Трехлетний план по восстановлению продуктивности Азовских лиманов был разработан год назад администрацией Краснодарского края совместно с учеными отраслевых институтов, Азово-Черноморским филиалом ФГБУ «Главрыбвод», Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства.
«КН» уже не раз писали о тревогах, которые вызывает состояние этих водоемов, формирующих основные промысловые запасы некогда самого рыбного моря планеты.
В лучшие годы здесь воспроизводилось до 80 процентов молоди судака, вся молодь тарани. Но теперь об этом можно только мечтать. А еще лучше активно действовать, чтобы изменить ситуацию.
Вспомним 70-е
– Артем Геннадьевич, на одном из последних заседаний рыбохозяйственного совета Краснодарского края вице-губернатор Андрей Коробка отметил, что на протяжении последних нескольких десятилетий запасы рыбы в Азовском море сокращаются и, кроме карася, в них скоро ничего не останется. Если в 70-х годах воспроизводственная площадь лиманов – естественных нерестилищ – была 190 тысяч гектаров, то сегодня – только 40 тысяч. Они зарастают и мелеют. Тогда было дано поручение создать межведомственную рабочую группу для разработки программы расчистки кубанских водоемов. Как сейчас обстоят дела?
– Группа действует, и уже можно говорить об определенных результатах. Болевые точки обозначены, с Федеральным агентством по рыболовству согласован трехлетний план по выпуску растительноядных рыб – толстолобика и белого амура. Это направление определили как основной путь мелиорации водных лиманов.
– В чем он заключается?
– Наиболее эффективным и низкозатратным методом восстановления биологического потенциала лиманов является биологическая мелиорация – зарыбление лиманов растительноядными рыбами. Белый толстолобик потребляет излишки высшей водной растительности, а белый амур – планктонные микроводоросли.
– Насколько эффективен такой метод и применялся ли он когда-нибудь у нас в крае?
– В том-то и дело, что такой метод успешно был опробован в 70-х годах в Восточно-Ахтарском нерестово-выростном хозяйстве. В лиманах этого хозяйства биомасса так называемых водных макрофитов, а проще – водорослей, достигала астрономических величин – 100 тонн на гектар. После зарыбления лимана этим видом рыб из расчета 1000 экземпляров на гектар масса водорослей уменьшилась на 95 процентов! Подавление белым амуром высшей водной растительности привело к увеличению выхода молоди судака более чем в 50 раз!
– И сколько нам надо выпускать в наши лиманы этой чудо-рыбы, чтобы мы снова получили такой эффект?
– Расчеты, проведенные учеными, показывают, что для подавления чрезмерной растительности в азовских лиманах Краснодарского края объемы зарыбления должны ежегодно составлять не менее 22 миллионов штук молоди.
– А сколько зарыбили в прошлом году?
– Белого амура и толстолобика – 860 тысяч экземпляров. Немного, но надо учесть, что это в 11 раз больше, чем в 2016 году. Согласитесь, прогресс есть.
– Очень небольшой. Что в ближайшей перспективе?
– Напряженная работа, чтобы все-таки выпускать в лиманы нашего края заветное количество ценной молоди. В начале этого года в наши рыборазводные предприятия уже подано заявок на два миллиона штук молоди – осенью рыба будет выпущена в водоемы. Но год только начался, и эта цифра обязательно вырастет.
– Кто подает такие заявки?
– Предприятия, коммерческие структуры, сельхозпредприятия, которые ведут хозяйственную деятельность в природоохранной зоне наших лиманов. Это в качестве компенсации причиняемого ими ущерба. То есть с краем эти предприятии рассчитываются молодью, полученной за счет их средства на наших рыборазводных предприятиях. К тому же, такую «плату» планируется взимать и с предприятий, которые ведут свою деятельность в акваториях наших морей. Ведь, согласитесь, совсем разные величины получаются, когда фермер берет из водоема воду для полива овощей или когда идет углубление дна какого-то порта.
– Таким образом, вам удается получать средства для того, чтобы заработали наши рыборазводные предприятия. А они в состоянии получить такое количество материала?
– Это только начало. Надо расширять производство травоядных рыб. У нас есть еще не задействованные площади, где мы получим миллионы штук ценной молоди. Имея твердый план, рыбозаводы охотно возьмутся за эту работу. Так что 22 миллиона штук молоди – цифра вполне подъемная и в скором времени мы ее осилим.
А пока зарыбление лиманов будем вести поэтапно. В первую очередь – по Куликово-Курчанской группе Темрюкского района. Она, по оценке ученых, находится в самом критическом состоянии. Сосредоточив там на какое-то время выпуск всей молоди, в скором времени мы сможем реально оценить проделанную, по рекомендациям ученых, работу.
– Кроме биологической мелиорации, есть другие пути «лечения» Азовских лиманов?
– Мы предусмотрели также проведение механической расчистки межлиманных соединений, водоподающих каналов, гирл и так называемых устьевых зон степных рек, впадающих в лиманы.
В этом году уже выделено более 70 миллионов рублей на расчистку Васильчикова ерика. Это канал, который соединяет реку Протока с Ахтаро-Гливенской системой лиманов. Тем самым мы увеличим поступление в лиманы пресной воды и уже в определенной степени уменьшим их засоление морской водой. Ведь существует порог солености воды, преступив который, рыба перестанет нереститься в наших лиманах. Так что и в этом направлении есть определенные подвижки. Уже заложены средства для проведения такой работы по Куликово-Курчанской группе лиманов. Она начнется в будущем году.
– Когда начнется месячник по охране рыб в нерестовый период?
– 1 марта. Мы к нему готовимся. В этом году продолжится практика выезда рабочих групп в районы, граничащие с Азовскими лиманами, – для надежной охраны рыбных запасов.