– У Краснодарского края традиционно самый большой стенд – более 1,5 тысячи квадратных метров. При этом каждый год регион обновляет концепцию презентации инвестпроектов. Как было организовано пространство краевой экспозиции в этом году?
– В этом году концепция кубанского стенда наглядно и качественно проиллюстрировала те глобальные перемены, которые начались в системе управления социально-экономическим развитием края в прошлом году и продолжатся в ближайшие 12 лет в связи с принятием новой долгосрочной Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года.
Этот документ предполагает много новаций, в частности – значительные изменения в перспективах муниципального развития. Это, в свою очередь, нашло отражение в оформлении регионального стенда.
Одно из ключевых нововведений «Стратегии 2030» – разделение экономического пространства края на 5 территориально-экономических зон (Северная, Центральная, Восточная, Предгорная, Черноморская) и 2 агломерации (Краснодарская, Сочинская). Муниципальные образования объединены в группы не только по принципу географической близости, но, главным образом, по общности экономических интересов, отраслевой специализации и приоритетов развития.
В свете этого во главу угла в работе по наращиванию экономического и инвестиционного потенциалов поставлено межмуниципальное сотрудничество.
Уже сформированы Советы экономических зон, куда вошли лично главы городов и районов, избраны председатели Советов, состоялись первые заседания. Их результатом стало определение пула прорывных проектов для опережающего развития территорий. Эти проекты «прошли защиту» перед руководством края, были проанализированы на предмет соответствия приоритетам нового майского указа президента и «Стратегии 2030», а также с точки зрения реальности и рентабельности воплощения в жизнь.
Как итог – на региональном стенде РИФ-2019 инвестиционные проекты представлены уже не от отдельных муниципалитетов, как было ранее, а именно от территориально-экономических зон.
Такой подход, на мой взгляд, позволит объединить ресурсы территорий в преодолении инфраструктурных ограничений, а значит, нарастить инвестиционные возможности городов и районов, придав им больший вес и перспективность в глазах потенциальных инвесторов.
Когда есть такая общность, муниципальное сотрудничество выстроено на высоком уровне, инвестору понятно, что все территории разделяют ценности развития экономзоны, и он может рассчитывать уже на более крупный рынок, большее число потребителей, более высокий спрос на продукцию.
– На стенде края представлено много проектов. Есть ли такие, которые вы бы выделили особо?
– На стенде действительно представлено достаточно интересных и инвестиционно емких проектов. Но центральным в экспозиции я назвал бы флагманский проект «Стратегии 2030» – «Развитие Южного экспортно-импортного хаба».
Это масштабный и многогранный проект, по которому мы получили одобрение правительства Российской Федерации. Надеюсь, в ближайшее время будет организована рабочая группа на федеральном уровне под председательством заместителя председателя правительства РФ Максима Акимова, которая займется координацией его реализации.
Экспортно-импортный хаб – перспективный и важный проект, который не только затрагивает интересы региональных предпринимателей, но и создает в стране один из ключевых евразийских транспортно-логистических хабов с развитыми портовыми мощностями, соответствующей современной авиационной, железнодорожной, автодорожной инфраструктурой.
Еще одно прорывное, на мой взгляд, направление – развитие Краснодарской агломерации.
Общемировые тенденции таковы, что борьба за инвестиции и трудовые ресурсы осуществляется не на уровне стран и регионов, а на уровне крупных городов. Наша задача – обеспечить в Краснодарской агломерации, в ядре региона, привлекательные условия для жизни и работы, доступность инфраструктуры, не только инженерной и социальной, но и создающей населению условия для реализации научного, инновационного, творческого потенциала.
Я убежден, что развитие Краснодарской агломерации во многом будет определять развитие края в целом.
– Как взаимоувязаны представленные регионом инвестпроекты и текущий краевой бюджет?
– Мы сегодня говорим о том, что бюджетная политика региона выстроена на приоритетах «Стратегии 2030». Поскольку все представленные инвестиционные проекты также отвечают задачам этого документа, то и прямая связь с бюджетом очевидна.
Несмотря на то, что региональный бюджет остается социально ориентированным, ежегодно мы наращиваем объемы финансирования реального сектора экономики. Темпы экономического развития края позволяют нам больше средств направлять на развитие ЖКХ, промышленности, агропромышленного комплекса и т. д.
В перспективе суммы финансирования этих направлений будут только расти, потому что только так возможно укрепление и развитие бизнеса, увеличение налогооблагаемой базы и, соответственно, обеспечение стабильного поступления в бюджет средств на социальные расходы: организацию комфортной городской среды, мероприятия по увеличению продолжительности жизни, повышение зарплат бюджетникам и т. д.
– Игорь Петрович, на форуме от лица администрации Краснодарского края вы подписали ряд соглашений о сотрудничестве с несколькими банками. В каких направлениях предполагается сотрудничество?
– Взаимодействие с банковским сообществом для нас важно, в первую очередь, с точки зрения развития конкуренции в регионе.
Все заключенные с банками на РИФ-2019 соглашения нацелены на стратегическое партнерство, развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного взаимодействия в целях решения задач социально- экономического развития края, в том числе в целях создания условий для развития инфраструктуры оказания финансовых услуг, а также повышения качества и доступности финансовой системы региона.
Чем больше банков участвует в экономической жизни края, формирует особые кредитные предложения для регионального бизнеса, создает онлайн-сервисы, тем проще бизнесу найти для себя нишу и возможности развития, тем финансово грамотнее становится население.
Среди подписанных соглашений я хотел бы отдельно отметить соглашение с Национальной платежной системой «МИР». Этим документом определены ключевые направления долгосрочного сотрудничества администрации края и Национальной системы платежных карт в рамках проекта «Безналичная Кубань», который будет реализовываться на территории всего края.
По соглашению, будет проведена работа по разработке и реализации нефинансовых приложений на базе платежной системы «Мир».
Сегодня население края достаточно активно использует «Мир» в качестве платежного инструмента, но не менее перспективно использование ее и как платформы для внедрения программ лояльности банков-партнеров (кэшбек) и нефинансовых сервисов. Технологии платежной системы «Мир» позволяют сделать карту многофункциональной – объединить транспортную, медицинскую, кампусную карты и другие, а значит, максимально удобной и востребованной населением.