Театральный художник, если он личность и наделен тончайшим вкусом, изобретательностью и фантазией, может играть и первую в скрипку в ансамбле, в котором режиссер, балетмейстер, является носителем идей и замыслов. В истории, нашего отечественного театра, были подобные прецеденты. Творчество Симона Вирсаладзе и хореографа Юрия Григоровича – один из самых известных и замечательных примеров. А идеальный дуэт «художник – режиссер» тоже не частый случай в театральной практике, но такие ансамбли встречаются, и, как правило, они продолжительные и плодотворные.
Главному художнику Краснодарского краевого театра кукол, заслуженному работнику культуры РФ Елене Мацкевич, наверное, повезло, что в свое время – 31 год назад, она встретила тогда еще совсем молодого, начинающего режиссера Константина Мохова. Это было в Красноярске, где они ставили в местном театре кукол сказку «Морозко». Так с разной периодичностью в творческой жизни Мацкевич и возникал краснодарский постановщик, который, в конце концов, уговорил ее переехать на Кубань и возглавить художественную часть театра.
Но первая большая работа Елены Дмитриевны и Константина Мохова была еще до всяческих назначений: в 2003 году краснодарский театральный мир был взорван спектаклем «Оливер Твист». Я помню это широкомасштабное полотно, очень необычное, именно диккенсовское, где зло и нежность с добротой существовали на равных. И, конечно же, тогда поразила работа сценографа. Открывшийся занавес развернул перед нами этакий жесткий задник, огромную барельефную стену, с головами героев романа. Масштаб, замысел и решение в те годы были для многих вроде открытия новой земли.
«Новой землей» являлась сама художник, невероятно интересная и неординарная. Она вернула на сцену краевого театра блеск и увлекательность зрелища, красоту костюма, выразительность, искренность и живость кукле. Спектакли Мацкевич – это те миры и тот космос, который имеют магическое поле. А любовь к деталям, фантастическая дотошность и скрупулезность дают возможность рассматривать творения декоратора, дизайнера, с такой же тщательностью, с какой они делаются. Мацкевич – это потрясающий ремесленник, помноженный на вдохновение и полет. Для нее нет проходных моментов, каждая строчка костюма, каждый изгиб силуэта, каждый мускул куклы – кропотливая работа. При этом художник, умея подчиняться воле режиссера, никогда не теряла своего лица и по праву с ним идет на равных. Возможно, творческий дуэт Мохов – Мацкевич и держится благодаря высокопрофессиональному уровню обоих. Я уже не говорю о художественном и человеческом совпадении.
В плане нравственном Елена Дмитриевна вообще человек глубоко порядочный. Всякие интриги, сплетни и прочие составляющие театральной жизни обходят ее стороной. Совершенно неконфликтная, но если необходимо, может дать и резкую отповедь коллеге или режиссеру, уровень которых ее не устраивает. В профессиональном плане Мацкевич не терпит дилетантства и пустословия. С ней интересно поговорить о любимых импрессионистах, русской живописи, особенно о мастерах портрета.
Имея за плечами Красноярское художественное училище, где преподавали мастера высшей пробы, которые в свое время не по своей воле оказались в Сибирских краях, Елена Мацкевич получила прекрасное образование. А работа заведующей постановочной частью (завпостом), дала возможность разбирается в сложнейших технологических художественно-декорационных процессах. Ее подробным, детальным макетам, можно только удивляться. Сегодня мало кто, особенно из молодых, себя утруждает этой сложнейшей работой.
Открытая к экспериментам, Елена всегда находится в состоянии поиска, то есть роста. Сколько костюмов было придумано и нашито, сколько манекенов в полный рост было сделано к последнему премьерному спектаклю по Набокову! «Король, дама, валет» – просто пиршество для глаз, парад вкуса, красоты, точности образов и искусной работы. Кстати, Мацкевич может по достоинству оценить и творчество собрата. А если что-то подвергает критике, то обязательно прибавляет свое «на мой взгляд», «по моему личному мнению»…
За 12 лет работы главным художником Краснодарского краевого театра кукол в творческом багаже Елены Дмитриевны 24 спектакля, и каждый из них – особая палитра, даже сказал бы – партитура, где все удивительно точно, изысканно и изобретательно. В музее театра выставлены ее макеты, куклы, костюмы. Глядя на них, ты сразу понимаешь, что это дело рук очень талантливого человека.
Я с полной ответственностью могу сказать, что на Кубани другого театрального художника такого уровня просто нет. Увы, Елена Мацкевич сегодня в полном одиночестве, но это не уединение королевы, а одиночество большого мастера и истинного творца.