В сентябре 2020 года в Сочи прошел конкурс молодых предпринимателей «Сочи – Стартап». Основателем конкурса стала 18-летняя предпринимательница Эрика Берген, которая несколько лет до этого разрабатывала проекты и участвовала с ними в конкурсах. Вскоре у девушки возникла идея поддержать молодежный бизнес в Сочи и организовать в городе конкурс с образовательным блоком.
Предложение поддержали партнеры – площадка для помощи молодым предпринимателям «Бизнес-Инкубатор», созданная на базе Сочинского государственного университета, и городские власти. В результате за две недели на конкурс было подано более 460 заявок, топ-100 команд прошли обучение. Из них в финал попали 16 команд, все они получили гранты на развитие своих проектов. Итогом конкурса стал масштабный Форум молодых предпринимателей, где не только участники представляли свои бизнес-проекты, но и приглашенные эксперты проводили мастер-классы, читали лекции и делились опытом.
Победителями конкурса стали проекты из самых разных областей. Первое место завоевала IT-мастерская по разработке компьютерных игр для подростков. Вторым стал бизнес-план по созданию «островка» с напитками, в котором вместо пластиковых будут использоваться съедобные стаканчики для кофе. Бронза досталась создателям конструктора Голдберга многоразового использования.
После окончания мероприятия инициативная группа решила не останавливаться на достигнутом. Было принято решение организовать следующий конкурс на краевом уровне. Сразу же принялись за дело. Выиграли грант на проведение конкурса от Росмолодежи, еще один президентский грант – на федеральный форум. В мае юные сочинские предприниматели встретились с губернатором Кубани Вениамином Кондратьевым и рассказали о своей задумке, о том, что у молодежи края много интересных проектов, которые можно успешно воплощать. Глава региона поддержал идею и пообещал всестороннюю помощь в продвижении конкурса.
– Мне нравится приносить в этот мир что-то полезное, делать свой вклад в развитие экономики Краснодарского края и нашей страны, потому что предпринимательство – это современный бизнес и новые рабочие места, – рассказала Эрика Берген. – Многие мечтают делать что-то свое, но боятся рисков. Я рассказываю им о том, что это не страшно, даже если не получится, не надо сдаваться, надо идти к своей цели, не замечая преград. Мы очень рады, что наш молодежный проект получил поддержку на таком высоком уровне, что его оценил губернатор Кубани. Благодаря этому в нем могут принять участие молодые люди со всех уголков Краснодарского края, и в итоге в регионе появятся успешные бизнес-стартапы.
Новый региональный конкурс молодых предпринимателей получил название «Вверх». С организаторами уже связались представители Краснодара, Анапы, Новороссийска, готовые создать в своих городах оргкомитет конкурса и помогать молодежи.
– Главная задача нашего проекта – помочь запустить полезные для муниципальных образований молодежные стартапы, которые не требуют больших финансовых вложений, – пояснила руководитель «Бизнес-Инкубатора» Ольга Берген. – В каждый проект вовлекается большое количество молодых предпринимателей. Основная ценность и важность конкурса в том, что каждый из них может попробовать себя в нише предпринимательства, получить возможность заняться бизнесом без обязательств и кредитов.
С начала сентября организаторы проводят презентации проекта в муниципалитетах края и ведут прием заявок на участие в конкурсе. С 4 по 17 октября для молодых предпринимателей пройдут открытые тренинги по генерации бизнес-идей. После этого экспертный совет отберет 100 участников для дистанционного прохождения образовательного курса, где они «упакуют» свою бизнес-идею под руководством наставников. В ноябре состоится полуфинал конкурса, в который попадут 16 человек. Именно они представят свой бизнес-проект на форуме молодых предпринимателей Sochi-Startup-2021 в Сочи в декабре. Победителями проекта станут три участника.
К слову, во время всего конкурса молодых бизнесменов будут сопровождать наставники – действующие предприниматели, которые давно ведут бизнес в Сочи, знают все подводные камни и специфику. Они будут работать с ребятами, подскажут, какие ниши интересны и востребованы сегодня в бизнесе.
В прошлом конкурсе бизнесмены охотно участвовали, поддерживали ребят. С командами работали 20 экспертов, каждый из которых тоже был замотивирован: кто подготовит финалистов, получит премию.
