Кубанские Новости
Экономика
Ольга Любимцева

Елена Пистунова: «В последние годы бизнес начал по-другому смотреть на власть»

Елена Пистунова: «В последние годы бизнес начал по-другому смотреть на власть»
Елена Пистунова
Исполнительный директор краевого Фонда развития бизнеса – о том, в какие сферы сегодня идут предприниматели, как меняются отноше

Бесплатный сыр, или Конец партсобраниям

– Елена Алексеевна, Фонду развития бизнеса в этом году исполнилось 13 лет. Фонд тогда и сегодня – просто несоизмеримые по функционалу организации. Удалось ли за это время сформировать вокруг него сообщество? Насколько охотно бизнес сегодня идет за поддержкой?

– Сегодня мы предоставляем услуги в разных плоскостях – и платные, и бесплатные, практически на любой запрос и на любом этапе существования бизнеса – от становления до масштабирования.

Удивительно, но долгое время сложно было именно с бесплатными услугами, которых у нас подавляющее большинство. Мы все живем в парадигме того, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, поэтому дать что-то бесплатно – еще сложнее, чем продать что-то дорогостоящее.

Но формирование отношения – дело времени. За прошедшие годы мы завоевали определенное доверие у бизнеса, и здесь есть ряд факторов.

Во-первых, у фонда есть история и она чистая – нет громких скандалов, судебных разбирательств, есть постоянно растущее количество субъектов МСП, которые пользуются нашими услугами, много успешных кейсов. Во-вторых, за последние годы популяризация всей экосистемы бизнеса вышла на новый уровень, предприниматель часто проходит сквозной нитью через несколько институтов поддержки. Ну и третье, самое основное, показала пандемия: когда стало плохо, оказалось, что некуда больше идти, кроме как к государству.

– То есть за два года доверие бизнеса к государству выросло?

– До этого был определенный уровень недоверия: «Вот я получу поддержку, и потом меня придут проверять и замучают проверками», хотя этого тоже давно уже нет в таком виде, как представляется. Во время пандемии мобилизовались все органы власти, бизнес начал по-другому смотреть на власть: государство – не враг. Да, у него есть и фискальные функции, и другие, но есть и господдержка – «плюшки», которые можно получать, причем бесплатно. Важно, чтобы эти меры были действительно полезны и интересны бизнесу.

Мы ушли от форматов «партийного собрания» – зал на 200 человек, трибуна, доклады по 40 минут… Это не «зайдет бизнесу», необходимы те форматы, в которых людям комфортно и интересно, куда они хотя прийти сами, тогда у событий есть ценность.

Я очень дорожу тем, что к нам приходят, что нам верят. И нам нельзя это доверие потерять. Мы отрабатываем негатив, благодарим за положительные отзывы, всегда слушаем наших участников и проектируем какие-то новые условия уже с учетом мнения бизнеса. Когда люди чувствуют себя сопричастными, это более продуктивно для всех.

Деньги не главное, или Притча про рыбу и удочку

– В прошлом году в регионе запустили проект «Школа молодого предпринимателя. Бизнес молодых» для жителей края от 18 до 35 лет. Сейчас завершается уже четвертый поток, за это время свое дело открыли более 200 молодых людей. Почему вообще возникла такая идея?

– Задумка начиналась с того, что губернатор поставил задачу – обеспечить максимально легкий и комфортный старт в бизнесе для молодежи. Ему часто говорили молодые ребята о том, что после вуза они, по сути, остаются никому не нужными: для открытия бизнеса необходимы деньги, а банки займов не дают, если нет дохода. Чтобы был доход, надо устроиться на работу, а без опыта это тоже весьма проблематично. И так – по замкнутому кругу.

Еще одним важным аспектом было то, что ориентироваться стоит не только на Краснодар – у нас много прекрасных других территорий, в которых живет много молодых людей. И важно, чтобы они не уезжали ни в столицу региона, ни в столицу страны, ни за рубеж, чтобы они оставались у себя дома и развивали свои станицы и города.

Честно скажу, вначале было страшно. Несмотря на то, что у нас есть опыт работы и со старшеклассниками, и с молодежью, мы прекрасно понимаем, что любой старт в бизнесе – это большой риск. Если, например, образовательная и мотивирующая часть – это наша каждодневная работа, то меры финансовой поддержки – вопрос более сложный. Банки таким заемщикам оказывают услуги неохотно. Программы для стартующего бизнеса есть почти у всех, но движения по ним либо нет вовсе, либо оно незначительное.

Нашему фонду выпала честь затевать всю эту работу вместе с нашим департаментом инвестиций и развития МСП, вице-губернатором Александром Руппелем. Сергей Алтухов (депутат Государственной Думы Федерального Собрания VIII созыва РФ, – Прим. ред.), тогда еще депутат ЗСК, организовал нам телемост с крупнейшим акселератором в нашей стране, который работает с проектами в сфере IT, и коллеги предостерегли нас от ошибки заливать много денег на старте, хотя изначально идея была именно такая.

