Алексей Черненко: «Голосование будет проходить в течение трех дней: с 17 по 19 сентября»
После того как 17 июня президент России подписал указ о назначении выборов в Государственную Думу VIII созыва на 19 сентября – е
Что надо знать избирателям о ней? Какой кандидатский минимум должны пройти партийные выдвиженцы в депутаты парламента и самовыдвиженцы? Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с председателем избирательной комиссии Краснодарского края Алексеем Черненко.
– Алексей Дмитриевич, мы уже вступили в период избирательной кампании. Каков алгоритм действий партий, участвующих в выборах, и соискателей депутатских мандатов?
– Выдвижение федеральных списков кандидатов и тех, кто баллотируется по одномандатным избирательным округам от политических партий, а также самовыдвиженцев началось 18 июня. Партийные кандидаты – одномандатники должны представить документы о своем выдвижении в окружные избирательные комиссии до 23 июля 2021 года, самовыдвиженцы – до 12 июля.
– Скажите, кто из кандидатов и какие партии могут обойтись в эту кампанию без сбора подписей избирателей в свою поддержку, а кто – нет?
– От этой процедуры освобождены политические партии, чьи представители избраны в Госдуму или региональные парламенты.
Список таких партий определяется постановлением ЦИК России. Он доступен на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. На сегодня таких партий 14 («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Коммунистическая партия Коммунисты России», «Родина», Новые Люди, «Яблоко», «Зеленая альтернатива», Партия Роста, Российская экологическая партия «Зеленые», «Российская партия свободы и справедливости», Гражданская платформа).
Остальные партии, которые решили участвовать в выборах депутатов Госдумы, должны представить в ЦИК России не менее 200 тысяч подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка своих кандидатов, а выдвинутые ими одномандатники – в соответствующую окружную комиссию не менее 3 процентов подписей избирателей округа. Если федеральный список будет зарегистрирован, то претенденты, выдвинутые этими партиями по одномандатным округам, могут подписи не собирать.
Самовыдвиженцы также должны представить в окружную комиссию не менее 3 процентов подписей от числа зарегистрированных в округе избирателей (в крае – порядка 15 тысяч подписей).
– Сейчас наступил сложный момент для средств массовой информации: кандидаты еще не зарегистрированы, а значит, писать об избирательной кампании надо осторожно. Напомните, согласно законодательству, о чем может сообщать пресса, а о чем – нет?
– Здесь средства массовой информации самостоятельно определяют тематику своих публикаций о выборах, но их содержание, безусловно, должно отвечать определенным требованиям избирательного законодательства. В период масштабных федеральных избирательных кампаний, охватывающих всю страну, возникает множество различных инфоповодов.
Агитационный период в средствах массовой информации еще не стартовал, однако пресса может информировать своих читателей и зрителей о предстоящих выборах депутатов Госдумы, рассказывать о порядке их проведения, применяемой избирательной системе и т. д. И об избирательных объединениях, и кандидатах также можно рассказывать, так как это наиболее интересно людям. Без объективной информации об участниках избирательного процесса картина выборов вряд ли может быть полной. Главное – чтобы публикуемые статьи или репортажи не имели агитационной цели. И материал должен подаваться отдельным блоком, освещать в равной степени предвыборную деятельность партий и кандидатов. Мы ориентируем журналистов на то, что информация должна быть объективной и достоверной, а также не нарушать равенство кандидатов и политических партий. Это основные, базовые требования к информированию населения.
– Если сравнивать нынешнюю кампанию по выборам в Госдуму с кампанией 2016 года, как изменилось выборное законодательство? Что точно должны знать избиратели?
– За пять прошедших лет с предыдущей думской кампании в российское законодательство были внесены существенные изменения. Если охарактеризовать новации, то можно говорить о двух наиболее очевидных тенденциях.
