Правительство РФ на заседании в среду, 2 марта, поддержало разработанный Минэкономразвития законопроект, которым предлагается распространить возможность заключения концессионных соглашений, ГЧП и МЧП на объекты незавершенного строительства. Эта мера поможет решить проблему с «недостроями» и расширит перечень потенциальных объектов соглашений.
– Мы продолжим совершенствовать условия для реализации инвестиционных проектов на территории нашей страны. Внесем ряд изменений в законодательство, которые улучшат работу механизма ГЧП, - сказал премьер-министр Михаил Мишустин.
Так, в законопроекте также предлагается ввести возможность компенсации частному инвестору – инициатору проекта затрат на подготовку предложения о заключении концессионного соглашения, в случае, если по итогам его рассмотрения был объявлен конкурс и инициатор не стал победителем. Возмещать затраты планируется за счет победителя. При этом максимальный размер компенсации будет установлен Правительством России.
По мнению главы Минэкономразвития Максима Решетникова, механизм компенсации вместе с другими мерами, которые предложило его ведомство, будет стимулировать частную инициативу в проектах ГЧП.
– Законопроект является итогом нашей работы с бизнесом, органами власти, экспертами, которые неоднократно подтверждали необходимость его принятия. В первую очередь вводим возможность компенсации частному инвестору своих затрат на подготовку предложения о заключении концессионного соглашения, в случае, если был объявлен конкурс и инициатор не стал победителем. Это будет стимулировать «частную инициативу» в проектах ГЧП. Во-вторых, вводимая законопроектом процедура конкурса в электронной форме, наряду со стандартной процедурой, позволит повысить прозрачность конкурсных процедур, исключить территориальные ограничения при проведении конкурсов, снизить административную нагрузку на органы власти и сократить сроки проведения конкурсных процедур, - сказал Максим Решетников.
Он отметил, что в ведомство постоянно поступают обращения от органов власти и участников рынка ГЧП, связанных с разъяснением законодательства. Поэтому в законопроект включены также положения, четко определяющие формы финансового участия публичной стороны в проекте (капитальный грант, плата концедента, минимальный гарантированный доход), подробно раскрывающие порядок прохождения конкурсных процедур и «частной инициативы».
Также документ предусматривает возможность включения в условия концессионного соглашения «особых обстоятельств», наступление которых может привести к нарушению обязательств концессионера по концессионному соглашению (например, повышение ключевой ставки, неисполнение публичной стороной своих обязательств и т.д.) или возникновению у концессионера дополнительных расходов.
В случае принятия поправок, в концессионном соглашении можно будет прописать перечень таких обстоятельств и последствия их наступления, к которым в том числе может относиться обязательство публичной стороны возместить дополнительные расходы или компенсировать недополученные доходы частного инвестора.
Среди других новшеств законопроекта – изменения в действующий закон о недрах. Минэкономразвития предложило распространить право пользования общераспространенными полезными ископаемыми (песком, например) при строительстве автодорог не только исполнителям госконтрактов, но и концессионерам в рамках концессионных соглашений. Они смогут воспользоваться соответствующим участком недр без проведения конкурса или аукциона. По мнению Максима Решетникова, это, в свою очередь, позволит снизить риски необоснованного завышения стоимости общераспространенных полезных ископаемых при строительстве объектов автодорожной инфраструктуры в рамках концессий.
В Минэкономразвития рассчитывают, что принятие законопроекта повысит защиту интересов инвесторов и стимулирует запуск новых инфраструктурных проектов.