Его называют «лицом эпохи» и «советским аристократом». Василий Лановой сыграл десятки главных ролей в исторических и военных фильмах. Сегодня он активно гастролирует и выступает за развитие движения «Бессмертный полк России».
- Василий Семенович, вы являетесь сопредседателем движения «Бессмертный полк» России. Что для вас значит принимать участие в этом шествии?
- «Бессмертный полк» родился в память о поколении, которое отстояло со страшными усилиями и муками нашу Родину, русскую душу, наш язык, культуру. У Александра Пушкина есть замечательные строки, которые как нельзя лучше подходят к определению «Бессмертного полка»: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной - есть постыдное малодушие». Жестко, но правильно сказано.
За те годы, что прошли с момента первого шествия в Сибири, оно развивалось невероятными темпами. В прошлом году русские люди, которые живут даже в Австралии, понесли 9 мая портреты своих дедов и прадедов. Для меня это движение имеет особое значение.
Я участвую в шествии с портретами родителей. Они сами были украинскими крестьянами. Спасаясь от голода, переехали в Москву и стали работать в цехе химического завода. Нас, детей, было трое, я и две сестры. Каждый год мама отправляла нас к дедушкам-бабушкам под Винницу. 20 июня 1941 года мы также поехали в гости, ни о чем не подозревая. А утром 22 июня вышли из поезда и увидели, как над нами летели самолеты бомбить Одессу. Так для меня началась война. Мне было 7 лет, младшей сестре - 4 года, старшей - 10.
Три с половиной года мы с родителями жили врозь, ничего не зная друг о друге. Уже потом я узнал, что родители вместе с другими работниками цеха разливали противотанковую жидкость вручную. Это жутко вредно было. Уже через пять дней у всех 72 работников цеха была уничтожена нервная система рук и ног. Их послали в санаторий на Кавказ. Долго лечили, но безрезультатно. Маму я хоронил инвалидом первой группы, отец заработал инвалидность второй группы. Поэтому наше поколение должно помнить тех, кто заплатил такую высокую цену за Победу.
- Правда ли, что вы сами могли погибнуть от рук оккупантов на Украине?
- У нас стоял немец в хате. Он часто смотрел на нас, троих детей, и вдруг начинал плакать. Потом доставал и показывал фото своих пацанов такого же возраста. Как-то раз он подарил мне пояс. Я вышел с ним на улицу. А мимо ехал другой немец на мотоцикле. Увидел, меня, несущего пояс этот, остановился и приказывает: - Отдай! А я ни в какую. Нет, говорю, и все! Тогда он засмеялся, взял автомат и дал очередь прямо у меня над головой.
После этого я стал страшно заикаться. И если бы не логопед, который после войны лечил меня, и в качестве терапии посоветовал петь протяжные украинские песни, актера Ланового могло бы и не быть. Но сейчас даже не об этом. А хочу сказать, что память об этих трех с половиной годах войны осталась у меня на всю жизнь. Поэтому для меня и лучшие стихи – военные, проза – военная, фильмы – тоже военные. Это такая заповедь, которую я соблюдаю уже много лет.
- Кстати, о фильмах и об актере Лановом. Ведь сначала вы поступили не в театральное училище имени Щукина, а на факультет журналистики МГУ и проучились там полгода. Почему все-таки не стали журналистом?
- Я с тринадцати лет занимался самодеятельностью и с самого начала хотел быть актером. Но мой первый учитель Сергей Штейн сказал: «Вася, хорошо бы тебе получить для начала хорошее образование, стать интеллигентным, очень уж ты пока серый». И я пошел в журналистику.
Поступил легко, у меня была золотая медаль. Но практически на первой же лекции услышал, что эта профессия предполагает обслуживать кого-то или что-то. Мне это было неприятно и запало в душу. В это же время начались съемки фильма «Аттестат зрелости», куда меня пригласили на роль Валентина Листовского, и после того, как картина закончилась, я окончательно понял – надо идти в свой актерский «огород».
- Если спросить зрителей о героях, созданных вами на экране, многие, в первую очередь вспомнят Ивана Варраву из «Офицеров» и Артура Грея из «Алых парусов». А вы сами какую роль считаете самой значимой?
- Павел Корчагин, однозначно.
- Но современное поколение вряд ли до конца поймет этот образ?
- Я считаю, что да, может не понять. Но проиграет оно, а не герой. Потому что Павел Корчагин – это пример удивительной преданности России, служения, а не обслуживания. Очень жаль, что отказались от преподавания романа Николая Островского «Как закалялась сталь» в школе. Ведь не зря, к примеру, французы, когда узнали о Корчагине, говорили «это ваш коммунистический Иисус Христос». Так и есть, Павка - это образ героического максималиста. Играя его, я сам рос как человек и личность. Работа над этой ролью, наверное, и есть самый счастливый период в моей актерской жизни.
- Не могу не вспомнить вашу роль в обергруппенфюрера СС Карла Вольфа в «Семнадцати мгновениях весны». Как вы после положительных образов Корчагина и Варравы решились сыграть врага?
- Решился, потому что пришлось работать нестандартно. Наши легкомысленная литература и журналистика изображали фашистов идиотами. А мне режиссер Татьяна Лиознова первое что сказала: «Вася, не надо играть тупицу. Надо играть умного и мудрого противника». И я создал именно такой образ, чтобы показать, чего стоила победа над этим врагом. Очень рад, что Татьяна убедила меня взять эту роль.
- Карл Вольф – это не просто герой фильма, а реальная личность. Правда ли, что он посмотрел «Семнадцать мгновений»?
- Да, как мне рассказал, автор сценария и писатель Юлиан Семенов, он встретился с ним на одном из приемов в Германии. Вольф был уже очень старый, толстый, громадный просто. Семенов подошел к нему и говорит:
- Вы смотрели фильм?
