Власть

Андрей Горбань: «Требуется тонкая настройка законодательства»

Андрей Горбань Фото: Юрий Ходзицкий

В преддверии 25-летия кубанского парламента «КН» продолжают знакомить читателей с комитетами Законодательного Собрания края, рас

Порядок в документах – порядок в голове

За четверть века краевой парламент принял более 4 тысяч законов, которые способствовали социально-экономическому развитию региона. Сегодня собеседник нашего корреспондента – председатель комитета ЗСК по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Андрей Горбань.

– Андрей Евгеньевич, я знаю, что в предыдущие созывы парламента, когда вы возглавляли правовое управление, благодаря в том числе и вам ни один судебный иск относительно принятых ЗСК документов не был проигран. Например, о запрете продажи тонизирующих напитков несовершеннолетним и других. Вы так хорошо знаете все законы, что можете выиграть любой процесс?

– Все законы хорошо знать невозможно, а вот отслеживать в целом законодательный процесс в стране, изучать законопроекты, относящиеся к вопросам совместного ведения с федеральной властью и актуальные для нашего региона, еще на стадии их рассмотрения в парламенте важно и нужно. Такую практику я ввел в прошлые годы и продолжаю сегодня. Это позволяет знать, что предполагается изменить в том или ином законе и какие коррективы в этой связи ждут краевую нормативно-правовую базу.

– У вас в кабинете много папок. Почему вы храните столько документов?

– Я привык все правовые акты складывать один к другому, формировать по направлениям и ничего не выбрасывать. Мне так удобно и комфортно в работе. Порядок в документах – порядок в голове.

Нормативы жизни

– Название вашего комитета говорит о сфере деятельности и рассматриваемых вопросах. Но хотелось бы уточнить, в чем вы видите свои задачи?

– С учетом специфики нашей работы название комитета вполне можно было бы обозначить одной темой – государственное строительство. Ведь большинство вопросов, которыми мы занимаемся, касается именно этого направления.

Например, в нашей компетенции разработка изменений в Устав края, обеспечение защиты прав человека, подготовка законов, регламентирующих развитие институтов гражданского общества. Работаем над правовыми документами, которые формируют антикоррупционную составляющую, над законопроектами об административных правонарушениях.

В задачи комитета входит подготовка нормативных актов, связанных с выборами депутатов ЗСК, губернатора, в органы местного самоуправления, организацией и проведением референдумов. В этом активно участвует избирательная комиссия края. Нередко она выходит с инициативами. Готовим план нормотворческой и контрольной деятельности ЗСК, который утверждается постановлением Законодательного Собрания края. Формируем институт мировых судей.

– На пленарных заседаниях ЗСК депутаты довольно часто вносят изменения в действующие законы. Получается, что они несовершенны, раз требуют корректировки?

– Здесь речь идет не о низком качестве подготовки законов, а скорее говоря, об изменениях в социально-общественных процессах. Государственная Дума оперативно разрабатывает и принимает законы, которые продиктованы запросами времени и сложившимися обстоятельствами, а субъекты РФ должны в течение трех месяца привести профильные региональные нормативные акты в соответствие.

Я бы сказал так: требуется тонкая настройка законодательства. Ведь на всей территории России действует принцип единства правового пространства.

– Что это значит?

– Еще в период 1994–1999 годы, когда в стране шел парад суверенитетов и каждый регион сам себе активно писал законы, по которым он жил. Надо было остановить процессы сепаратизма и выработать принципы и механизмы соблюдения единства правового пространства. Поэтому в начале 2000-х Госдума приняла Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и внесла изменения в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Сегодня мы видим, как оперативно рассматриваются законопроекты в Государственной Думе, после чего и мы вносим коррективы на краевом уровне. Но нередки случаи, когда Госдума присылает нам в рамках совместного ведения проекты федеральных законов и просит рассмотреть их за два–три дня – когда их вступление в силу не терпит отлагательства. На нас ложится серьезная ответственность: за короткое время собрать 70 депутатов и провести пленарное заседание, чтобы рассмотреть законопроект и выразить свое мнение по нему.

