– Сколько фермеров и из каких районов края обратились в комиссию с момента ее создания?
– Независимой группой было принято около 100 обращений фермеров. Часть из них касались социальных вопросов. Мы их тоже приняли и перенаправили в соответствующие ведомства. Районов, из которых поступили обращения, много, перечислим лишь некоторые: Тбилисский, Кавказский, Новопокровский, Калининский, Лабинский, город Новороссийск.
– Когда возникли конфликты между фермерами и агрохолдингами? С чем они связаны?
– Проблема возникла давно, но только сейчас «вышла на поверхность» и стала обсуждаться публично. Как вы знаете, часть земель сельхозназначения в нашем крае принадлежит пайщикам. В основном это бывшие сотрудники колхозов, которым во времена развала коллективных хозяйств раздавали земельные паи. В начале 2000-х годов пайщики по договору аренды передавали свои наделы во временное пользование вновь образуемым сельхозпредприятиям. Срок действия этих договоров – 10 лет. Проблемы начались, когда подошло время их окончания и пересмотра.
– В чем основная суть претензий фермеров?
– Многие пайщики ожидали, что теперь они заберут свои наделы и будут сами их обрабатывать. Либо передадут фермерам, которым доверяют. Но они столкнулись с сопротивлением сельхозпредприятий, арендовавших их землю. Крупные производители не хотят ее терять: у них сложились определенные инфраструктура, коллектив, прибыль и т. д.
Начались затяжные судебные споры. Фермеры стали говорить, что суды ангажированы и принимают решения не в их пользу. Посыпались жалобы в администрацию края, и было решено создать независимую рабочую группу по решению земельных споров.
В независимую рабочую группу вошли 20 человек: представители фермеров, регионального минсельхоза и департамента имущественных отношений, ЗСК, Совета по правам человека, члены Общественной палаты края, Народного фронта, уполномоченный по защите прав предпринимателей, юристы.
– Расскажите, пожалуйста, о результатах работы комиссии.
– Отчет о деятельности рабочей группы можно увидеть на сайте Общественной палаты в разделе «Фермерский вопрос». Там подробно расписано – по какому поводу было обращение и какое решение принято.
В целом, за время работы независимой группы было урегулировано около 10 конфликтных ситуаций между фермерами и агропредприятиями.
И вот буквально на днях нам сообщили, что есть позитивные решения по делу фермера Николая Маслова из Кавказского района. Он судится с местным сельхозпредприятием от имени дольщиков, которые хотят забрать свои паи у агрохолдинга и передать их фермеру.
– Как на законодательном уровне можно помочь малым формам хозяйствования решить свои земельные вопросы? Планирует ли краевое министерство сельского хозяйства подключиться к этой работе?
– Как говорят юристы, которые занимаются обращениями фермеров, в нынешнем земельном законодательстве есть нормы, вызывающие вопросы. Например, непонятно, почему судьбу большого земельного участка могут решить 20 процентов пайщиков? Это, в принципе, несправедливо по отношению к большинству. Скажем, в корпоративном законодательстве решения принимают не менее 50 процентов акционеров.
Региональный минсельхоз уже выступил с рядом инициатив по совершенствованию земельного законодательства. Министерством совместно с департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Законодательным Собранием проработан вопрос по внесению необходимых изменений в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предлагается без проведения торгов осуществлять предоставление в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
1) крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, соответствующим критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;
2) сельскохозяйственным организациям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющим деятельность по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства и соответствующим критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Существенным условием договоров аренды, заключенных без проведения торгов, будет то, что арендатор земельного участка будет лишен права передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и т. д.
11 мая эти предложения рассмотрены в Государственной Думе РФ в первом чтении. Кроме того, заместитель председателя Исполкома ОНФ Наталья Костенко подключила к работе нашей группы Центр мониторинга законодательства Московской юридической академии им. Кутафина. Ее специалисты вместе с нами анализируют все проблемные ситуации и пишут рекомендации. Их анализ направлен на поиск системной проблемы и ее устранение на законодательном уровне.
– На какую поддержку со стороны государства и, в том числе, со стороны краевого минсельхоза сегодня могут рассчитывать фермеры и другие малые формы хозяйств?
– Из краевого бюджета выделено 700 миллионов рублей субсидий на продукцию, произведенную фермерскими хозяйствами и в личных подсобных хозяйствах. Через неделю субсидии уже уйдут в районы.
Также край выделяет 350 рублей на строительство одного квадратного метра теплицы на металлическом каркасе и по 150 рублей – на деревянном каркасе.
136 миллионов рублей выделено на гранты начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм.
– Рабочая группа образована почти два месяца назад. За это время у вас сложилось мнение – кто прав, кто не прав?
– Перед рабочей группой не ставилась задача быть третейским судьей. Наша задача – не подменять собою власть, а указать на системную проблему, причину ее возникновения и варианты решения.
За время работы мы провели несколько выездных встреч в районах края. Почти всегда они превращались в сходы граждан: люди хотели высказаться и по социальным, бытовым проблемам.
