Министр образования Елена Воробьева: «Краснодарский край в числе лидеров по цифровизации учебных заведений»
Министр образования Краснодарского края рассказала о том, как в на Кубани реализуется национальный проект «Образование», какие п
Нам нужно еще 100 школ
– Главная цель нацпроекта – обеспечить глобальную конкурентоспособность российской школы, позволить ей войти в десятку лучших мировых систем образования. Насколько и в чем, на ваш взгляд, нам надо догонять остальной мир? Есть ли у российского образования преимущества?
– На уровне региона мы стараемся смотреть не на конкуренцию с другими странами, а на соответствие потребностям завтрашнего дня. Ведь образование – это уникальная отрасль, где плоды сегодняшних решений мы будем пожинать только через 10–15 лет, когда нынешние школьники выйдут в реальный сектор экономики.
Конечно, мы оцениваем их успехи в учебной сфере: каждый год порядка 1300 школьников участвуют во всевозможных образовательных конкурсах, регион лидирует в стране по успешности учеников на ЕГЭ. Радует и то, что Кубань в первой десятке субъектов с лучшими показателями на национальном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills. Более того, мы входим в топ-5 регионов с передовыми результатами на профессиональных конкурсах для людей с ограниченными возможностями.
Однако те изменения, которые несет профильный нацпроект, должны сделать нашу систему еще более сильной. И я считаю, что у нас для этого есть все инструменты.
Инвестиции в образование – это инвестиции в развитие человеческого потенциала в целом. Нам необходимы хорошая медицина, новые технологии, разработки во всех сферах жизни… Но, чтобы это было достижимо, нам в первую очередь требуется сильное образование.
– В рамках нацпроекта «Образование» в крае реализуется восемь региональных проектов. Какой из них наиболее масштабный и значимый для края? Какой требует наибольших затрат?
– Все региональные проекты работают в комплексе. Конечно, самый затратный – «Современная школа», ведь именно по нему идет строительство учебных заведений. Только в прошлом году мы построили и открыли 11 школ, в том числе по нацпроекту. За парты новых образовательных учреждений сели 15,5 тысячи детей.
Всего за пять лет на Кубани построено 36 школ и 113 детских садов. Это действительно успех. Ведь предыдущие 15–20 лет школы в регионе не строились вовсе, а количество жителей постоянно росло. Специалисты просчитали: чтобы полностью закрыть вопрос и перейти на обучение в одну смену, нам необходимо еще 100 новых школ. Сразу это сделать просто нереально, но мы идем в нужном направлении. В 2020 году одномоментно в процессе строительства находятся 30 школ, 14 из них будут завершены в этом году, а также 9 детских садов.
Вместе с тем по-прежнему остается актуальной задача дополнительного наращивания качества образовательной инфраструктуры. Еще три года назад в крае были школы с уличными туалетами – сегодня этой проблемы больше нет. Не у каждой школы был собственный спортзал – почти закрыли и этот вопрос. В 2020 году завершаем строительство еще 6 спортзалов и капитальный ремонт 24. Новым направлением в 2020 году станет оснащение современным оборудованием школьных столовых, на это планируется направить 50 миллионов рублей.
Если говорить в целом о средствах, которые направляются на образование, то их объем растет ежегодно. У нас социально ориентированный бюджет, 70 процентов которого традиционно идет на социальную сферу: здравоохранение, образование, социальную поддержку. В прошлом году на образование было направлено 55 миллиардов рублей, в этом году – 57,5 миллиарда рублей.
Акцент на молодых профессионалах
– Проект «Успех каждого ребенка» предполагает, что 80 процентов детей к 2024 году удастся заинтересовать чем-то, помимо учебы. В чем сейчас главная проблема дополнительного образования – в отсутствии помещений, педагогов, интересных программ? Что надо изменить в первую очередь? Сохранятся ли в прежнем виде центры детского творчества либо их сменит что-то принципиально новое?
– Если выстраивать иерархию потребностей допобразования по значимости, то, мне кажется, в первую очередь это идея, за ней – кадры, после – инфраструктура.
