Кубанские Новости
Экономика
Виктор Самонов

Пользу или вред принесли кубанской экономике санкции и антисанкции

Вот уже четыре года, как регионы страны живут в условиях санкций и антисанкций. В августе 2014 года глава государства подписал у

Хотели зла, но получили пользу

Эмбарго коснулось США, Европейского Союза, Канады, Австралии и Норвегии. Мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты и молочная продукция перестали поступать из стран, которые ввели против России санкции по политическим мотивам. Естественно, что в ответ и со стороны России последовали контрмеры – так называемые антисанкции, которые неоднократно продлевались.

По последним данным, все эти запретительные меры, как со стороны России, так и Запада, сохраняются до конца 2019 года. Эмбарго независимые эксперты оценивают неоднозначно, однако подавляющее большинство солидарно в одном – санкции благотворно сказываются на развитии отечественного АПК. Более того, благодаря импортозамещению в отечественной сельскохозяйственной отрасли открылись новые направления, появления которых ожидали долгие годы.

Андрей Коробка, вице-губернатор Краснодарского края.
Андрей Коробка, вице-губернатор Краснодарского края.
Фото: Игорь Глазко

О плюсах и минусах санкционной политики, об изменениях, произошедших в кубанском АПК за четыре года после введения эмбарго, о предварительных результатах целенаправленного замещения импорта местной продукцией читателям «КН» рассказал вице-губернатор Краснодарского края, курирующий аграрные вопросы, Андрей Коробка.

Испытание стимулом

– Андрей Николаевич, наверное, главный вопрос, который волнует сейчас кубанцев, не повлечет ли за собой продление продовольственного эмбарго до конца 2019 года подорожание сельхозпродукции?

– Не думаю, что продление продовольственного эмбарго как-то может повлиять на стоимость потребительской корзины. Урожай, конкуренция на рынке, сезонность – вот те параметры, от которых отталкиваются цены.

– Кубань – один из главных аграрных российских регионов, житница страны. Расскажите, какое влияние санкций испытал Краснодарский край?

– Для наших производителей продовольственное эмбарго стало хорошим импульсом развития. У них появилась возможность и главное – стимул наращивать производство, сбыт, вкладываться в модернизацию хозяйств и производственных мощностей. Можно уверенно говорить о том, что за эти четыре года агропромышленный комплекс края и всей страны однозначно стал сильнее, технологичнее.

Считаю, очень важные сдвиги произошли в подходах к развитию АПК. Сейчас у нас уже другая политика в этой отрасли. Мы уверенно идем к тому, чтобы производство сельхозпродуктов, начиная с семян, было на 100 процентов отечественным. Сегодня Краснодарский край сохраняет лидирующие позиции по селекции и семеноводству озимой пшеницы, ячменя, риса, сои. Именно это позволяет полностью обеспечить качественными семенами этих культур не только наш аграрный сектор, но и половину сельхозпроизводителей страны.

Справка «КН»Инвестиции в сфере АПК

- 2015 год. Реализовано 22 крупных проекта на общую сумму 34,2 млрд. рублей, в результате которых создано 3538 новых рабочих мест.

- 2016 год. Реализовано 39 крупных проектов на общую сумму 16,6 млрд. рублей, в результате которых создано 1818 новых рабочих мест.

- 2017 год. Реализовано 42 крупных проекта на общую сумму 16,6 млрд. рублей, в результате которых создано 889 новых рабочих мест.

- В настоящее время в агропромышленном комплексе Краснодарского края реализуется более 200 инвестиционных проектов.

– Какие сегменты АПК, на ваш взгляд, оказались лучше подготовленными к новому режиму работы в условиях санкций?

– Полагаю, за эти годы прорыв произошел практически везде, причем как количественный, так и качественный. Значительно выросли и продолжают расти площади молодых садов, виноградников. В овощеводстве неплохой рост – в производстве томатов, к примеру, он составил 25 процентов. К 2024 году мы планируем довести ежегодное производство кубанских овощей до 900 тысяч тонн как минимум.

В перерабатывающей отрасли мы также видим серьезные подвижки. Успешно развиваются сахарное, масложировое, хлебобулочное, мукомольно-крупяное производства. Трудно назвать аграрные сегменты, где за четыре минувших года не произошли бы положительные изменения.

Держат марку

– Часто приходится слышать: это сегодня полки наших магазинов ломятся от кубанских товаров, а если санкции отменят? Не начнется ли тогда обратный процесс, а наши сыры и яблоки опять будут вытеснены с рынка, оттеснены на самую обочину?

– Для всех сельхозпроизводителей продэмбарго стало своего рода шансом проявить себя. Присутствие импортного продовольствия на полках магазинов прежде не давало им это сделать. Поэтому процесс замещения произошел, на мой взгляд, достаточно быстро.

Сейчас кубанские производители научились оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. Если появляется более или менее свободная ниша, они ее быстро заполняют, ориентируясь при этом не только на замещение выпавших объемов продуктов, но и на повышении их качества, конкурентоспособности. Большая конкуренция внутри страны не дает расслабиться. Поэтому, даже если российский рынок откроется для иностранной продукции, наш производитель уже ничего не потеряет.

В первую очередь на место импортным брендам пришли именно местные товары. Что касается конкретно кубанской продукции, то она очень хорошо разошлась по всей стране, в некоторых категориях полностью заместив импорт. К примеру, ушли польские шампиньоны, и сейчас их место занимают южные производители, в том числе кубанские. В летний, так называемый «высокий» сезон в АПК, овощи в торговых сетях страны по большей части тоже южные. По яблокам то же самое.

– А по устрицам?..

– Надо быть реалистами – есть направления, которые Краснодарский край даже при всем желании не сможет закрыть в силу географии расположения и климата. К примеру, по морепродуктам – красной рыбе, устрицам. Они в большинстве дальневосточные. Или, например, цитрусовые. Сочи, конечно, производит и киви, и лимоны, и мандарины, но это далеко от промышленных масштабов.

– Какие новые кубанские бренды появились?

– Наши производители постоянно выпускают что-то новое, подстраиваясь под запросы потребителя. А кубанская продукция уже сама по себе бренд, причем подкрепленный знаком качества. В прошлом году по поручению губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева край внедрил своего рода систему сертификации – знак «Сделано на Кубани».

Валовой сбор сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий (тысяч тонн)

2013

2014

2015

2016

2017

Зерновые и зернобобовые культуры

12 038

12 871

13 711

13 979

14 108

Овощи

716

767

870

872

874

Картофель

562

604

615

623

601

Плодово-ягодная продукция

284,4

233,4

247,5

466,9

456

Бахчевые культуры

87

71

67

58

65