Предприниматель и победитель Всероссийского конкурса туристических маршрутов 2014 года Сергей Каменев второй раз выступает в роли наставника. В первом конкурсе у него было 10 проектов. Часть из них дошла до полуфинала, один занял третье место, второй вошел в 15 лучших. Все участники до сих пор дружат и общаются между собой. В этом году Сергей будет участвовать в конкурсе во второй раз. Признается: очень волнительно, хочется, чтобы в этом году еще больше ребят стали победителями и воплотили свои достижения.
– Главное, на что я опираюсь при выборе проектов, – творчество и направление туризма, – рассказал Сергей Каменев. – Дальше я формирую из ребят одну команду, чтобы они поняли, что могут учиться через опыт единомышленников. Потом поделюсь своим опытом, помогу выстроить жизнеспособную модель бизнеса и презентовать свою идею.
Вот три совета, которые Сергей Каменев дал молодым предпринимателям.
Первый: самое важное – это коммуникации и общение. Необходимо чувствовать себя в кругу единомышленников, с которыми ты на одной волне, которые поддерживают и продвигают одну идею.
Второй: если вам достался лимон, умейте сделать из него лимонад. То есть из любого кризиса надо создать возможности. В китайской письменности слово «кризис» обозначается двумя иероглифами: один означает опасность, второй – возможность. Все зависит от того, как его прочитать.
Третий: и после плохого урожая надо сеять. Любое поражение – это опыт. После неудачи вы начинаете не с нуля – вы обретаете опыт. Не получилось в эту дверь войти, попробуйте в другую. Это важное жизненное умение – просыпаться с хорошим настроением и творить великие дела.
Сегодня у проекта есть интернет-платформа sochi-startup.ru, где скоро появятся обучающие видеоролики от сочинских предпринимателей, которые поделятся знаниями с начинающими бизнесменами. Лекции сможет посмотреть любой желающий, достаточно пройти регистрацию и создать личный кабинет.
Одни из авторов роликов – предприниматели Екатерина и Андрей Якуповы, которые приехали в Сочи из Санкт-Петербурга в 2016 году. С нуля основали на курорте студию керамики. Сначала изучали город, рынок, обрастали знакомствами, запускали мастер-классы. На первые занятия пришли всего три человека, дальше – больше, количество желающих росло. В итоге пустая ниша оказалась заполненной. Теперь бизнесмены запишут полезные лекции для стартаперов.
– Хочется передать ребятам опыт реального бизнеса, что можно начать с нулевым бюджетом. Главное – действовать под запрос, то есть точно знать, что надо городу, – сказала Екатерина Якупова. – Мы расскажем, как составлять бизнес-план, запускать рекламу в соцсетях, говорить с арендодателями. Все это покажем на собственных примерах, удачах и ошибках, разберем свои личные кейсы.
Екатерина и Андрей Якуповы также дали начинающим предпринимателям три совета.
Первый: заяви о себе миру. Когда начинаешь бизнес, надо рассказать о нем как можно большему количеству людей. О том, что ты теперь занимаешься новым делом: керамикой, дизайном мебели или пошивом одежды. Напиши об этом в соцсетях, участвуй в конкурсах проектов. Чем шире заявишь, тем лучше будет проект.
Второй: не всякий бизнес требует огромных финансовых инвестиций. Можно начинать проекты с нуля. Когда поймешь, что пользуешься спросом, можно вкладывать в дальнейшее развитие.
Третий: все начинается с идеи. Главное – любить свое дело. Если ты горишь тем, чем занимаешься, и готов делать это 24 часа в сутки, то и других сможешь этим зажечь. Именно любовь к своему детищу заставляет идти вперед, не оглядываясь, и преодолевать все трудности.
По предложению главы Краснодарского края Вениамина Кондратьева, по итогам проекта в Сочи будет создана Биржа молодых инновационных и технологических предпринимателей региона – онлайн-платформа, где молодые бизнесмены смогут представить свои стартап-идеи, а инвесторы – познакомиться с ними и выбрать наиболее интересные для себя. Новая площадка станет первым шагом по созданию в регионе экосистемы развития инноваций.