– То есть деньги здесь не главное?

– Абсолютно. Просто дать денег – по итогу совершенно бесполезная история, важно дать механизм доступа к деньгам. С самого начала у человека, который идет в бизнес, должна формироваться особая стратегия мышления – обязательности, возвратности. Потому что ничего даром не дается. Но при этом надо снять страхи, не пугать: «Если взял, то смотри отдай», а показать ему инструменты, как можно, как нельзя и что за это будет. И таким образом родился большой проект «Бизнес молодых».

– Сразу ли сформировалась архитектура проекта? Есть ли идеи где-то «допилить», устранить шероховатости?

– По критериям участия и основным условиям – да, и эти позиции остались неизменными. Но относительно первого года проект видоизменялся, и в следующем году мы тоже планируем немного поменять его конструкцию – в соответствии с теми запросами, которые слышим от участников.

В первый год мы поняли, что люди приходят в наш проект с совершенно разным уровнем подготовки. Кто-то проснулся сегодня утром и понял, что хочет заниматься бизнесом, кто-то уже занимался – нелегально, например, или рос в семье предпринимателей и ориентируется в специфике вопроса. Есть важные моменты, которые надо проговорить, но кто-то сидит и скучает на них. Поэтому во второй год мы приняли решение разделить участников по группам А и Б – по результатам диагностического тестирования. Для группы А, новичков, готовили теоретическую часть, для Б, ребят с опытом, – разбор конкретных кейсов.

Сейчас идет к завершению четвертый поток, уже прошла защита проектов. Теперь в течение восьми недель около 100 участников будут работать со своими индивидуальными наставниками.

Самое важное – даже не то, с какими результатами они придут к концу этого проекта. А то, насколько потом они смогут применять полученные знания в своем самостоятельном плавании. Хотя, конечно, совсем уж самостоятельным оно не будет – мы остаемся в их жизни как фонд развития бизнеса и к нам можно обращаться всегда.

В какие сферы идет бизнес, или 1000 и одна кофейня

– По вашему опыту, какие сферы максимально привлекательны для начинающих предпринимателей?

– После каждого мероприятия с бизнесом я фиксирую ощущение – как же скучно я живу! До чего пестрый калейдоскоп идей, очень смелых подчас, многие из них трансформируются. Многие ребята приходят в школу «Бизнес молодых» без идеи, с посылом «просто послушаю, что у вас тут про бизнес». А к концу проекта кристаллизуется идея, рождается бизнес. Много тех, кто торгует, много тех, кто пытается реализовать себя в сфере Хорека – в ресторанном бизнесе, в доставке...

Что меня всегда удивляет, это открытие новых кофеен. Уж не знаю, где как, а в Краснодаре кофе выпить можно на каждом шагу практически круглосуточно. У нас даже был проект по доставке кофе! Мы всегда объясняем участникам, что вы идете в очень конкурентную нишу, но ребята идут и выживают в ней! Не все, конечно, но многие.

– Есть ли те, кто закрывают бизнес? Насколько их много и в каких нишах?

– Всегда есть, это же живой процесс. Официальная статистика говорит про рост, и это действительно так. В то же время я знаю предпринимателей, которые закрылись. Мировая статистика говорит, что на 10 открывшихся бизнесов через два года приходятся девять закрывшихся. Как у нас, пока говорить сложно, надо, чтобы прошло еще время.

Что касается направлений, край у нас очень разный, у территорий есть своя специфика. Более 80 процентов бизнеса в сегменте МСП сосредоточено в Краснодаре и только до 20 процентов – рассредоточено по другим территориям края. Самые дисциплинированные – и налогоплательщики, и кредитоплательщики – это сельхозтоваропроизводители. Одна из самых теневых историй – это индустрия гостеприимства, хотя и здесь в последнее время наметились серьезные сдвиги. Край большой, разный, и бизнес тоже и выглядит, и ведет себя по-разному.

– Можно ли зайти с одним проектом, а потом переключиться на другой? Насколько универсальны знания, которые дают в проекте?

– Смена вектора – частая история. Хорошо помню одну девушку, она защищала проект по открытию магазина по известной франшизе. После защиты подошла ко мне и спросила: «Ну как вам?» Я ей честно сказала, что она очаровательна и в нее я верю, а в эту франшизу – нет. И вот прошло несколько месяцев, у нас традиционное итоговое мероприятие в конце года, где мы собираем клиентов, партнеров. Она подходит и говорит: «Спасибо, что вы тогда мне так честно ответили. Я не стала связываться с этой франшизой и открыла прачечную в густонаселенном районе Краснодара, и бизнес пошел очень хорошо!»

То есть она защищала один проект, а реализовала по факту совершенно другой. А все почему? Потому что знала, как промониторить рынок, как рассчитать потребность, как занять свою нишу, как себя позиционировать… Очень много инструментов, которые дает проект.

Я сама очень жадная до новых знаний. Но если знание не применялось в течение двух месяцев, считай, что его не было. Обязательно должен быть практический опыт. Если ты понимаешь, как строить бизнес – не принципиально, в какой сфере, ты будешь применять эти знания – в торговле или в бытовых услугах.