- Да.
- Как вам нравится актер?
- Аб-со-лют-но не похож, - чеканя слог, сказал Вольф.
На что Семенов ответил:
- Вы должны быть счастливы, что наш худой Лановой вас сыграл.
Тот засмеялся и сказал:
- Ладно, я пошлю вашему худому Лановому коньяк.
- Подарок до вас доехал?
- Вот и я спросил Юлиана о том же, на что получил фразу и загадочную улыбку: «Старик, долго летел…».
- Сегодня во всем мире говорят о том, что идет информационная война. Ваше мнение, выиграет наша страна в ней или нет?
- Война информационная всегда шла. Ничего, Россия всегда выходила из положения и только мужала. Не знаю, выиграем мы или нет, но сохранить специфику своих культуры и языка, надо непременно. Как только начнем поддаваться, все, хана!
- Литература и кинематограф помогут?
- Обязаны помогать! Поэзия и проза были всегда гордость России. Пушкин Толстой, Маяковский – вот настоящий русский уровень! Классика воспитывает душу.
- Вы много гастролируете с моноспектаклями, читаете стихи, прозу. Наверняка, ежедневно тренируете голос?
- Я уже пятнадцать лет заведую кафедрой художественного слова и сценической речи в институте имени Щукина. Много читаю до сих пор. Начал с самодеятельности, а сегодня даю моноспектакли. Мне это нравится. У меня целая программа упражнений для голоса, расслабляться себе не позволяю, чтобы не потерять дикцию. Кроме того, каждое утро делаю зарядку. На мой взгляд, актер, в любом возрасте, должен следить за собой.
- Василий Семенович, вы упомянули о преподавании. На ваш взгляд, есть ли сегодня достойные молодые актеры и перспективные студенты?
- Конечно. Но я не назову вам сейчас никого. Это им не поможет. Хотя у меня есть любимые ученики. Но озвучивать их имена, это супротив учительства идти. То, что они сегодня увлекаются больше вещами по линии прибыли, нежели мы думали в сове время, это тоже факт времени. Капитализм так капитализм. Но это не значит, что из них не вырастут талантливые актеры. Надеюсь, я к этому тоже приложу руку.
В 1971-м году Василий Лановой был назван журналом «Советский экран» лучшим актером года. Это случилось после того, как фильм «Офицеры» с его участием посмотрели 53 млн зрителей.
Актер в свои 84 года находится в отличной физической форме. Он по-прежнему высокий, прямой и подтянутый. Он плавает, играет в бандминтон и каждое утро начинает с зарядки. А вот специальной диеты не придерживается. Любимое блюдо Василия Ланового – котлеты с чесноком.
Василий Лановой лишь однажды сыграл в комедии. Это была эпизодическая роль пляжного отдыхающего с одной единственной фразой: «Красиво плывут - вон та группа в полосатых купальниках».
СПРАВКА «КН»
Василий Лановой - советский российский актер театра и кино, мастер художественного слова, Народный артист СССР.
В своем первом фильме «Аттестат зрелости» сыграл в 1954 году, а в 1956 году получил главную роль в фильме «Павел Корчагин». После актер снимался во множестве фильмов. На его счету более 80 ролей, в том числе в лентах: «Павел Корчагин», «Алые паруса», «Война и мир», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Анна и Командор», «Дни Турбиных».
В 1979 году озвучил многосерийный документальный фильм «Великая Отечественная. Его работа была отмечена самой престижной премией того времени - Ленинской.
Сегодня Василий Лановой является профессором, заведующим кафедрой художественного слова и сценической речи в институте имени Бориса Щукина. Кроме того, он – сопредседатель общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России».
Признание и награды:
1968 — Заслуженный артист РСФСР.
1971 — Лучший актёр года, согласно опросу журнала «Советский экран», за роль Ивана Вараввы в фильме Офицеры.
1972 — Премия Московского комсомола — за создание героических образов.
1978 — Народный артист РСФСР.
1980 — Ленинская премия — за участие в документальном фильме «Великая Отечественная».
1983 — Премия КГБ СССР — за фильм «Бой на перекрёстке».
1984 — Премия МВД СССР — за фильм «Приступить к ликвидации».
1985 — Народный артист СССР.
1994 — Орден Дружбы народов — за заслуги в развитии театрального искусства
1999 — КФ «Новое кино России» — Приз за лучшую мужскую роль, фильм «Незримый путешественник».
2001 — Орден Почёта — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
2004 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие театрального искусства.
2004 — Орден «За заслуги» III степени (Украина) — за высокий профессионализм и значительный личный вклад в развитие российско-украинских культурных связей.
2008 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю общественную деятельность.
2008 — Специальный приз президента Белоруссии «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».
2009 — «Большая литературная премия России» Союза писателей России, премия «На благо России» за выдающийся вклад в развитие культуры России.
2010 — Царскосельская художественная премия.
2012 — Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение театральному Отечеству».
2013 — Орден Александра Невского — за большие заслуги в развитии отечественного театрального и кинематографического искусства, активную общественно-просветительскую деятельность
2014 — Орден «За заслуги» II степени — за значительный личный вклад в социально-экономическое, научно-техническое, культурно-просветительное развитие Украинского государства, весомые трудовые достижения, многолетний добросовестный труд
2015 — Народный артист Республики Северная Осетия — Алания
Общественные награды: орден Андрея Первозванного, Петра Великого II степени, Святого Станислава, Национальная премия имени Петра Великого. Награждён медалями: Пушкинской (200 лет), Золотой Тютчевской (200 лет), Золотая Фортуна (Украина), имени В. И. Даля, имени В. Вернадского (РАН), имени С. Вавилова (РАН).
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».