– У вас друзей, как известно, немало. Еще больше поклонников. В адрес фестиваля пришла поздравительная телеграмма от президента России Владимира Путина...
– Владимир Владимирович отметил, что с каждым годом программа фестиваля становится насыщенней и разнообразнее, обогащается новыми, интересными творческими идеями. И это действительно так!
– Для всего мира вы – русский Паганини и Демон с альтом, символ российского искусства и гениальный хулиган, целовавший вопреки протоколу руку принцессе Диане и «соображавший на троих» с принцем Чарльзом и Мстиславом Ростроповичем... Есть ли для вас что-то такое, что априори против правил?
– Предательство и невыполнение своих обязательств. На мой взгляд, это такое же сильное нарушение человеческих понятий, как и любое другое преступление.
...А гармония нашего первого фестивального спектакля полностью совпадает с моими ощущениями от «Маленького принца». Я наслаждался каждой репетицией! Еще сам не все понимал, но видел, что режиссер точно знает, чего он хочет. Я внимательно следил за Хабенским и его темпоритмом... Было ощущение, будто эта постановка – одна из главных музыкальных премьер в моей жизни. Творческое состояние настолько светлое и возвышенное, что, казалось, если даже премьера не состоится, то все равно нечто значительное уже произошло!
– Много ли подобных событий в нынешней фестивальной программе?
– Я бы сказал, каждый из десяти концертов и шести вечеров камерной музыки по своему неповторим. Судите сами, в числе участников – скрипачка Татьяна Самуил, виолончелист Александр Бузлов, самая молодая обладательница Гран-при в истории Международного конкурса имени Чайковского Акико Суванай, солистка Большого театра Ольга Кульчинская... Это ярчайшие представители российского и мирового исполнительского искусства молодого поколения! На открытии фестиваля на сцене Зимнего впервые в России выступил один из лучших интерпретаторов музыки Баха, иранский пианист Рамин Барами, а на гала-концерте закрытия будет блистать молодой австрийский музыкант и лауреат серебряной медали, а также специальных призов Международного фортепианного конкурса имени Шопена в Варшаве Ингольф Вундер из «Deutsche Grammophon».
Впервые у нас работает полноценная Международная академия для юных музыкантов с участием ведущих солистов и педагогов России и зарубежья, организованная совместно с Бельгийской академией музыки «Шапель» имени королевы Елизаветы и Финским международным музыкальным фестивалем «Круссель». Мы даже не ожидали такого огромного количества желающих принять участие! Ребят пришлось отсеивать. География удивила всех: Польша, Австрия, Португалия, Швеция...
А еще на фестивальную сцену выйдут финалисты II Конкурса молодых композиторов памяти Сергея Прокофьева. Фестиваль оброс спецпроектами, круглыми столами и параллельными событиями разного масштаба. Объем информации и впечатлений колоссальный!
– В этом году вы вновь импровизировали вместе с популярной джазовой певицы Нино Катамадзе…
– Да, это была специальная джазовая программа «Классика & Classical»: «Солисты Москвы», Нино Катамадзе & «Insight» – Шостакович, Шнитке и хиты world music в оправе грузинской музыки советского кино. Фестиваль получается жизненно-искренний – на все вкусы и устремления публики: джаз Джафера Юссефа из Туниса, путешествие по музыке Антонио Вивальди с контртенором Винченцо Капеццито и барочным ансамблем «Soqquadro Italiano» под руководством Клаудио Борджианни, балетный вечер в честь 135-летия со дня рождения величайшей русской балерины Анны Павловой с участием примы Венской оперы Марии Яковлевой и ее коллег из Финляндии и Национального балета Испании. Постановщик церемонии закрытия сочинской Олимпиады Даниеле Финци Паска представит спектакль-клоунаду «Белое на белом». Олег Меньшиков в спектакле «Оркестр мечты. Медь» покажет, что нельзя предавать надежды юности.
Главная отличительная фестивальная черта – мультижанровость – останется ключевой и в этот раз. Будет много синтетических программ – музыкально-литературных композиций, позволяющих окунутся в мир Шекспира и английских композиторов XVII-XX веков, музыку Шуберта и творчество Гумилева, Бродского и Высоцкого, этюды Листа поэзию Пушкина, Байрона, поэтов Серебряного века...
– Плюс ваш романтический «Бенефис альта. Три Гарольда»!
