Кубанские Новости
Культура

Ласковое и кусачее. Какие опасности таит Черное море?

«Мамочка! Смотри, какая она красивая!» — белокурая девчушка бежала по пляжу Сочи, бережно держа в руках отлива

«Мамочка! Смотри, какая она красивая!» — белокурая девчушка бежала по пляжу Сочи, бережно держа в руках отливающую голубизной медузу, и невдомек было малышке (как, наверное, и ее матери), что морская диковинка может быть опасна. И ведь в таком искреннем неведении находится подавляющее большинство людей: и приезжих, и даже местных.
Ученые утверждают, что в Черном море на глубине свыше 200 метров из-за насыщенности воды сероводородом жизни нет. Но это совсем не значит, что жизнь в его глубинах скудна. Только растительный мир Черного моря насчитывает 270 видов водорослей и 600 видов фитопланктона, а уж фауна и того богаче — 2 500 видов. Да, здесь нет морских звезд и ежей, осьминогов, каракатиц и кораллов, зато есть такие знакомые нам по ресторанным меню мидии, креветки, устрицы, рапаны. Кстати, последние мигрировали к нам на днище кораблей с Дальнего Востока и, как утверждают медики, очень полезны для мужского здоровья.
Есть среди планктоновых водорослей и такой необычный вид, как ноктилюка — хищница, питающаяся органическими веществами и умеющая фосфорисцировать. В августе иногда наблюдается свечение моря. Так вот, это «подает» сигналы ноктилюка.
…С Сергеем Рубиным я знаком давно. Он, как говорят, родился с удочкой в руках. И, как настоящий рыбак, знает жизнь морских обитателей вдоль, поперек и, конечно, в глубь.
— Возьмем, например, собак и коров. Не тех, что лают или ощипывают луга, а рыб, которым достались такие «сухопутные» названия, — говорит он. — Посмотри вниз (мы сидим на причале в надежде все-таки выловить барабулю или хотя бы ставриду. — Авт.) — Видишь, как копошатся вокруг свай, щиплют «зеленку», дерутся за территорию. Точь-в-точь, как их «братья» на берегу. А ты видел актиний? Они прячутся между камней, похожи на красно-сине-зеленые цветы и своими лепестками-щупальцами могут поймать не только планктон, но и креветку или даже малька.
Неожиданная поклевка прерывает наш разговор. Сергей подсекает, и через мгновение на причале бьется серебристая рыбешка. Я бросаюсь к ней, но Сергей меня резко останавливает:
— Присмотрись, прежде чем в руки брать. Еще минута — и мне пришлось бы тебя в больницу везти. Это скорпион, как мы его называем. На плавниках и жабрах у него ядовитые колючки. Уколет — проблем не оберешься: боль, температура, опухшая рука… Причем яд в иголках этой рыбы сохраняется долго, даже после ее гибели. Но если аккуратно обрезать шипы, то мясо скорпиона очень вкусное.
Есть, оказывается, среди опасных морских обитателей и такие, как морской дракон, скорпена, скат-хвостокол (морской кот). Последний — родственник акул — вырастает до 70 сантиметров, живет на дне, питается моллюсками и крабами. Но главная его особенность — хвост, на котором есть шип длиной до 20 сантиметров. Используя его как бич, кот может нанести глубокую рубленую рану.
…Солнце начинает припекать, и мы с Сергеем временно перебазируемся под навес. Перебирается туда и рыбак, колдовавший над удочками рядом с нами. — Извините, — улыбается он. — Зовут меня Виктор. Приехал отдохнуть из Питера. По профессии — ихтиолог. Случайно услышал ваш разговор. Вы знаете, что, кроме хвостокола, для рыбаков и ныряльщиков опасность представляет и морской дракон? Он чем-то похож на змею, живет на дне, прячется в песке, при опасности расправляет веер спинного плавника с отравленными колючками, укол которых причиняет жгучую боль, рана опухает, краснеет, повышается температура.
Нашу беседу прерывает звон колокольчика, прикрепленного к концу удилища. Он сигнализирует о том, что на крючок села рыба. Виктор достает улов и в сердцах высказывает:
— Ну что за день! У вас скорпион «сел», а у меня — скорпена. Пора кончать рыбалку. Выловленная им скорпена, или, как ее чаще называют, морской еж, бьется на причале. Если уродство бывает красивым, то это именно тот случай: большая голова, покрытая наростами, огромный рот с толстыми губами, выпученные, наливающиеся красным глаза, ядовитые колючки на жабрах и плавниках… И при всем этом, как уверяют рыбаки, уха из такого ерша удивительно навариста и вкусна. Разумеется, если предварительно обрезать ядовитые шипы.
А вот акула-катран для рыбаков не опасна. Несмотря на довольно внушительный «формат» (вырастает до полутора метров), она боится людей и редко подходит к берегу. Однако профессиональные рыбаки считают катрана ценным трофеем — есть мнение, что его печень обладает целебными свойствами.
…Возвращаясь домой с удочкой наперевес, замечаю все ту же девчушку, поймавшую в море медузу. Та, уже высыхающая, тает на горячем песке. Присматриваюсь: к счастью, это мелкая безвредная медуза. Девочке повезло. Но ведь встречаются у наших берегов и ее родственницы — аурелия и корнерот. Стрекательные клетки первой кожу человека не пробивают, но обжечь слизистую глаз или губ могут сильно.
Что касается корнерота, то его легко отличить по мясистому, похожему на колокол куполу и бороде ротовых лопастей. Именно на них и расположены ядовитые стрекательные клетки, в которых скрыты капсулы с ядом. Разумеется, он не смертелен. Обширный ожог крапивой может быть куда более болезненным.
…Дома вместе с Сергеем готовим уху. Причем из таких опасных трофеев, как скорпион и ерш. Вкус непередаваемый! Главное — знать их и не бояться. И уметь готовить. Как, кстати, делают, например, жители Кореи, употребляющие в пищу практически все, что обитает в море. Сам лично в этом убедился.
Владимир ЦЕКВАВА,СОБКОР.
Краевая газета «КУБАНСКИЕ НОВОСТИ», выпуск №120, 25-07-2014.