Кубанские Новости
Экономика

Борьба за третье место: китайская сельхозтехника обошла европейскую

Борьба за третье место: китайская сельхозтехника обошла европейскую
Фото: www.gomselmash.by
На рынке сельскохозяйственной техники РФ лидируют отечественные бренды, однако их доля пока не достигла целевых показателей в 80 процентов (к 2035 году), озвученных Минпромторгом.*

По мнению экспертов ГК Альфа-Лизинг, спрос на отечественное оборудование для АПК растет: в навесной спецтехнике он составляет 60 процентов, на рынке комбайнов – минимум 43 процента. Кроме того, в структуре продаж также лидируют производители из дружественных стран: Беларуси, Китая.

Структура продаж тракторов

В России в число наиболее распространенных типов сельскохозяйственной техники вошли тракторы, навесное и сельхозоборудование и комбайны. В структуре продаж тракторов, по аналитическим данным Альфа-Лизинга, лидирует белорусский МТЗ – на него приходится около 62 процентов лизинговых сделок. По 12 процентов занимают российские («Ростсельмаш», «Агромаш», Terrion и другие) и китайские (Lovol, Zoomline, YTO) бренды. Доля европейской техники составляет 3 процента.

Около 13 процентов аграриев приобретают данный тип сельхозтехники с пробегом. В целом тракторы в лизинг наиболее востребованы среди предпринимателей в Сибири (35,5 процента лизинговых сделок по стране), на юге (31 процент) и на Урале (14 процентов). Выбор бренда во многом обусловлен стоимостью оборудования. Так, средняя цена белорусской техники составляет 2,7 миллиона рублей, а европейской – 5,5 миллиона рублей (разница более чем в два раза). При этом средний срок лизингового договора в обоих случаях почти не отличается – 40 месяцев и 43 месяца соответственно.

Структура продаж навесного оборудования и сельскохозяйственной техники

На рынке сельскохозяйственного оборудования российские аграрии в основном приобретают в лизинг культиваторы, бороны, сеялки, жатки и так далее, на них приходится 95 процентов сделок. Еще 5 процентов – прочая навесная техника. В данном сегменте лидируют отечественные (60 процентов) и белорусские (30 процентов) производители. Лидеры – завод «Сельмашдеталь» (9,5 процента), «Агромастер» (6 процентов) и KLEVER (4 процента).

Большинство аграриев приобретают данный тип сельхозтехники новым, на долю продаж оборудования с наработкой приходится не более 2 процентов. В целом сельхозтехнику в лизинг приобретают в тех же регионах, что и тракторы, но в других пропорциях: чаще всего – предприниматели Сибири (33 процента лизинговых сделок по стране), юга (28 процентов) и Урала (17 процентов). Средняя стоимость такого типа техники по стране составляет 2,7 миллиона рублей в 2024 году. Средний срок лизингового договора – 39 месяцев.

Структура продаж комбайнов

На рынке комбайнов также лидируют российские и белорусские бренды техники. На отечественный «Ростсельмаш» приходится 43 процента лизинговых сделок, на «Гомсельмаш» (Беларусь) – 24 процента, CLAAS (Германия) – 9,5 процента.

Также в данном сегменте самая высокая доля продаж техники с пробегом – до 40 процентов сделок в лизинг. В основном комбайны поставляются в Сибирь (55 процентов), на юг страны (21 процент) и в Поволжье (14 процентов). Разница в стоимости российских и зарубежных комбайнов составляет от 46 процентов до 2,8 раза. Так, новый «Ростсельмаш Acros» стоит примерно 15,2 миллиона рублей, а CLAAS с наработкой (новые модели на российский рынок не поставляются) – от 22 миллионов до 43 миллионов рублей. В среднем комбайны оформляются аграриями в лизинг на срок 53 и 54 месяца соответственно.

– Достижение целевых показателей Минпромторга к 2035 году вполне реалистично. Уже сейчас мы видим, что в определенных категориях техники лидируют российские и белорусские производители, в среднем по рынку этот показатель в прошлом году составлял 61 процент. Способствовать росту продаж отечественных марок оборудования для АПК будут не только очевидные факторы – стоимость, уход с рынка ряда зарубежных производителей и прочее, но и особенности финансирования. Так, при покупке техники в лизинг для аграриев зачастую действуют более выгодные условия. Например, размер аванса при приобретении российского комбайна составляет в среднем 10 процентов, а при покупке зарубежного аналога – 15 процентов, – отметил Владимир Воротилин, руководитель южного дивизиона продаж ГК Альфа-Лизинг.

*www.interfax.ru


Информационный обзор редакции