Власть

Федор Дерека: «Аграрии работают в штатном режиме»

Федор Дерека, министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Фото: Михаил Ступин

Министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края рассказал, как власти помогают фермерам во вр

Вторую неделю Краснодарский край живет в условиях карантина. И в то время как коронавирус закрывает целые отрасли, аграрный сектор работает в штатном режиме: сельскохозяйственные товары продолжают свое движение с полей и перерабатывающих предприятий на полки магазинов. Коронавирус пришел на Кубань с началом сезона ранних овощей. Чтобы остановить распространение инфекции, власти края ввели карантин. В итоге основной канал сбыта – ярмарки и рынки – для сельхозпредприятий оказался закрыт. Под ударом оказались более 14 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств и 1,2 тыс. личных подсобных хозяйств.

Все проблемы решаемы

Как введенные на Кубани в связи с эпидемией ограничительные меры сказались на производстве сельскохозяйственной продукции?

– В режиме самоизоляции снизилось потребление всех видов продуктов: санаторно-курортный комплекс не будет работать до 1 июня, временно закрыты рынки, ярмарки выходного дня, не работают детские сады и школы. Но мы понимаем, что процесс производства в сельском хозяйстве непрерывный. И если неделю назад предприятиями всех форм собственности в нашем крае производилось порядка 330 тонн овощей, то сегодня – 450 тонн в сутки. Температура нарастает, и валовое производство овощей увеличивается. Поэтому сегодня мы работаем индивидуально с каждым сельхозпроизводителем, реагируем на все обращения по этому вопросу.

Уже проведены переговоры с крупными торговыми сетями и кооперативами. Они готовы брать фермерскую продукцию для дальнейшей реализации. Например, «Кубанское поле» в Кореновском районе и оптово-распределительный центр «Дары Кубани» в краснодарском хуторе Ленина принимают овощи на хранение и помогают в сбыте. Навстречу также пошли «Магнит» и «Пятерочка». Если раньше, чтобы попасть со своей продукцией в сети, надо было согласовывать договоры несколько недель, то сейчас схема упростилась в разы. Последние соглашения отработали в течение четырех дней.

– А цены на продукцию изменились?

– Да, цена может быть не такая, как хотелось бы. Но еще раз скажу: уровень потребления снизился кратно не только в Краснодарском крае, но и в России в целом. Фермеры должны продать свою продукцию хотя бы с минимальной рентабельностью. И, поверьте, мы все для этого делаем, проявляя к каждому индивидуальный подход.

Сегодня в интернете гуляет ролик из Мостовского района, где люди собирают выброшенные огурцы. Как это получилось? Покупатели по какой-то причине отказались приезжать. Хранить огурцы оказалось негде – у производителя еще и холодильники из строя вышли. Случиться такое может в любой момент на любом предприятии. Искусственно раздувать эту проблему в социальных сетях, привязывая карантин, некорректно.

Чтобы сбыть продукцию, фермеры могут обратиться в управления сельского хозяйства на местах, на горячую линию Центра компетенций и в краевое министерство. Также районные управления сельского хозяйства по запросу подбирают фермерским и личным подсобным хозяйствам точки сбыта в так называемых магазинах у дома, их достаточно во всех населенных пунктах нашего края.

– Введение пропусков на территории края как-то повлияло на работу АПК?

– Что касается красного пропуска, который дает право передвижения во время карантина по всему региону, то у аграриев сложности с его получением были первые три дня. Сегодня эта работа полностью отлажена. Пропуска выдают муниципальные образования, а также министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

Кто имеет отношение к сельскому хозяйству – пропуск получают. Если ЛПХ занимаются производством только в своем муниципалитете, то пропуск им не нужен. Также он не понадобится на передвижение тракторов, даже если они ездят между районами.

Нет поводов для беспокойства

– Какова ситуация на полях?

– Все полевые и уходные работы аграрии сегодня проводят в штатном режиме. В целом состояние озимых культур удовлетворительное. Единственная проблема – запас продуктивной влаги в почве ниже нормы в два раза. Особенно страдает северная зона: Кущевский, Крыловский, Белоглинский, Павловский районы и так далее.

Что касается ярового сева, то в этом году нам предстоит посеять почти 1,9 миллиона гектаров. По всем весенним полевым работам мы идем опережающими темпами в сравнении с прошлым годом. В целом мы посеяли 45 процентов яровых культур. Завершили сев сахарной свеклы и приступили к первой химпрополке. К сожалению, имеем рваные и изреженные всходы, так как на глубине заделки семян наблюдается дефицит влаги. Но в любом случае сырья нам хватит, чтобы полностью обеспечить все 16 сахарных заводов.

На 60 процентов посеяли подсолнечник. Напомню, что губернатор края Вениамин Кондратьев поставил задачу завершить основной сев, в том числе и сев сои, до 1 мая. На этот счет у нас никаких опасений нет. В регионе нет проблем с запасными частями, удобрениями, семенами и ГСМ. Наши аграрии полностью всем обеспечены. По энергообеспеченности наш регион находится на первом месте в России: на каждые 100 гектаров пашни энергообеспеченность составляет 198 лошадиных сил.