– Поэтому вы собираете внеочередные сессии?

– Да, вы помните, на внеочередной мартовской сессии в рамках выполнения инициатив президента России совместно с краевой администрацией ЗСК определило меры социальной помощи неработающим пенсионерам, у кого пенсия недотягивает до уровня прожиточного минимума. Помимо этого обозначили ежегодную индексацию их пенсий.

В начале апреля мы также провели внеочередное пленарное заседание, на котором одобрили предлагаемые Госдумой коррективы в федеральный 44-й закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Речь шла о совершенствовании и упрощении процедур заключения контрактов в области строительства и в сфере культуры. Отрадно отметить, что в числе вносимых изменений были и поправки, предложенные нашим парламентом.

Судья – на согласовании

– На пленарных заседаниях вы также рассматриваете и утверждаете кандидатуры мировых судей. Практически по всем, кого представляете, сессия голосует «за». А бывали ли случаи, когда вы не согласовывали претендентов на судейскую мантию?

– Начнем с того, что перед тем как представить на сессию ту или иную кандидатуру, мы в комитете внимательно изучаем его документы, биографию и послужной список, беседуем с претендентом. Если видим, что бумаги составлены небрежно или не указана информация, которая должна быть отражена в учетно-характеризующих документах соискателя, то у нас возникает резонный вопрос: раз кандидат так относится к своим личным документам, то можно ли доверить ему судьбы людей? И примерно каждый десятый не проходит согласование.

– А если избиратели жалуются вам на действия или бездействие этих судей, какова ваша реакция?

– Мы не можем давать оценку действиям судей, это не в нашей компетенции, но такие обращения находятся у нас на особом контроле, и их рассматривает квалификационная коллегия судей Краснодарского края.

– Вы на одной из сессий приняли решение о продлении срока работы впервые утвержденных мировых судей с двух до трех лет. Почему?

– Мы прислушались к обращениям представителей судейского сообщества, посмотрели, как обстоят дела в этом вопросе в других субъектах Федерации, и посчитали, что два года недостаточно, чтобы человек мог проявить себя. Он только входит в курс дела и по-настоящему начинает работать, а тут истекает время и нужно вновь проходить процедуру согласования. Мы решили, что три года достаточно, чтобы судья проявил себя как профессионал, опирающийся в работе на букву закона. А второе переназначение – уже на 5 лет – осталось неизменным.

На прием к депутату

– Как к вам попасть на прием простому человеку, ведь в ЗСК без специального электронного пропуска не пройдешь?

– Во-первых, в дни приема, а они указаны на сайте ЗСК, можно записаться заранее и спокойно прийти. Это делается для того, чтобы мы знали, по каким вопросам приходит посетитель, и могли для оперативного рассмотрения его проблемы пригласить соответствующих специалистов. Даже если избиратель пришел с вопросом, который не касается нашего профиля, я никогда не направляю его в другой комитет. Разбираемся вместе. И, во-вторых, я дважды в месяц веду прием граждан в своем Виноградном избирательном округе, в который вошли Крымский район и Курчанское сельское поселение Темрюкского района. Так что прийти на прием ко мне можно каждому, у кого возникает такая потребность.

– Андрей Евгеньевич, на апрельской сессии ЗСК вы выступили с инициативой о присвоении Крымску и Темрюку почетного звания «Город воинской доблести». Это можно записать в актив комитета?

– Мы инициировали этот нормативный документ, и его приняли единогласно, а по-другому быть не могло. Я корю себя за то, что этого не случилось раньше. Крымск и Темрюк в Великую Отечественную войну прошли через тяжкие испытания. Они достойны столь высокого звания. И не важно, в актив какого из комитетов можно записать это решение. Важно другое: мы отслеживаем выполнение плана нормотворческой деятельности и видим, как эффективно работают все комитеты. А от этого выигрывают Кубань и наши избиратели.