий, находить новые территории для них.
В тренде – любовь и уважение
В заключение доклада Евгений Первышов рассказал о двух своих главных мечтах: строительстве в Краснодаре нового аэровокзального комплекса и создании Народного парка в Комсомольском микрорайоне.
– Без большого аэровокзала Краснодару тяжело, – считает мэр. – Это было заметно во время проведения Олимпиады и чемпионата мира по футболу. Обидно, что мы не получили федеральное финансирование, как другие наши города-соседи, хотя мы активно помогали и участвовали в проведении этих мероприятий. Здесь нам необходимо планово поработать с инвестором, который сейчас активно занимается реализацией данного проекта.
В итоге должен появиться крупнейший транспортный хаб на юге страны. А это около 40 тысяч рабочих мест и порядка 8 миллионов пассажиров в год.
Не за горами исполнение и второй мечты главы города. Часть земельных участков, на которых должен расположиться будущий Народный парк, находятся в частной собственности, но администрация города ведет переговоры о передаче их в собственность муниципальную. В следующем году планируется создать проект и выставить его на рейтинговое голосование, чтобы воплотить потом в жизнь в рамках госпрограмм по благоустройству.
– Надеюсь, что в 2019 году станет модно быть краснодарцем, – поделился мечтами Евгений Первышов. – Модно любить свой город. В тренде будет помогать городу, помогать своим соседям. На самом деле размер этой помощи не очень важен. Можно посадить одно дерево, можно построить целый парк. Можно прийти вместе с администрацией на субботник и убрать территорию. Можно просто не мусорить – это тоже любовь и уважение к городу.