В прошлом году в модернизацию машинно-тракторного парка нашими аграриями было вложено почти 13 миллиардов рублей. Это самая большая сумма среди всех субъектов России. Поэтому смело могу заявить, что агропромышленный комплекс жителей Кубани не подведет. На все наши перерабатывающие предприятия – а их у нас порядка 2 тысяч – имеется двухмесячный запас сырья. На данный момент они все загружены, как и в прошлом году, на 60–80 процентов. Все работают в штатном режиме.

При наличии сырья мы можем обеспечивать готовой продукцией и наших коллег в других субъектах страны. У нас только запасов риса-сырца 160 тысяч тонн. Из них мы можем получить порядка 80–90 тысяч тонн готовой крупы. Потребление риса в нашем регионе – 4 тысячи тонн в месяц. Нам этого точно будет достаточно, ведь до нового урожая осталось прожить несколько месяцев.

Животноводство, как всегда, в приоритете

– Меры государственной поддержки сельского хозяйства как-то изменились в условиях пандемии?

– Все меры господдержки на Кубани сохранились. В рамках задач, которые ставит перед нами губернатор, мы поддерживаем малые формы, в том числе крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства. Они более мобильные, и их можно быстро переориентировать на другую сельхоздеятельность. Фермеры могут получить как короткий кредит, так и длинный инвесткредит.

Крестьянско-фермерские хозяйства, если пожелают заниматься животноводством, могут получить целевой грант до 30 миллионов рублей на развитие молочного животноводства или до 21 миллиона на альтернативное животноводство.

Созданные кооперативы (до года) могут воспользоваться грантом до 30 миллионов рублей, действующие – до 70 миллионов. Поэтому кубанским аграриям сегодня выгодно объединяться в личные подсобные хозяйства, в кооперативы. Они могут получать господдержку, расширять материально-техническую базу, строить холодильники, покупать транспорт.

Начинающий фермер сегодня может получить до 3 миллионов рублей на развитие животноводства и 1,5 миллиона на растениеводство. Любое вновь созданное крестьянско-фермерское хозяйство может получить 3 миллиона рублей на поддержку и 1 миллион рублей на развитие материально-технической базы.

– По-прежнему в приоритете животноводство?

– Да, это так. Вдумайтесь, 8,5 миллиарда рублей выделено на поддержку всей отрасли сельского хозяйства в регионе. В прошлом году в рамках этих средств 1,2 миллиарда выделено на животноводство. Сегодня по поручению губернатора мы разработали стратегию развития животноводства, чтобы нарастить валовое производство молока, мяса и прочей продукции. Из краевого бюджета на эти цели выделено 500 миллионов рублей.

Напомню, что появились и новые меры господдержки, например на приобретение скота по импорту. Край будет компенсировать 70 процентов от стоимости поголовья. Плюс регион платит 50 тысяч на каждую введенную в основное стадо новую голову, компенсирует до 70 процентов на приобретение семени, разделенного по полу, и эмбрионов. Помимо этого, на содержание одной племенной коровы из федерального бюджета сегодня выделяется 9 тысяч рублей, из краевого бюджета мы добавляем 5 тысяч рублей. Итого компенсация составляет 14 тысяч рублей.

Еды хватит всем

– В крае достаточно сырья и готовой продукции, чтобы полностью обеспечить жителей?

– В целом проблем с продовольствием в регионе нет. Да, мы сегодня не производим гречку. К сожалению, это не наша культура. Но мы связались с коллегами из Алтайского края и Новосибирской области. Есть ряд предприятий, которые готовы поставлять нам данную крупу. Этих производителей мы уже состыковали с торговыми сетями.

Что будет с ценами? Надеюсь, сильного роста по нашей продукции не произойдет. Задача сельхозпроизводителей, в том числе и мелких, – продать продукцию хотя бы с минимальной рентабельностью и вернуть затраты. Впрочем, цена на пшеницу уже выросла. Если в октябре-ноябре прошлого года зерно четвертого класса с содержанием протеина 12,5 процента и выше стоило 9–10 рублей, то сегодня в новороссийском порту – уже 14,5 рубля.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее, что произошло с ценой на пшеницу.

– Рост цен на пшеницу необоснованный. При себестоимости 6–7 рублей ее стоимость – 15 рублей! Мы ни в коем случае не должны допустить рост цен на социально важные продукты. А рентабельность производства выпечки сейчас практически равна нулю, так как цена на муку в сетях выросла почти на 10 процентов. Все потому, что сырье подорожало.

Поэтому сегодня есть федеральные ограничения на вывоз пшеницы за территорию России. Считаю, что это справедливая мера. Мы должны удержать цены на сырье, на значимую продукцию на уровне января этого года.

На данный момент в регионе осталось 2,5 миллиона тонн зерновых и зернобобовых культур, в том числе риса. Из них только пшеницы – 1,5 миллиона тонн. Этого достаточно, чтобы полностью обеспечить регион кормами и зерном для муки. Спрос на пшеницу внутри российского рынка огромен. В России дефицит пшеницы пятого класса, так называемой фуражной пшеницы, той, которая идет на корм. Ее стоимость в соседних субъектах доходит до 13,5 рубля. У нас благодатный край, и мы не должны спекулировать на этом. С теми, кто будет необоснованно поднимать цены на сырье, будут работать компетентные органы.

На Кубани по вопросам реализации выращенных продуктов представители малых форм хозяйствования могут обратиться на горячую линию Центра компетенций по телефону 8-928-468-84-49. Также обращения фермеров, связанные со сбытом, принимает министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по номеру 8 (861) 214-25-94.