Кубанские Новости
Культура
Иван Карасев

Битва кубанских магов: лучшая фантастика от местных авторов

Других посмотреть и себя показать – померяться силой своего интеллекта, тиражами и толщиной книг. Такую неформальную возможность

Когда еще можно было фантастам сразиться на своих «световых мечах» (образно, конечно), критикам без обиняков покритиковать, а авторам ироничных рассказов, художникам, конлангерам (изобретателям экзотических языков) приоткрыть секреты своего мастерства?

В конференц-зале Краснодарского филиала «Российской газеты» писатели собрались, чтобы организоваться в новое профессиональное сообщество. По итогам состоявшегося в кубанской столице круглого стола авторы, специализирующиеся в основном на фантастике и фэнтези, решили проводить такие встречи ежегодно в формате форума. Главное – открывать новые имена.

Писатель и журналист Юрий Гень представил свою новую книгу «Как победить Чернобога».
Писатель и журналист Юрий Гень представил свою новую книгу «Как победить Чернобога».
Фото: Сергей Антонов

Как оказалось, можно насчитать как минимум десять писателей, которые живут в нашем крае и успешно публикуются в столичных издательствах. Если кого-то забыли пригласить в этот раз – не беда: еще будет время посостязаться кубанским «магам слова».

Организовал такую встречу писатель и журналист Юрий Гень, который представил свою новую книгу в жанре фэнтези «Как победить Чернобога». По его словам, главная идея состояла в том, чтобы «вытащить писателей на круглый стол, и чтобы их узнали массы читателей именно здесь, в крае».

Итак, первый парадокс. Почему в Краснодарском крае мало знакомы с успешными молодыми писателями?

Как минимум десять писателей, которые живут в нашем крае, успешно публикуются в столичных издательствах.

– Писатели у нас в крае, скажем так, «законспирированы», находятся не на виду, – считает автор серии коротких ироничных рассказов, руководитель телекомпании ГТРК «Кубань» Наталья Тованчёва. – Просто так исторически сложилось. Они не очень публичны и не часто проводят встречи друг с другом и с читателями. Круглый стол – это первый шаг к тому, чтобы исправить эту ситуацию. Если же говорить о качестве книг, написанных авторами из Краснодарского края, то произведения я всегда сравниваю с бутылкой вина: не обязательно выпивать всю бутылку, чтобы понять, хорошее это вино или плохое. Так и тут: стоит прочитать несколько страниц даже в середине книги – и сразу ясно, хорошая перед тобой книга или она не стоит внимания.

Еще один важный вопрос – почему за одними рукописями книжные агенты охотятся, а другие не желают даже читать?

– Есть целый ряд жестких требований, – поясняет Юрий Гень. – Крупные издательства часто требуют, чтобы размер произведения был не больше и не меньше 8-9 авторских листов (это порядка 400 – 450 тысяч знаков с пробелами). В то же время произведение должно быть рассчитано на написание впоследствии еще серии из двух-трех книг. Каждая – такого же объема. Вдобавок сдавать издательству такие книги надо с периодичностью раз в полгода. В итоге получается, что работу писателя нельзя совмещать ни с какой другой работой – просто не хватит времени.

Почему на Кубани сложилась такая система, что авторы выпускают книги за свой счет, а те кубанцы, кому выпала возможность работать с крупными федеральными издательствами, на Кубани неизвестны (хотя и выпускают свои книги приличными тиражами)? Почему издать книгу дешевле в столицах соседних регионов, но не в Краснодаре? Практически нет в кубанской столице и солидных литературных журналов, которые бы рискнули напечатать местных начинающих авторов, пишущих нестандартно. Еще лет 10 назад чуть ли ни при каждой газете была своя «Литгостиная» для молодых литераторов, теперь это стало почему-то немодным.

Вот далеко не полный список тем, которые писатели обсудили в ходе круглого стола. Конечно, одно дело – получить ответы. И совсем другое – воплотить фантастику (пусть даже самую осторожную, если говорить о запросах) в жизнь.

Мнения

Сергей Лёвин, член Союза писателей России, лауреат всероссийских и международных творческих конкурсов, создатель проекта «Послесказие»:

– Реалии нынешней литературной ситуации таковы: прозу и стихи пишут тысячи, а с издательствами сотрудничают единицы. Публикация чьих-то творений иногда обусловлена невероятно талантливым уровнем произведений и победами в серьезных литературных конкурсах, все реже – членством в профессиональных союзах.

Сергей Лёвин
Сергей Лёвин
Фото: Сергей Антонов

Чаще всего писатели сегодня ищут спонсоров или вкладывают личные сбережения. Издательства не заинтересованы в нежанровой литературе и малоизвестных авторах, и их можно понять: чтобы остаться на плаву, им в первую очередь надо думать о том, как продать тираж. К тому же, по мнению многих моих коллег, краснодарские издательства неоправданно задирают расценки, поэтому напечатать книгу в Ростове-на-Дону или даже в Тамбове стоит на порядок дешевле. Чем это вызвано, непонятно, но к поддержке местного производителя не стимулирует точно.

Недавно познакомился с молодыми авторами, которые зарабатывают на жизнь творчеством. Раньше я думал, что это невозможно в принципе, если ты не Борис Акунин или Дарья Донцова. Значит, есть стимул стремиться вперед, активнее участвовать в конкурсах, рассылать свои произведения по издательствам и, главное, никогда не впадать в отчаяние. В конце концов известно, что Стивен Кинг пытался выбросить черновик впоследствии принесшего ему мировую известность романа «Керри» в мусорную корзину…

Игорь Васильев, писатель, кандидат исторических наук:

– Кубанские писатели, заключившие договоры с федеральными издательствами, "покупаются" преимущественно там же, где и печатаются, – в Москве, Санкт- Петербурге... Там они могут достичь определенной известности.

