Кубанские Новости
Экономика
Олег Фролов

Александр Руппель: «За пять лет количество экспортеров в крае увеличилось почти вдвое»

Александр Руппель: «За пять лет количество экспортеров в крае увеличилось почти вдвое»
Александр Руппель

Вице-губернатор Кубани в эксклюзивном интервью «КН» – о том, как себя чувствуют на иностранных рынках предприятия-«малыши», новых мерах поддержки экспортеров и реализации профильного национального проекта.

– Александр Александрович, тема наращивания экспорта в последние годы все ярче звучит в повестке региональной власти. Если сравнивать это направление сегодня и, скажем, 5 лет назад – каких результатов удалось достичь?

– Краснодарский край – регион уникальный. Его месторасположение дает ряд преимуществ с точки зрения логистики и климата – это идеальный базис для развития предпринимательства и продвижения продукции на заграничные рынки. Этим нельзя не пользоваться.

Десять лет назад у нас был открыт «Центр поддержки экспорта», в то время был еще и отдельный орган исполнительной власти по развитию внешнеэкономической деятельности, и край показывал ежегодный рост по объемам экспорта. Однако потенциал не имеет границ, и дополнительная системная поддержка на федеральном уровне дала дополнительный стимул в развитии. Я говорю о национальном проекте «Международная кооперация и экспорт».

Он поставил весьма амбициозные цели по объемам экспорта различных групп товаров, а я очень люблю четкие конструктивные задачи. Базовый инструментарий предлагает федеральный центр, регионы могут на своем уровне делать надстройки и проводить свои меры поддержки – с учетом специфики собственной экономики. И вот здесь начинается самое интересное.

импорт в страны.jpg

Если помните, долгое время бытовало мнение, что Россия в целом больше ориентирована на сырьевой экспорт. Если мы посмотрим на несырьевой неэнергетический экспорт нашего края, то в 2018 году его доля в общем объеме экспорта составляла 51 процент, а в 2020 году – уже 77,6 процента. Конечно, это связано с рядом факторов, однако стабильность и рост несырьевого направления дают уверенность в том, что мы идем верной дорогой.

Несырьевой неэнергетический экспорт за два года реализации нацпроекта показал рост чуть более 1,6 процента: в 2020 году – 4,37 миллиарда долларов США, в 2018-м – 4,3 миллиарда. Далекие от ситуации люди могут сказать, что «какие-то полтора процента» – не яркий показатель, но специалисты, понимающие экономическую ситуацию в мире в 2019–2020 годах, знают цену этим цифрам.

Боле того, с 2015 года по объемам несырьевого неэнергетического экспорта Краснодарский край поднялся с 17-го на 7-е место в стране, достигнув объема 4,3 миллиарда долларов. А по экспорту услуг регион стабильно входит в топ-3 субъектов страны, уступая только Москве и Санкт-Петербургу.

Ну и самый, наверное, «железный» аргумент – это количество самих экспортеров. Можно сколько угодно говорить из высоких кабинетов о развитии тех или иных направлений, но есть старая поговорка про рыбу, которая ищет, где глубже. Бизнес не пойдет в некомфортное, неперспективное для себя направление. Так вот – с 2015 года количество экспортеров в крае увеличилось в 1,9 раза.

– На какие меры поддержки могут рассчитывать предприниматели, которые выходят на экспорт?

– Сегодня есть два основных «поставщика» мер поддержки для предприятий, которые видят себя в иностранной торговле, – наш краевой Центр поддержки экспорта и Российский экспортный центр.

Российский экспортный центр – это, в первую очередь, про финансовую поддержку, в частности – кредитно-гарантийную, субсидирование по транспортировке, сертификации и возмещение затрат на участие в международно-выставочных мероприятиях.

количество экспортеров.jpg

В случае краевого Центра поддержки речь идет о таких продуктах, как комплексное сопровождение экспортного контракта, поиск иностранного покупателя, организация участия в выставках, международных бизнес-миссиях, акселерационных программах, размещение продукции МСП на электронных торговых площадках. При этом теперь каждому экспортеру при обращении в Центр поддержки экспорта будут предлагаться «коробочные решения», которые разработаны под типовые ситуации бизнеса на каждой стадии экспортного цикла.

Наряду с базовыми услугами наш центр предлагает новые программы. К примеру, ноу-хау 2020 года – проект «Прямая линия с торгпредом», в рамках которой кубанский бизнес презентует свою продукцию торговым представительствам иностранных государств. В прошлом году мы провели более 20 таких прямых линий со странами СНГ и Европы. Участие в них приняло более 100 предпринимателей. В этом году проведем еще порядка 30 встреч.

Совместно с Российским экспортным центром мы запустили новые образовательные механизмы для бизнеса, который видит себя в экспорте, – акселерационную программу «Экспортный форсаж». В первую волну попали 11 компаний, ряд из них по итогам смогли очень успешно законтрактоваться. Результатом стало заключение экспортных контрактов на общую сумму более 500 миллионов рублей.

