Кубанские Новости

Налоговая реформа 2024: что изменится для россиян

Налоговая реформа 2024: что изменится для россиян
Предлагаемая система расчета НДФЛ не будет касаться подавляющей части населения.
Фото: unsplash.com
В Госдуму внесены поправки в налоговую систему.

Минфин представил основные параметры донастройки налоговой системы в конце мая. Так, ставка при доходах от 2,4 млн до 5 млн рублей в год будет увеличена до 15%, от 5 млн до 20 млн — 18%, от 20 млн до 50 млн — 20%, более 50 млн — 22%. Для граждан с доходом менее 2,4 млн рублей в год (около 200 тысяч рублей в месяц) ставка НДФЛ останется на уровне 13%. То есть для большинства россиян здесь ничего не изменится, будем платить, как и раньше. Повышенные ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) затронут 3,2% работающих граждан или около 2 млн человек.

Повышенная ставка будет применяться не ко всему доходу налогоплательщика, а только в части превышения. Например, если вы получаете 3 миллиона рублей в год, то с суммы 2,4 миллиона вы платите налог по ставке 13%, а с суммы 600 тысяч (3 млн — 2,4 млн) — по ставке 15%. И так далее.

Конечно, заработная плата не единственный источник дохода для граждан. Следующими по «популярности» идут:

  • доходы от продажи недвижимости
  • доходы по вкладам
  • дивиденды, доходы от продажи ценных бумаг

Для всех перечисленных доходов будет применяться двухступенчатая прогрессивная шкала:

  • 13% — для доходов до 2,4 млн рублей в год;
  • 15% — от 2,4 млн рублей в год;

Сейчас ставка 15% применяется, если сумма доходов превышает 5 млн рублей в год.

Предполагаются также изменения ставок по налогу на прибыль. Планируется увеличить базовую ставку по налогу на прибыль организаций с действующих 20% до 25%.

Ставку налога на прибыль ИТ-компаний планируют ввести в размере 5%. Сейчас налогоплательщики из этой категории от уплаты налога на прибыль освобождены.

Изменения коснутся и упрощенцев (плательщиков единого налога). Здесь предлагается увеличить лимиты, позволив применять специальный налоговый режим большему количеству предприятий:

  • поднять базовый порог доходов для перехода на УСН с 112,5 до 337,5 млн рублей;
  • среднюю численность сотрудников для применения спецрежима увеличится со 100 до 130 человек;
  • порог доходов для применения УСН повышается до 450 млн рублей;
  • порог по остаточной стоимости основных средств будет установлен в размере 200 млн рублей место 150 млн рублей.

Кроме того, планируется обязать упрощенцев платить НДС при доходах более 60 млн рублей в год.

При этом налогоплательщику будет предоставлена альтернатива. Малый бизнес с годовым доходом от 60 млн рублей сможет выбрать одну из опций:

  • уплачивать НДС по ставке 20%, используя в том числе льготную ставку 10% на отдельные товары и услуги и сохранив право на вычеты или;
  • уплачивать НДС по ставке 5% при доходах от 60 млн до 250 млн рублей, по ставке 7% при доходах от 250 млн до 450 млн рублей, но уже без права на вычет.
  • Кроме того, предложено отменить повышенные ставки 8% — для режима «доходы» и 20% — для «доходов минус расходы». Останутся 2 базовые ставки: 6% и 15%.

По замыслу авторов инициативы, такие меры будут способствовать добровольному отказу предпринимателей от дробления бизнеса.

В рамках поощрения компаний отказываться от применения рискованных налоговых конструкций будет предусмотрена налоговая амнистия за дробление бизнеса в 2022 — 2024 годах. Условием применения амнистии является добровольность такого отказа.

Для предпринимателей, отказавшихся от дробления бизнеса уже после того, как налоговым органом были выявлены соответствующие нарушения, правило об освобождении от ответственности применяться не будет.

Важно, что термин «дробление бизнеса» получит наконец дефиницию на законодательном уровне. Несмотря на приобретенную в последнее время расхожесть, данное понятие в настоящий момент не имеет правового определения.

Дроблением бизнеса предложена называть разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов.

Добровольным отказом от дробления бизнеса будет считаться исчисление и уплата налогов лицами, применяющими дробление бизнеса, в размере, определенном в результате консолидации доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения, всей группы лиц.

Освобождать от уплаты налогов, пеней, а также штрафов по итогам проверок за 2022 — 2024 годы также предлагают, если в решении инспекции по выездной проверке за 2025 и 2026 годы дробление бизнеса не установят. В этом случае обязанность по уплате долга за дробление бизнеса прекращается с даты вступления в силу последнего решения. Важно: на день вступления в силу поправок решения по проверкам за 2022 — 2024 годы еще не должны вступить в силу.