Во-первых, произошло заметное расширение форм и возможностей реализации активного избирательного права. Большой популярностью среди избирателей пользуется механизм «мобильный избиратель». Он позволяет голосовать гражданам по месту их нахождения. Если вспомнить 2016 год, то тогда применялись открепительные удостоверения. Кстати, оформить заявление о голосовании по месту нахождения на выборах федерального парламента можно со 2 августа по 13 сентября в территориальной избирательной комиссии, МФЦ или через портал «Госуслуги», а с 8 по 13 сентября – в любой участковой избирательной комиссии.
Теперь голосование будет проходить в течение трех дней: с 17 по 19 сентября. Избиратели могут выбрать день, в который они придут на участок, – пятницу, субботу или воскресенье. Безусловно, эти новеллы законодательства также направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности людей.
Во-вторых, цифровизация широко проникает в различные избирательные процедуры. Сейчас всем доступны цифровые сервисы, и их количество стремительно увеличивается. Каждый год ЦИК России анонсирует новые разработки, которые интересны людям и полезны участникам избирательного процесса.
Через портал «Госуслуги» можно подать не только заявление о голосовании по месту пребывания, но и заявление о голосовании «на дому». Данная норма будет актуальна для возрастных избирателей и избирателей, имеющих инвалидность. Кроме того, на сайте ЦИК России можно найти свой избирательный участок, проверить информацию о себе в списке избирателей, получить сведения о комиссиях и проходящих кампаниях.
Это лишь часть законодательных новаций и практических возможностей, которые кардинально меняют представление людей об избирательной системе и повышают доверие к ней. Развитие механизмов идет стремительно, и мы это ощущаем буквально каждую новую кампанию. Важно то, что вся эта работа ведется в интересах избирателей.
– В мае ЦИК России проводила общероссийскую тренировку дистанционного электронного голосования. Как тестирование новой системы прошло на Кубани?
– Эксперимент по дистанционному электронному голосованию проходил в два этапа. На первом – избиратели подавали заявление об участии в тестировании системы через портал «Госуслуги». На втором – непосредственно участвовали в онлайн-голосовании. Оно проходило с 12 по 14 мая на отдельном портале дистанционного электронного голосования. Подавшие заявление получали электронный бюллетень и делали свой выбор с помощью компьютера или смартфона. В этой процедуре участвовало свыше 62 тысяч кубанцев. По количеству проголосовавших Краснодарский край занял второе место по России, пропустив вперед лишь Санкт-Петербург.
Во время голосования на портале в режиме реального времени для пользователей интернета была доступна статистика о проведении тестирования. Каждый человек мог стать «виртуальным» наблюдателем. Система прошла проверку, и она будет активно применяться в отдельных регионах на выборах 19 сентября. В нашем крае она пока не будет использоваться, но технология в будущем может появиться и у нас.
– С чем краевые избирательные комиссии подошли к этим выборам?
– Готовиться к предстоящим выборам мы начали с конца прошлого года, когда приступили к формированию территориальных комиссий в связи с истечением срока их полномочий. Этот процесс продолжался до мая этого года, в результате сформировано 57 новых составов из 60 территориальных комиссий края. И еще дополнительно создано 26 новых участковых комиссий.
Мы провели рабочие встречи с представителями исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам регистрации, учета избирателей. Обсудили вопросы оказания содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
Организовали десять обучающих семинаров для членов избирательных комиссий муниципалитетов, территориальных избиркомов. Приглашали на них представителей региональных отделений политических партий. Члены избирательных комиссий участвовали в дистанционных мероприятиях ЦИК России.
Мы планируем в ближайшее время встретиться с представителями средств массовой информации, чтобы обсудить вопросы освещения кампании и взаимодействия с избиркомами. По просьбе Общественной палаты края будем участвовать в образовательных сессиях для общественных наблюдателей.
Планируем запуск информационно-обучающего портала избирательных комиссий Краснодарского края. На новом, удобном и современном ресурсе будем обучать членов избиркомов всех уровней, причем открыто и максимально прозрачно. Качественная подготовка комиссий и участников избирательного процесса – залог успешного проведения выборов.