Кубанские Новости
Культура
Евгения Яковенко

Эрнест Мацкявичюс: «Сейчас такое скажу!»

Эрнест Мацкявичюс: «Сейчас такое скажу!»
Эрнест Мацкявичюс Фото: mitro-ostankino.livejournal.com

Известный журналист и телеведущий программы «Вести» на канале «Россия-1» – об информационном меню, настоящих корреспондентах и о том, почему не надо бояться эфирных ляпов.

На форум журналистов «Вся Россия-2018», который этой осенью прошел в Сочи, были приглашены десятки экспертов. Мастер-классы давали популярные ведущие, редакторы, публицисты, ученые, режиссеры, актеры и блогеры.

Одной из самых интересных стала встреча участников форума с телеведущим Эрнестом Мацкявичюсом. Ведь он говорил о главной задаче для любого средства массовой информации во все времена – как привлечь интерес читателя и зрителя к публикациям и выпускам новостей.

Кушать подано

Телевидение, газета, любое другое СМИ – это ресторан, где блюда подаются и продаются, покупаются и потребляются. В этом уверен Эрнест Мацкявичюс. Задача – так преподнести материал, чтобы привлечь к нему внимание. В противном случае теряются рейтинг, подписка, а значит, и смысл работы. Чтобы информация стала интересна зрителю, ей, как и любому кушанью, необходима приправа – эмоция.

Справка «КН»

Эрнест Мацкявичюс родился 25 ноября 1968 года в Вильнюсе. Окончил газетное отделение журфака МГУ, куда поступил после службы в пограничных войсках. На телевидении – с 1991 года. Начинал в телекомпании «ВИD», работал на Первом канале, был парламентским корреспондентом НТВ.


На телеканале «Россия» работает с февраля 2002 года: изначально был автором и ведущим ежедневной утренней программы «Пролог»; с 2002-го по 2005 год – постоянный ведущий канала «Доброе утро, Россия!». С мая 2006 года ведет программу «Вести». Является неоднократным участником и победителем шоу «Форт Боярд».

– Мы обязаны будоражить зрителя и читателя. Человек не должен равнодушно смотреть на экран или пробегать строчки в газете. Даже у «желтых» ток-шоу есть свой почитатель, потому что, да, они раздражают, заставляют людей кидать тапочки в экран, но при этом выполняют свою главную задачу – вытаскивают зрителя на эмоции.

Неслучайно в любом новостном выпуске или в газетном номере, по мнению Эрнеста Мацкявичюса, «гвоздем» является репортаж.

– Этот жанр, как никакой другой, способен вызвать эмоции, заставить переживать и сопереживать тому, о чем рассказывает корреспондент.

Кстати, именно журналист – главное звено, благодаря которому создаются интересные материалы. Чтобы вызвать эмоцию, он сам должен быть уверенным и заинтересованным в том, что говорит и пишет.

Эрнест Мацкявичюс
Несмотря на известность, звездной болезнью, как признался телеведущий, он не страдает.Фото: gtrk-kaluga.ru

– Вы должны болеть, в хорошем смысле слова, информацией. И вас должно распирать от желания ей поделиться. Выходите в эфир или пишете, все время подразумевая: «Сейчас такое скажу!» Это гарантия успеха, – заверил Эрнест Мацкявичюс. – То же самое касается интервью. Если журналист заинтересован в собеседнике, тот раскроется перед ним по-полной. Если привести современный пример – это Юрий Дудь. У него своеобразная манера вести интервью, но тех, кто беседует с ним, подкупает его эмоциональность, то, с какой страстностью он задает вопросы. При этом Юра никого не копирует, он такой и есть.

Быть самим собой, по словам Эрнеста Мацкявичюса, еще одно важное качество для любого журналиста.

– Ошибка, которую совершают практически все новички, особенно телеведущие, – они начинают копировать манеру известных журналистов. Получается, как правило, не очень. Становится противно и самому, и зрителю.

Сегодня в тырмандыре

Во время встречи Эрнеста Мацкявичюса спросили, как ему удается избегать ляпов в эфире. Оказалось, что и мэтр грешит оговорками. А будучи еще молодым журналистом Эрнест совершил промах, который вошел в аналлы ляпов российского телевидения.

