Свое мнение по поводу этих изменений высказал Аркадий Болтянский, директор по развитию краснодарской вендинговой компании «Чао-Какао»:
– С 1 июля 2019 года вендинг полностью перешел на обязательную фискализацию. Последним стало требование по отображению при расчете QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов, которое вступило в силу 1 февраля 2020 года. Теперь, по завершении продажи, на экране должен в обязательном порядке появиться QR-код, который можно считать с помощью смартфона. В самом коде зашифрована ссылка на портал оператора фискальных данных, пройдя по которой можно увидеть электронный чек. У покупателя нет обязанности забирать его, это, скорее, опция. Большинство представленных на рынке автоматов позволяют отображать чек на штатном экране, остальные нужно оснащать специальным экраном. Об этих изменениях было известно достаточно давно, поэтому на рынке имелось много предложений «под ключ» для выполнения всех требований. Как правило, поставщиком оборудования являются IT-компании, оказывающие услуги по мониторингу оборудования. В среднем «себестоимость» каждого чека 7–9 копеек.
С одной стороны, отмеченные требования законодательства создают условия для справедливой конкуренции, заставляют выйти из «тени» недобросовестных предпринимателей. С другой, нагрузка на бизнес растет, что снижает его рентабельность. Автоматизированная торговля очень долгое время была популярным видом деятельности у представителей малого бизнеса, многие предприниматели совмещали его с работой по найму. Индивидуальный предприниматель мог иметь 2–5 автоматов и получать дополнительный доход вне рабочего времени. Но сейчас ситуация меняется, многим приходится сворачивать свою деятельность.
Следующая «контрольная точка» – 1 января 2021 года, когда полностью отменяется единый налог на вмененный доход и все представители бизнеса будут обязаны перейти на общую или упрощенную систему налогообложения. Таким образом, мелким игрокам рынка станет еще сложнее вести свою деятельность.