Сейчас мы видим у детей огромный интерес к техническому творчеству и робототехнике, поэтому идем им навстречу. В Краснодаре уже работает один стационарный «Кванториум», и еще два мобильных комплекса ездят по краю. Каждый из них за день принимает больше 120 детей – это огромная популярность! Поэтому в этом году в Новороссийске откроем еще один стационарный комплекс, приобретем еще два мобильных.
На второе место по важности я бы поставила кадры. Долгое время нам не хватало молодых педагогов, которые бы говорили с ребенком на одном языке. По России в целом только 5 процентов учителей моложе 29 лет. Поэтому нам просто необходимо привлекать в профессию молодежь. Несколько лет назад мы начали эту работу на Кубани, сейчас ситуация постепенно выправляется.
Теперь стоит задача выровнять качество образования в городской и сельской школах. В прошлом году у нас были муниципальные программы поддержки учителей. Только в первом полугодии 2019 года земельные участки получили 13 педагогов в Анапе, Новороссийске, Каневском и Красноармейском районах.
Сейчас стартовала федеральная программа «Земский учитель». Она предполагает единовременную выплату в 1 миллион рублей специалистам, которые приехали работать в сельскую местность. В этом году в программу включены вакансии из 37 муниципальных образований. Планируем привлечь 103 педагога, а в ближайшие три года – 279.
Третий момент, из чего строится допобразование, – это, конечно, инфраструктура. В прошлом году мы открыли 153 «Точки роста» – это центры образования по цифровому и гуманитарному профилям. Это современные комфортные пространства, укомплектованные всей необходимой техникой для занятий по технологии, информатике, ОБЖ. Сейчас на базе «Точек роста» занимаются 70 тысяч детей – спрос огромный. Поэтому в 2020 году в 139 школах региона будет обновлена материально-техническая база профильных кабинетов и оборудованы еще 42 центра «Точки роста». В консолидированном бюджете на это запланировано порядка 500 миллионов рублей.
– Одним из результатов реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» должно стать появление к 2024 году центров помощи родителям во всех муниципальных образованиях края. Что это за организации, чем они займутся? Насколько сейчас востребована психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей, которая обозначена основной целью проекта?
– Этот проект рассчитан на родителей, чьи дети в силу особенностей здоровья воспитываются дома и не посещают детские сады. Зачастую этим родителям необходима поддержка и помощь в сфере психологии, медицины, педагогики. Четыре учреждения в крае – детские сады в Краснодаре, Армавире и Сочи, а также краснодарский краевой Центр диагностики и консультирования – в прошлом году стали победителями федерального отбора на оказание психолого-педагогической и консультативной помощи гражданам и получили гранты на сумму 32 миллиона рублей.
На эти деньги куплено игровое оборудование, компьютеры, техника, программное обеспечение. Около 100 сотрудников прошли повышение квалификации в Московском педагогическом университете и на базе краевого Института развития образования.
Поддержка, консультация, совет – это то, за чем родители обращаются к специалистам. Не имея педагогического образования, заниматься воспитанием самостоятельно непросто, поэтому центры показали себя очень востребованными. За прошлый год родителям оказано более 200 тысяч услуг! Поэтому в этом году работа будет продолжена. В частности, федеральный грант в рамках нацпроекта получат уже 13 организаций региона.
Стандарты образования XXI века
– В рамках нацпроекта планируется расширить и модернизировать цифровое образовательное пространство. Многое уже сделано: электронные дневники и журналы, интерактивные образовательные курсы, олимпиады и конкурсы через сеть. Но в крае много отдаленных, горных населенных пунктов, где до сих пор есть проблемы с интернетом. Как быть с ними?
– Сейчас наш край входит в число лидеров среди российских регионов по цифровизации учебных заведений. Но проблема подключения к интернету удаленных школ действительно есть, край ведь у нас очень большой. Позиция губернатора Кубани Вениамина Кондратьева здесь четкая: школа – это еще и социокультурный центр, поэтому разницу между образованием в городе и на селе надо свести к минимуму.