Мы также провели более 10 рабочих заседаний в Краснодаре, изучили около 100 поступивших обращений от фермеров. Именно изучили: каждое заявление обсуждалось членами рабочей группы детально.
Мы спрашивали друг друга: все ли сделал заявитель, то есть фермер, для законной защиты своих прав? Правильно ли он защищался? Можно ли ему помочь сейчас или «поезд» ушел?
Когда мы понимали, что есть законная возможность решить проблему, члены рабочей группы консультировали фермеров, направляли в муниципалитеты и уполномоченные органы (прокуратуру, следственный комитет и другие) документы с сопроводительным письмом, в котором в рекомендательном порядке указывали на возможное решение.
– Какие выводы вы сделали за время работы группы? В чем корень проблемы?
– Первое: крестьянин практически не знает земельное законодательство. В результате совершает ошибочные действия и теряет возможность решить вопрос в правовом русле.
Например, пропускает время обращения на продление срока действия договора на аренду земли. После чего вынужден претендовать на нее на общих основаниях, то есть участвовать в торгах. Или не принимает участие в общем собрании дольщиков, где решается судьба большого земельного участка, на котором расположен его пай. Узнает постфактум, что теперь он отошел к какому-нибудь сельхозпредприятию.
Второе. Винить крестьянина в незнании законодательства сложно, потому что только за последние 5 лет в нем произошло два серьезных изменения.
– Судя по публикациям в СМИ, основная претензия фермеров сводится к тому, что крупные агрохолдинги «отжимают» землю и делают это при помощи судов. У членов рабочей группы сложилось такое впечатление?
– Рабочая группа не может дать такой оценки. У нас законодательство говорит, что если судебный акт не отменен вышестоящей инстанцией, то он признается законным. И только вышестоящая инстанция может признать решение действительным или недействительным.
Да, у нас может возникнуть вопрос: почему судья применил ту или иную норму права? Или почему он применил ее в таком контексте? Но мы не можем сказать, что решение суда незаконно. Для вынесения таких вердиктов в стране есть Верховный суд. Он следит за тем, чтобы закон применялся единообразно.
Что можем сделать мы? По судебным решениям, которые вызвали у нас вопросы, мы можем от имени Народного фронта и Общественной палаты Краснодарского края направить обращение в Верховный суд и попросить его определить единый подход к определению нормы закона.
Приведем условный пример. Перед разводом фермер вывел жену из их крестьянско-фермерского хозяйства. При разводе жена потребовала раздела имущества, в том числе часть земли КФХ. Суд применил Гражданский кодекс, поделив имущество пополам, включая КФХ. Но это решение входит в противоречие с законом о крестьянско-фермерских хозяйствах, согласно которому бывший член КФХ не может претендовать на землю, а только на денежную компенсацию. Соответственно, возникает вопрос: какой закон имеет приоритет? Вот это и может определить Верховный суд.
– Несмотря на то, что комиссия работает и отчитывается о результатах, фермеры по-прежнему недовольны и готовятся устроить акцию с полетом на шаре с письмом к президенту, чтобы привлечь его внимание к своим проблемам.
– Это, наверное, будет выглядеть эффектно. Но возникает вопрос – зачем? Вы думаете, президент не знает об этой проблеме или не было команды заняться ее решением? И, потом, за чей счет «банкет»?
Если есть средства на такие дорогостоящие акции, может, лучше их потратить на грамотного юриста, который будет помогать фермеру вести дела и выигрывать суды?
Вот, скажем, в агрохолдингах есть юристы. На заседаниях рабочей группы они аргументированно отстаивают позиции предприятия и грамотно готовят пакеты документов для защиты интересов своего предприятия в суде. Фермерам, как я уже говорила, не хватает юридической грамотности и на услугах юриста они тоже экономят.
Фермеры, которые инициируют показательные акции типа полета на воздушном шаре, входят в рабочую группу. На мой взгляд, они должны понимать, что такое поведение дискредитирует рабочую группу, частью которой они являются. Сейчас к нам прислушиваются и исполнительная, и законодательная власть, правоохранительные органы. А если мы будем устраивать показательные выступления, все превратится в фарс.
Мы понимаем, что снискать внимание публики проще полетом на шаре или поездкой на тракторе в Москву. Но мы предпочитаем другие методы – диалог и грамотную аргументацию. Это дольше, об этом не будут писать все СМИ, но мы советуем членам рабочей группы набраться терпения и направить энергию на решение проблем эволюционным путем.
– Когда будет расформирована рабочая группа?
– Точной даты назвать не можем. Мы еще не встретились со всеми заявителями. Наверное, будут еще обращения. Но уже сейчас мы видим, что большую часть фермерских проблем можно было решить на муниципальном уровне, если бы главы в этом вопросе работали лучше.
Вице-губернатор Андрей Коробка направил в районы поручение главам активнее подключиться к работе с фермерами. При должной поддержке они могут стать основой экономического развития района наряду с крупными сельхозпроизводителями.