Николай Павлович гостей встречает в парадном кителе и фуражке. Он сдержан, но приветлив. Крепко, по-генеральски, жмет руку… К общению с журналистами давно привык. На столике многочисленные книги, газетные вырезки, фотографии и макет того самого бомбардировщика ДБ-3. На крылатую машину летчик смотрит с любовью. В годы войны на ней он «доставил на головы фашистов» несколько сотен тонн бомб. На счету Жугана 312 боевых вылетов, четырежды он был на волосок от смерти.
Свой рассказ наш герой начинает с воспоминаний детства. Мало в нем было мальчишеских радостей. Мать и отца Николай Павлович не помнит. Сиротой остался в пять лет. Трое старших братьев и сестра помогали ему, как могли, но время было трудное, и мальчик попал в детский дом.
– Там я пошел в первый класс. Прошло несколько лет, окреп. Мне было чуть больше десяти, когда сестра уговорила вернуться в село. Управлялся в колхозе с лошадьми, в школу ходил, не бросал, был твердым хорошистом, – рассказывает Николай Павлович. – Один из братьев смастерил для нас, пацанов, деревянный лопинг (особые качели, способные вращаться вокруг оси. – Прим. авт.). Любимое развлечение было. Если другие переворачивались на нем раз двадцать, я мог и сто. Подумать тогда даже не мог, что именно эти качели дадут мне будущее…
Когда настало время идти в армию, вспоминает рассказчик, отправился на медкомиссию. Все врачи поставили «годен». Удивил призывник и возможностями вестибулярного аппарата. Каких заданий только ни давали медики – ему все было нипочем. В итоге дали направление в Харьковскую летную школу ДОСААФ. Оттуда попал в военное летное училище. Летал на У-2 и Р-5. В части переучился на Ил-4 (модификация того самого БД-3). К началу войны Жуган получил звание младшего лейтенанта.
– С первого дня был в небе. На задания днем выходили «девятками», а возвращались «пятерками». Крайних истребители фашистские сбивали. Потом летать стали ночью. Стратегия и тактика менялись, – делится летчик.
Николай Павлович не раз смотрел смерти в лицо. Покидал подбитую машину и над оккупированной территорией.
– Удачно приземлился на парашюте, ночью это было. Добрался до ближайшей деревеньки, в крайнем доме жила старушка. Она сначала с опаской ко мне отнеслась. А потом в лес к партизанам отправила. Помогли ребята, смог добраться до своего полка. Командир Иван Карлович Бровко меня увидел, обнял крепко. Предложил отпуск, да куда мне ехать. Опять в самолет и на задание, – отважный летчик предается воспоминаниям с легкой улыбкой. Но уже через мгновение он вновь серьезен.
Тут же делится еще одним случаем… Когда самолет его был сбит над Белоруссией, он тоже попал к добрым людям. Несмотря на страшную опасность – укрывательство советского летчика, семья несколько дней прятала Жугана на печке. Хозяин отпугивал фашистов рассказами о тифе. Те домик стороной обходили. Когда наш герой окреп, вновь подался к партизанам. Они помогли переправиться через речку Березину и добраться до части невредимым.
Николай Павлович берет в руки черно-белую хорошо сохранившуюся фотографию. На фоне бомбардировщика выстроились бравые парни. Всех он называет пофамильно, на каждого выдает небольшое досье.
– Да тут почти все Герои Советского Союза. Некоторые – дважды. Наш 10-й гвардейский бомбардировочный авиаполк дал 29 Героев. Мы как-то в шутку посчитали. Вышло 15 русских и 14 украинцев, – продолжает генерал.
Свою Золотую Звезду под номером 4362 тогда еще капитан Жуган получил в 1944-м. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении вышел 19 августа с формулировкой за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм». О высоком звании он говорит немного, просто и не заостряя внимания. А День Победы вспоминает охотно.
– Готовились к вылету. Радист первым в кабину залез, включил радио и начал орать, руками махать. Я слов не разобрал, сначала и не понял, чего это он. Спрашиваю: «Чего вопишь?» А он: «Победа!» Сразу митинг организовали.
После войны Жуган продолжал службу в дальней авиации командиром эскадрильи. В начале 50-х был назначен командиром полка, позднее – командиром дивизии. В 1960 году в звании генерал-майора авиации уволен в запас. После этого он с семьей переехал на Кубань, живет здесь более полувека. Признается, что, когда встал вопрос о постоянном месте жительства, выбирал между Одессой и Краснодаром. Отдал предпочтение последнему и ни разу об этом не пожалел. Город для него по-настоящему родной.
Живет Николай Павлович в одной из высоток на пересечении Красной и Мира. Супруга Тамара Иосифовна, которая подарила ему двоих сыновей и дочь, умерла несколько лет назад.
– Рано жена ушла, – грустно вздыхает наш герой.
Хозяйкой в доме стала вдова среднего сына Галина. Кстати, именно она занимается организацией торжеств, предстоящих 23 февраля. Женщина рассказала, что в первой части программы запланированы визиты официальных лиц и посещение аэродрома летного училища. Во второй, не менее торжественной, которая пройдет в ресторане, – поздравления родни. А ее немало. У Николая Павловича шесть внуков и девять правнуков. Они съедутся со всей страны, чтобы поблагодарить легендарного деда за мирное небо и пожелать еще долгих лет жизни.
– Сто лет скоро, прямо не верится. Обязательно рюмочку выпью, – уже на прощание, смеясь, говорит Николай Павлович. Он поглаживает макет своего ДБ-3. – Мы еще полетаем!