Власть

Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко: «В цифровизации Россия догоняет и обгоняет страны-лидеры»

Дмитрий Чернышенко. Фото: government.ru

Заместитель председателя правительства РФ рассказал об итогах года и планах по цифровизации.

Дмитрий Чернышенко в интервью «РИА Новости» рассказал о пакете мер поддержки телекома, итогах года и планах по цифровизации, а также объяснил, из-за чего Россия отказалась вводить цифровой налог.

Вице-премьера попросили оценить эффективность мер поддержки государством IT-отрасли в пандемию.

— Мы сегментировали всю отрасль на 12 направлений — от софта до безопасности и связи, и в каждом из них пригласили топ-10 компаний, чтобы они нам сказали, какие есть барьеры, что им мешает жить и развиваться. В результате получили первый пакет, теперь запущен второй пакет. Они дают огромный толчок росту нашей цифровой индустрии — это не просто дань моде, а технологическая необходимость перехода к новой экономике, — отметил Дмитрий Чернышенко.

По словам заместителя председателя правительства РФ, пандемия, действительно, подстегнула цифровизацию и этот переход.

— В России очень высокие позиции в этой сфере, поэтому мы перепрыгиваем через несколько ступеней, догоняем и обгоняем страны-лидеры. Это импортозамещение будет стремительно происходить не только для инфраструктуры (например, при создании станций LTE), которая очень важна для безопасности нашей страны, но и для ПО, в котором мы от 60% до 100% также готовы к импортозамещению по всем направлениям спектра — и промышленного, и потребительского, — подчекнул Дмитрий Чернышенко. — Понятно, что это рыночные отношения, и мы их в честной борьбе замещаем. С микроэлектроникой более сложная ситуация. Но следующий год даст рынку новый процессор и выведет несколько принципиально новых сквозных проектов в отечественной микроэлектронике.

Вице-премьер подвел финансовые итоги первого пакета.

— По данным ФНС у нас 49 миллиардов рублей налоговых поступлений благодаря реализации первого пакета — так что для государства это тоже выгодно, — заявил он.

Спросили Чернышенко и о том, как обстоят дела с пакетом мер поддержки для телекоммуникационной отрасли.

— Этот пакет мер поддержки отрасли сформирован. И сейчас наши ведомства изучают документ — идет процесс согласования. Важно, что его разработка также велась при активном участии операторов связи. В планах Минцифры представить пакет мер в правительство в первом квартале будущего года. Предварительно в него войдут более десятка инициатив. Например, инвестиционный налоговый вычет, который предполагает уменьшение налога на прибыль на сумму расходов на модернизацию основных средств. Мы ожидаем, что эффект этой меры для топ-6 операторов будет оценивается до 10 миллиардов рублей ежегодно, — акцентировал Дмитрий Чернышенко. — Вторая мера — льготный кредит и лизинг на приобретение отечественной радиоэлектронной продукции.

Планируется, что с учетом этих мер поддержки доля отечественного оборудования связи составит к 2025 году более 50%.

Кроме того, вице-премьер РФ сообщил, что несколько российских компаний разработали и уже тестируют опытные образцы отечественного оборудования для стека сетей мобильной связи LTE. Некоторые из них запущены в опытную эксплуатацию в Крыму. К концу 2022 года они будут готовы к приему заказов на поставку оборудования LTE для проектов покрытия населенных пунктов численностью до 25 тысяч человек.

— Все опытные образцы отечественного 4G оборудования предоставляются операторам сотовой связи для тестирования. Разработчики регулярно получают от них обратную связь по тем направлениям, которые необходимо доработать или улучшить. Основными претензиями операторов к отечественному оборудованию скорее является не его качество, а высокая стоимость по сравнению с зарубежными аналогами. Но это законы рынка. Пока не будет серийного производства и рыночного спроса, цена не может быть конкурентной, — пояснил Дмитрий Чернышенко. — По предварительным оценкам, если будет обеспечен спрос, выйти на серийное производство отечественных базовых станций 4G мы сможем уже к 2023 году.

Обсудили и так называемый «цифровой паспорт». Вице-премьер рассказал, что он будет из себя представлять, когда начнется эксперимент по его внедрению.

— Цифровой паспорт — это аналог электронной банковской карты с бесконтактным чипом. На карту, содержащую несколько степеней защиты от подделок, будут нанесены персональные данные человека, его фотография. К концу следующего года будут завершены все подготовительные мероприятия. И выдавать начнем с начала 2023 года, предварительно в пилотных регионах, имеющих высокую технологическую готовность к использованию таких документов — это Москва, Московская область и Республика Татарстан. А вот использовать такой паспорт можно будет в любой точке России.

Замена бумажного документа на смарт-карту останется выбором каждого гражданина.

— Хотя уверен, что выбор большинства будет очевиден в пользу электронного носителя. По желанию в память смарт-карты можно будет занести другую информацию, например, ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения. Уже готов системный проект, базовые электронные компоненты — микросхема и бланк, проведены технические испытания, — отметил Дмитрий Чернышенко.

Не секрет, что мир движется в сторону введения налога на международные IT-компании. Заместителя председателя правительства РФ спросили, подготовило ли Минцифры свои предложения по цифровому налогу, какова его величина, и когда он будет введен?

— Мы не пошли по пути закрытия границ и выстраивания своего российского налога для иностранных компаний, поскольку мы в единой системе ВТО и уважаем принципы ОЭСР, которая разработала подготовила глобальную налоговую реформу, которая стоит на двух столпах: Pillar-1 и Pillar-2. Механизм Pillar-1, при котором международные группы компаний, не только IT, платят налоги в той стране, где они извлекают прибыль, — более справедливое распределение. Независимо от того, физически они присутствуют или нет — если ты извлекаешь прибыль, плати налоги в той стране, на местном рынке. Pillar-2 устанавливает глобальную минимальную ставку налога на прибыль в размере 15%. Мы рассчитывали и смотрели, какие налоги мы хотели бы вводить на иностранных резидентов, и сравнивали с теми налогами, которые мы можем получать в результате глобального налога, который делает ОЭСР. И видим, что нам выгоднее будет присоединиться к международной программе. Во-первых, она обеспечит прозрачность, которую нам не давали глобальные корпорации. Мы не видели этот объем, а сейчас они вынуждены будут раскрываться, — ответил вице-премьер.

Чернышенко добавил, что это будет оформлено законодательно, Россия присоединится к международной конвенции. Это решение уже принято.