– ...Драматургическим стержнем станет фигура Байроновского вечного странника Чайльд-Гарольда, тщетно ищущего покоя в себе и в окружающем мире. В завершение концерта прозвучит симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, а в начале – камерный «And Harold again» родившегося в Баку и скончавшегося в США композитора Олега Фельзера (на это сочинение мне однажды указал Шнитке), и написанная специально «в пару» к симфонии Берлиоза одночастная симфония-баллада «Гарольд в России» Саши Чайковского. Они имеют солирующую партию альта и содержат цитаты и аллюзии из «Гарольда в Италии».
– Юрий Абрамович, извините за отступление, но в вашем репертуаре, если не ошибаюсь, немало произведений Александра Чайковского, написанных специально для вас? И не только Чайковским...
– Это так. Саша, с которым мы много лет дружим, написал и сюиту, и отдельные пьесы, и два концерта. На фестивале мы отпразднуем его юбилей!
Я долгое время выступал в рамках фестиваля «Московская осень» Союза московских композиторов, и однажды сыграл там какой-то Сашин концерт. Благодаря этому выступлению, на котором присутствовали другие композиторы, они стали для меня писать. Я сыграл на этом фестивале столько премьер, что, в конце концов, для меня захотел написать Шнитке, Губайдуллина, Канчели. Так появились серьезные шедевры. Если говорить о концертах, то сейчас мне посвящено точно больше 50. А если учитывать пьесы, сонаты и другие формы, то их, конечно, очень много – думаю, за сотню.
Некоторые писали не по одному произведению: у Канчели – три, у Шнитке тоже три, причем в знаменитом концерте, мне посвященном, в нотах зашифрована моя фамилия. Когда я получил этот подарок от Альфреда, то, конечно, ощутил степень собственной значимости. Это же ощущение было, когда получил в подарок от Гии Канчели «Стикс» – феноменальное произведение, пик в творчестве самого Гии. Кстати, у Альфреда пик – тот альтовый концерт. Он мне сам в этом признался, когда я брал у него интервью. У него тогда был инсульт и он мне сказал, что заболел из-за того, что в этом концерте заглянул туда, куда человек не имеет права заглядывать. Это очень страшно – на границе между жизнью и смертью...
– Скажите, «здесь и сейчас» вы счастливы?
– Чувствую себя счастливым человеком! Это девятый по счету фестиваль. Мы здесь не по принуждению. Все участники и партнеры объединены желанием творчества и интересом, который нас возвышает. В совет директоров пришли новые люди, объединились два банка, оказавших нашему проекту большую финансовую поддержку. И с «Ямахой» мы давно сотрудничаем. В рамках фестиваля состоится концерт-инаугурация нового концертного рояля этой фирмы. Его приобрели на средства администрации города Сочи для Сочинского концертно-филармонического объединения. В концерте за рояль сядет замечательный пианист Николай Луганский.
Вспомнилось, как мы с Рихтером гастролировали, и в каждый город с нами ездил настройщик от «Ямахи». Он за несколько часов до концерта выходил на сцену, что-то вымерял своими чудо-приборами, вплоть до влажности и уклона пола, и делал рояль безукоризненным по звучанию. Позднее он стал в Киото главой отдела магазина по продаже клавишных инструментов…
Нужно сказать, помощь нашему фестивалю друзей из Японии впечатляющая, и мы им невероятно благодарны! Министерство культуры Краснодарского края неизменно помогает нам, не сокращает бюджет, как многие в кризис...
Между прочим, из-за сокращенного фестивального бюджета нам пришлось отменить серию концертов в Органном зале. Одной из жертв оказалась моя дочь Ксения. Однако она приехала, чтобы послушать фестиваль, и выступит в одной из программ. Всех, чьи концерты нам пришлось отменить, мы задействуем в течение года на других фестивалях, и в Сочи тоже, но в следующем году. Многие готовы выступать бесплатно, поэтому будем жить независимо от цифр!
Кстати
Своеобразной прелюдией к традиционному зимнему празднику искусств маэстро Башмета в Сочи, который проходит с 12 по 21 февраля, стал музыкальный спектакль «Не покидай свою планету», созданный при участии Константина Хабенского, Камерного ансамбля «Солисты Москвы» в рамках проекта «Представляем друзей» совместно с Московским театром «Современник» по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (автор идеи – Дмитрий Гринченко, постановка – Виктора Крамера).