В прошлом году 650 педагогов прошли повышение квалификации в области современных технологий электронного обучения. К 1 января бесперебойный интернет проведен в 311 образовательных организациях. В этом году рассчитываем подключить к сети еще 358 школ. Кстати, на эти цели выделяются значительные суммы – больше 200 миллионов рублей.
– Проект «Учитель будущего» предполагает проведение реформ в системе педагогического роста. Чего ждать от проведения новой аттестации учителей?
– Чтобы иметь авторитет у школьников, педагоги должны успевать за теми изменениями, которые происходят в мире, обществе. Учитель – это профессия, которая подразумевает самообразование в течение всей жизни. Для этого создаются центры непрерывного повышения педагогического мастерства. Вместе с этим планируется создание центров независимой оценки профессиональных компетенций педагогов.
Особое внимание будет уделено специалистам в возрасте до 35 лет, 70 процентов из них вовлекут в различные формы поддержки наставников. Но и педагоги с большим опытом работы не останутся в стороне, ведь мы понимаем, что они тоже могут испытывать определенные сложности по каким-то направлениям.
До 2022 года по результатам федеральных отборов мы планируем создание двух центров. Один откроется в Краснодаре, другой – в Ленинградском районе. По результатам следующих отборов будем говорить о создании таких площадок и в других городах края.
Полезное партнерство
– В крае давно уделяется большое внимание системе профессионального образования: работают ресурсные центры, кубанские студенты достойно выступают в составе национальной сборной на мировых чемпионатах WorldSkills. Чего нового ждать от регионального проекта «Молодые профессионалы»?
– «Молодые профессионалы» действительно еще молоды: мы участвуем в движении всего пять лет. Но и за это время уже сформировалась новая общность студентов – тех, кто учится не просто ради диплома, а ради востребованной в экономике профессии.
Строители, электромонтажники, сварщики, токари, фрезеровщики – вот в этих специалистах нуждаются предприятия. Региону необходимы хорошие специалисты и в других сферах: IT, ресторанный бизнес, индустрия красоты, дизайн, ветеринария, медицина. Нужны люди с нестандартным мышлением и, как раньше говорили, с золотыми руками. Приемная кампания прошлого года показала огромную популярность и востребованность рабочих профессий среди абитуриентов, на некоторые специальности конкурс был по 5, 8 и даже 10 человек на место. И только лучшие выпускники с высокими баллами смогли поступить на бюджет.
Сегодня в движение WorldSkills так или иначе вовлечен практически весь край – 37 колледжей и техникумов в 18 муниципалитетах, база краевой клинической больницы № 1. Есть поддержка очень многих организаций и предприятий. Это очень важное партнерство системы образования и бизнеса дает и одним, и другим правильный вектор развития, не позволяет устаревать.
– Проект «Социальная активность» направлен на развитие добровольчества в крае. В чем, на ваш взгляд, важность этого направления?
– Волонтерство, как и благотворительность, сейчас становится в некотором смысле мерой гражданской ответственности. Это импульс, эмоциональный отклик на несправедливость, желание сделать мир лучше. Об этом сегодня говорят психологи. А значит, чем здоровее общество, тем большее количество людей будет готово безвозмездно помогать другим. Неважно, что это: забота о больных детях, помощь ветеранам, экологические акции, проведение спортивных соревнований…
Сейчас в крае порядка 670 тысяч человек вовлечены в добровольческую деятельность на постоянной основе. Уверена, еще минимум столько же хотя бы один раз поддерживали волонтерские или благотворительные акции. Если говорить о проекте «Социальная активность», то здесь у нас есть определенные показатели: к 2024 году 20 процентов жителей края будут вовлечены в волонтерскую деятельность. Для этого мы будем создавать сеть центров поддержки добровольчества на базе учебных заведений, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений.
Нам необходима единая информационная система, своеобразная волонтерская «соцсеть», где на одной площадке будут запросы и предложения по волонтерской деятельности, обмен опытом, учет прошлого опыта и компетенций. Работа над ее созданием уже идет.