«Мы причиним вам добро», или Не одно, так другое

– А если проект касается производства? Здесь же есть свои сложности…

– Зачастую проекты, связанные с производством, появляются не на этапе новичков, они вырастают уже из действующего бизнеса. К примеру, у нас есть семья из Анапы, которая торговала бьюти-товарами корейского производства, сейчас они реализуют IT-проект для бьюти-индустрии по виртуальному индивидуальному подбору косметических средств. А теперь они задумываются над открытием собственного производства.

Опять возникает много вопросов: часть продукции должна лицензироваться, часть – сертифицироваться. И снова на подмогу приходит наша инфраструктура поддержки бизнеса! Для производственников в структуре фонда работает инжиниринговый центр, где самая популярная услуга – это как раз сертификация, у нас много успешных кейсов и по косметическим, и по дезинфицирующим средствам.

Кстати, этот проект после «Бизнеса молодых» перекочевал в акселератор краевого Фонда развития инноваций. Для меня очень ценно, когда в одном проекте задействовано максимальное количество всех институтов поддержки бизнеса. Как я люблю говорить: «Мы причиним вам добро!».

– С выпускниками школы молодого предпринимателя понятно, а есть ли еще меры поддержки для широкого круга предпринимателей?

– Есть у нас маленькое, но очень важное для людей подразделение – коворкинг-центр «Место действия» в Краснодаре на улице Трамвайной. Там оборудованы рабочие места для представителей малого бизнеса, так что они все рядом, оказывают друг другу какие-то услуги. Если надо провести встречу, предоставляем переговорную и все необходимое оборудование. Рядом же – лекторий.

Предприниматели из коворкинга часто выступают для нас фокус-группой, когда мы работаем над новыми проектами и законодательными инициативами. Мы же разрабатываем их не для себя, а для людей, поэтому самое честное – это у них и спросить. И они нам честно отвечают: «Вот это не полетит, а вот это круто, это нужно». Одно дело – это официальные процедуры вроде оценки регулирующего воздействия, а другое дело – когда тебе в глаза бизнес говорит.

Места в нашем коворкинг-центре бесплатные, мы заключаем договор на шесть месяцев и продлевать его можно до трех лет. Есть фиксированные места, а есть «флексы» – это свободное размещение, оно особенно комфортно для тех, кто не планирует приходить каждый день. Кроме того, мы арендуем порядка 20 мест в коммерческом коворкинге в «Аквариуме». Ими тоже можно пользоваться бесплатно, мы оплачиваем их за предпринимателей.

Партнерство вместо конкуренции, или Не спекулянт, а коммерсант

– По вашим ощущениям, у бизнеса сегодня и, условно, 10 лет назад насколько разные принципы? Какие тенденции характерны для предпринимателей в 2022 году и какие тренды вы видите в будущем?

– Если говорить глобально, вся моя работа и в фонде, и до него – это работа с бизнесом. В середине 2000-х я часто слышала от бизнеса слово «конкуренция». Сейчас я его не слышу вовсе, его вытеснило слово «партнерство» – у самих участников рынка действительно трансформируется восприятие собственных взаимоотношений.

Здесь, конечно, подхлестнул 2020 год, когда мы действительно все стали объединяться. Остался определенный тренд на создание сообществ, на объединение, и этот тренд будет только расти. Даже будучи прямыми конкурентами, люди сейчас находят ниши, в которых они могут быть друг другу полезны. Не добивают друг друга, если под кем-то пошатнулась табуретка, а помогают. Я действительно счастлива, что в настоящее время являюсь свидетелем таких глобальных изменений в человеческом сознании.

Помните, в СССР предприимчивых, идейных людей всегда называли неказистыми выражениями вроде спекулянта и прочего? Насколько теперь поменялось отношение к бизнесу! Не могу вспомнить, чтобы о ком-то говорили «спекулянт» или «торгаш» или еще что-то в этом духе. Это предприниматели, коммерсанты, это бизнес, меценаты – и далее к более благородным словам. Мы идем к бизнесу, мы каждый день пользуемся их услугами. И бизнес меняется тоже.

Понятно, что результатом любой коммерческой деятельности должна быть прибыль, но я хорошо помню, как у предпринимателей в глазах была только нажива. Сейчас ситуация меняется, в центре бизнеса уже стоят клиент и миссия компании. То есть в центре абсолютно любой коммерческой истории стоит человек, и вся выгода зависит от него, понравилась или не понравилась ему оказанная услуга.

Вот я приезжаю в станицу к родителям, захожу утром в магазин возле дома, смотрю на хлебную полку. И продавец, которого я знать не знаю, говорит: «А ваша мама берет вот этот хлебушек». И так тепло сразу на душе! И мне хочется туда вернуться – там ждут, там знают предпочтения моей семьи. Думаю, вокруг этого и должен строиться бизнес, который работает напрямую с клиентами.