– Это было самое начало моей работы на НТВ парламентским корреспондентом. Я вернулся с заседания Госдумы и бегом к компьютеру, чтобы успеть настрочить текст для эфира. А обсуждался на заседании вопрос сотрудничества с похожим на думский парламентом в Казахстане. Как называется эта структура, я, конечно, забыл и обратился за помощью к моим старшим коллегам, которые неоднократно ездили в Казахстан в командировки. Подвернулся, что называется под руку, политический обозреватель Александр Герасимов. На мой вопрос о названии парламента в Казахстане, он серьезно, не моргнув глазом, выдал – тырмандыр. Это позже я узнал, что это шуточное слово придумали наши обозреватели. Но тогда не поверить старшему по цеху даже в мысли не закралось, и я бодро отрапортовал «тырмандыр» в эфире.

Впрочем, за эту оплошность молодому Мацкявичюсу не только не объявили выговор, но, наоборот, похвалили за изобретательность.

– На летучке главный редактор рассказал о разговоре со своим коллегой из ТАСС, как тот привел меня в пример своим журналистам. Типа у них сухие тексты, а вот корреспондент НТВ не поленился найти словечко, которое сразу привлекло к его сюжету внимание.

На самом деле, по словам Эрнеста Мацкявичюса, любую информацию, перед тем как ее выдать в эфир, лучше сто и один раз проверить. Но, между тем, описок и оговорок бояться как огня не стоит:

– Как ни парадоксально, но ляпы журналиста, при условии, что это исключение, а не норма, повышают его рейтинг. Он показывает, что такой же человек, способный ошибаться. И уровень доверия у зрителя и читателя к такому журналисту достаточно высок.

Не звезда, а рабочая лошадь

Несмотря на известность, звездной болезнью, как признался телеведущий, он не страдает.

– Последнее слово, которое мне хочется по отношению к себе применить, это «звезда». Потому что, когда ты выходишь из эфира и идешь на летучку, а там тебе рассказывают все твои «косяки», корона сразу с головы падает. Мы, журналисты, – не звезды, а рабочие лошади. И надо трезво относиться к популярности, она проходит.

В отличие от известности конкретного журналиста, по мнению Эрнеста Мацкявичуса, газеты и ТВ своей популярности не потеряют, даже несмотря на активное развитие мессенджеров.

– ТВ, как и газеты, будет всегда, потому что это – наука о людях. Любому из нас рано или поздно надоедает читать сухую интернет-информацию. Хочется, услышать эмоционального и объективного журналиста, вызывающего доверие. Зритель и читатель за это очень благодарны.

Цеппелины под гитару

Не обошли участники встречи и вопросы о том, как в 50 лет Эрнесту удается поддерживать отличную физическую форму, вспомнили о его увлечении музыкой. Кстати, именно оно помогает журналисту восстанавливать силы после нервных эфиров.

– Не всегда новости бывают радужными. Настраиваешься, чтобы правильно подать такую информацию, успокаиваешь зрителя, хотя сам также переживаешь. Музыка помогает отвлечься, – поделился Эрнест.

Он не только играет на классической гитаре, но и сам пишет песни и даже выступает с концертами.

– С музыкой я дружу с детства. Учился игре на классической гитаре в музыкальной школе. Моим первым учителем был выдающийся гитарист Александр Фраучи, который фактически познакомил нашу страну с классической гитарой. Сегодня пробую сочинять. Играю в кругу семьи и немного выступаю на большую аудиторию.

Как ни парадоксально, но ляпы журналиста, при условии, что это исключение, а не норма, повышают его рейтинг.

Свободного времени у Эрнеста Мацкявичюса совсем немного. Его он предпочитает проводить в кругу семьи.

– Обожаю, когда мы собираемся вместе. Жена готовит мое любимое блюдо – литовские цеппелины – такие картофельные шарики с мясом внутри. Ем, а потом ругаю себя и – на кефир. Иначе растолстею и в экран не помещусь.

Кстати, во время форума Эрнест тоже с удовольствием попробовал не менее калорийные кубанские блюда.

– Как можно отказаться от борща?! Вернусь в Москву, тогда и на диету, – пообещал телеведущий.

Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от