Дополнительные меры поддержки есть и у отраслевиков. Например, краевое министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности дает возможность экспортерам в рамках регионального проекта «Экспорт продукции АПК» получить льготные кредиты по ставке не выше 5 процентов.

Для промышленных предприятий, ориентированных на экспорт, мы предлагаем займы регионального Фонда развития промышленности по льготной ставке 3 процента годовых. Правда, там есть условие – со второго года серийного производства объем экспортируемой продукции по проекту должен составлять не меньше 50 процентов от суммы займа в год.

структура экспортав.jpg

– Предприниматели отмечают, что прошлый год изменил подходы к ведению бизнеса. Как это отразилось на экспорте?

– Давайте честно, последние несколько лет мы планомерно движемся в сторону цифровизации всех отраслей жизни. Пандемия с ее локальным локдауном эту тенденцию ускорила в десятки раз.

По экспертным оценкам, российская онлайн-торговля показала мощнейший рывок на международном рынке и выросла на 58 процентов по итогам 2020 года. И остановки здесь не будет – к 2024 году ожидается рост еще на 34 процента.

Поэтому решения принимались согласно требованиям времени. Мы видим взрывное развитие интернет-торговли, и мы решаем помогать нашим предпринимателям занять эту нишу и выходить на маркетплейсы – полностью за счет бюджета. На эти цели выделили порядка 12 миллионов рублей. Выбрали 9 крупнейших площадок – Alibaba, eBay, Amazon и ряд других – и по итогам года вывели на них 120 субъектов МСП. Этот механизм, конечно, особенно интересен совсем малому бизнесу. Многие небольшие предприятия, которые раньше даже и не помышляли об экспорте своих товаров, начали зарабатывать на иностранных рынках благодаря этому каналу.

Один из моих любимых примеров этого года – жительница Краснодара, ИП, производила экологичные деревянные пазлы и продавала их в розницу, практически штучно. Мы помогли ей выйти на электронную торговую площадку, и буквально за два месяца у нее больше 160 продаж – в страны Европы, США, Канаду, Сингапур…

Еще один предприниматель занимался маскарадными костюмами для детей, бесплатно разместился на площадке и совершил более 450 продаж уже в первые месяцы. Причем особенно часто его костюмы заказывали из США, Канады, ОАЭ, Македонии и Германии…

Кубанский производитель пищевых продуктов по итогам работы на одной из крупнейших площадок заключил экспортный контракт на поставку натуральных банановых чипсов в Китай на сумму 25 миллионов рублей. И здесь важно, и сама директор в этом признается, что эта сделка и эти поставки буквально спасли компанию от кризиса в пандемию.

Центр поддержки экспорта

kubanexport.ru

Краснодар, ул. Трамвайная, 2/6

Тел. 8 (861) 231-10-60

Когда видишь такие результаты и самое важное – людей, чей бизнес крепнет и растет благодаря мерам господдержки, просыпается азарт. Хочется искать еще больше инструментов для того, чтобы двигать направление вперед.

– В последнее время много разговоров идет об экспорте кубанских вин. Его продвижение стало одной из тем работы делегации региона на ПМЭФ. Каких успехов уже удалось достичь по этому направлению и какие новые шаги ожидаются?

– Начиная с 2011 года виноделие Кубани получило международное признание и вышло на международный уровень. Качество кубанских вин признано как в России, так и за ее пределами, получены сотни наград за последние несколько лет. Вкусовые и качественные характеристики заслужили высших отметок в Великобритании, Китае, Австрии, Германии, Бельгии и ряде других стран.

Краснодарский край – крупнейший производитель вина в стране, каждая вторая бутылка российского вина производится именно у нас. Лучшие виноградопригодные земли России расположены также именно в нашем регионе. Именно поэтому виноделие Краснодарского края интересно миру. На прошлой неделе я встречался с послом Южно-Африканской Республики в России, ЮАР – один из крупнейших мировых поставщиков вин и виноматериала. Делегация провела в крае порядка недели, и в рамках своего визита она пристально знакомилась с производством вина в нашем регионе. Реакция господина посла на визит в наши винодельни была очень приятной – он сказал, что это высший уровень, высший класс и он готов способствовать продвижению кубанских вин на рынок ЮАР. У нас уже есть положительный опыт работы со странами Африки. Один из крупнейших производителей недавно осуществил тестовые поставки кубанского вина в Республику Уганда.

В целом, если говорить об экспорте вина, за последние два года он показал рост на 32 процента. В прошлом году свое вино за рубеж поставляли 14 предприятий. География поставок – 16 государств, в том числе – Украина, Китай, Казахстан, Молдавия, Латвия, Эстония, Швейцария, Германия, Норвегия. Мы держим связь с предприятиями и буквально недавно узнали, что в этом году пробные партии кубанского вина были поставлены в США и Канаду.

Показать еще