Корреспондент «КН» отправилась за кулисы краевого театра кукол к Константину Мохову, который возглавляет его вот уже 12 лет. В репертуаре – более 30 постановок, но билет достанешь с трудом: все раскупается меньше, чем за месяц. А сейчас еще готовится и необычная премьера – постановка по раннему роману Владимира Набокова.
В кабинете у Константина Мохова – макет деревни в приглушенных тонах. Это декорации к спектаклю тургеневского «Му-му». Он придуман, но еще не поставлен. С него мы и начали, и поговорили…
О секретном чемоданчике
– Эта декорация из «Му-му» мне очень по сердцу. Хотя спектакль пока не случился. Есть у меня такой «чемоданчик» – в нем те постановки, которые хотелось бы сделать. Периодически я что-то оттуда вынимаю. И недавно это был роман Владимира Набокова «Король. Дама. Валет». Спектакль для зрителей от 18 лет. Почему, к примеру, «Лолита» пользуется такой популярностью у киношников? Это произведение – готовый фильм. Видение Набокова настолько ярко, что режиссеру пройти мимо трудно. В романе «Король. Дама. Валет» есть все: прихотливый сюжет, неожиданная интрига, глубокие образы героев. Как будет выглядеть постановка, пока секрет. Скажу только, что это будет совершенно новая форма для нашего театра. Премьера планируется в начале октября.
Об энергообмене
– С первого взгляда, в театре все просто – актеры, спектакли, публика. Но в реальности мы имеем дело с энергиями. Действо на сцене – это энергообмен между артистами и зрителями. Если это происходит, тогда случается и спектакль. Если нет, то сидишь в зале и думаешь: «Когда же это закончится?» К сожалению, в 90 процентах театров я это и вижу. На сцене есть артисты, они говорят текст, но между ними ровным счетом ничего не происходит! Нет этой вольтовой дуги, и все бессмысленно. Моя задача – обеспечить такой резонанс между актерами, между сценой и зрителями, между театром и городом, и даже страной. Это в идеале. Как говорил Олег Ефремов: «У меня работа такая – всех напрягать».
О куклах
– Кукла появляется там, где человека мало. Это всегда обобщение, метафора. Например, у нас в «Играх сновидений» герой рождается, учится ползать, ходить, ему дают крылья, и он пытается взлететь… Может этот полет показать живой человек? Думаю, нет. Но не потому, что актер не в состоянии нацепить крылья и пролететь на тросике. Он сделает, но уровень обобщения будет не тот. Кукла – это, если угодно, и все человечество, и никто. Чувствуете разницу?
К тому же артист может работать на сцене сам, с марионеткой или с предметом. Бывают даже куклы-двойники, точные копии артистов. У нас есть куклы без глаз – только черные глазницы. В зависимости от подсветки и поворота головы это работает по-разному: куклы то будто щурятся, то словно плачут.
О Бабе-Яге и запретах
– Когда меня первый раз привели в театр, мне ужасно не понравилось – я испугался какой-то кошмарной Бабы-Яги. Образ, видимо, был нескладный. Но если найти удачную форму, на сцене театра кукол выразить можно все. Даже невыразимое! К примеру, показать странную мысль или дуновение ветра. Главное – для чего? Найдет ли это отклик в душе зрителя? Мы стараемся говорить с ним о том, что важно нам. И так, чтобы было интересно. От этого рождаются форма и изощренная, я надеюсь, метафоричность нашего театра. Но есть табу: показ прямого насилия и порнография.
О кассовых сборах
- Если вы зайдете к нам в кассу, то увидите, что на многие спектакли билетов уже нет. Но так было не всегда. Когда я пришел в театр 12 лет назад, в зале от силы человек тридцать-пятьдесят сидело. Театр мало был кому интересен в городе и в крае. Пришлось срочно все менять. Мне очень повезло. Вокруг идеи обновления театра сразу возник костяк очень творческих людей: это и актеры, и администрация, и дирекция театра. Я переманил своего давнишнего соавтора из Красноярска – художника Елену Мацкевич. Было не легко, но у театра вообще не бывает легких времен. Катастрофа для творческого коллектива – отсутствие идей. И это не зависит от уровня финансирования. Можно сделать гениальный спектакль, найдя на свалке три тряпочки. Была бы идея. Да, к нам приходит зритель. Но мне гораздо важнее, с чем он уходит. Бывают блистательные представления, но после них жить не хочется. Главное для меня, чтобы зритель уходил с ощущением, что мир прекрасен, чтобы увидел то, на что раньше не обращал внимание.
Фото Михаила СТУПИНА