Игорь Васильев
Игорь Васильев
Фото: Сергей Антонов

Журналов, открывающих новые имена, на Кубани нет по причине разрозненности молодых интеллектуалов, которые разбиты на мельчайшие группы по нескольку человек. Друг другу эти группы не слишком интересны, они предпочитают самостоятельно искать выходы на различные, преимущественно электронные, литературные порталы.

Но не все из этих ресурсов со временем продолжают быть активными и открытыми. В таких условиях давно назрела необходимость создания нового литературного журнала. Он может и не иметь, собственно, бумажной версии, ограничиваться электронной. Там же неплохо создать сетевой магазин, где кубанские литераторы могли бы продавать свои электронные книги.

Марина Тараненко, писатель, финалист конкурса «Новая детская книга»:

– Не сказала бы, что на Кубани совсем уж не знают тех, кто издается в федеральных издательствах. Среди читателей достаточно и наших земляков. Кроме того, библиотеки часто проводят творческие встречи, где читатели имеют возможность познакомиться с авторами. По крайней мере, детские библиотеки Краснодара делают для этого много, за что им огромное спасибо.

Марина Тараненко
Марина Тараненко
Фото: Сергей Антонов

А что касается того, как издать книгу в федеральном издательстве, я бы посоветовала участвовать в крупных конкурсах, таких как «Новая детская книга» от издательства РОСМЭН, «Книгуру» или Международная премия им. В. П. Крапивина.

Издание книг за свой счет, на мой взгляд, все-таки тупиковый путь: каждый автор мечтает найти издательство, готовое с ним сотрудничать, и конкурсы очень помогают это сделать.

Ирина Иваськова, прозаик, член Союза писателей России:

– Не думаю, что выпускаемые крупными федеральными издательствами авторы неизвестны в нашем крае.

Кубанские издательства в большинстве своем за раскрутку романа нового автора не возьмутся – не имеют таких финансовых и информационных возможностей. Что же касается цен на издание книги за свой счет – в Краснодарском крае все стоит дороже, чем в Ставрополе или Майкопе… Авторы же малой прозы ни федеральным, ни уж тем более кубанским издательствам не нужны, что вполне объяснимо с финансовой точки зрения.

Ирина Иваськова
Ирина Иваськова
Фото: Сергей Антонов

Путь у этих авторов другой – те же конкурсы, но в соответствующей номинации, публикация в журналах (как центральных, так и региональных), работа в литературных объединениях, творческих союзах. Кто-то вообще ищет своего читателя исключительно самостоятельно, выкладывая свои произведения в сети.

При наличии таланта писатель обязательно найдет свою аудиторию. Литературные издания на Кубани есть – журнал «Родная Кубань», газета «Кубанский писатель». Вряд ли, конечно, их заинтересует фэнтези, но авторы реалистичной прозы смело могут обращаться в редакции.

Елена Суханова, прозаик, публицист:

– Писательство – это, прежде всего, труд. И труд не самый легкий. Когда человек принимает решение заниматься такой работой, он должен первым делом осознать свои цели. Если целью является прославиться и разбогатеть, это, скорее всего, не сработает. Крупные издательства с первых строк видят, для чего автор все затеял. Если же человек трудится ради самого процесса, то шансов быть замеченным больше, потому что продукт получается качественнее.

Елена Суханова
Елена Суханова
Фото: Сергей Антонов

Что касается издания книг за свой счет, то дороговизна понятна, ведь именно спрос рождает предложение, а не наоборот. Чем больше авторов хотят издать свои книги, тем вероятнее будут расти цены. Я не согласна с тем, что кубанские авторы малоизвестны. Есть действительно весьма талантливые литераторы.

Мила Нокс, победитель 7 сезона конкурса «Новая детская книга», автор подростковой фэнтези-серии «Макабр»:

– Ситуация с авторами, сложившаяся на Кубани, лишь кажется из ряда вон – на деле такое происходит в любом регионе, кроме Москвы и Питера. Почему? В столице люди более пробивные, у московских издательств налажена работа с книжными магазинами, фестивалями и ярмарками. Благодаря этому местные авторы чаще участвуют в литературных мероприятиях, их начинают узнавать в лицо, они обрастают связями.

В отдаленных городах такая работа не налажена – к примеру, в краснодарском «Читай-Городе» только в конце прошлого года прошла первая презентация книги, в то время как в московском отделении этой книжной сети такое делают еженедельно.

Мила Нокс
Мила Нокс
Фото: Сергей Антонов

Авторы из провинции ленивые и боязливые – не все понимают, что означает литературный труд, для многих это просто хобби, потому и публикации редки. Чтобы тебя знали, надо быть на виду. Не всем это нужно, не все на это способны – провинциальным авторам тяжело выходить из зоны комфорта, ехать в столицу на книжные выставки, пробиваться. Потому у нас писатели сидят ниже травы тише воды. А местные и не догадываются, что автор – вот он, под боком.


Ликбез

Фантастика – жанр, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Включает поджанры – научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм.

Фэнтези – жанр, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Сформировался в начале XV в. С середины XX в. значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказал Дж. Р. Р. Толкин.

Фанфик – любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных произведений, кинофильмов (телесериалов или аниме), комиксов, компьютерных игр. Такие авторы (фикрайтеры), как правило, творят на некоммерческой основе.

Фэндом – субкультура, состоящая из поклонников (фанатов) авторов фантастических произведений или конкретных персонажей.

Косплей – «костюмированная игра», процесс воплощения или одевания в различных книжных или кинематографических персонажей, а также процесс изготовления таких костюмов.