«Потрясающе», – шептали мастера кисти, застывая у диорамы «Стояние на Угре», над которой Павел Рыженко завершал работу в студии им. Грекова. Иногда собирались у холста Паши по несколько человек.
– Это действительно завораживало, – вспоминает живописец Дмитрий Белюкин.
Не часто в творческом мире встречается такое восторженное отношение к работе коллег. Но Павел Рыженко работал так, что у его полотен в студии застывали не только молодые, но и старшее поколение грековцев, художников известных, признанных, увенчанных титулами и званиями.
Павел Рыженко родился в 1970 году в Калуге, учился в художественной школе и, отслужив в армии, поступил в Академию живописи, ваяния и зодчества, осознав, что его призвание – живопись. Но овладеть секретами мастерства для такой мощной, глубокой личности, как Павел Рыженко, еще не означало стать живописцем. Осмысливая судьбу родной страны, ее прошлое и настоящее, он искал ответы на болевые вопросы с помощью веры, в монастыре, на Афоне, работая в архивах, путешествуя по святым с исторической точки зрения местам.
– Он целенаправленно шел учиться к моему отцу – Илье Сергеевичу Глазунову. Он уважал его еще во время учебы в МСХШ и явно нацеливался на академию. С благодарностью вспоминал полученное здесь в профессиональном плане, – вспоминал Иван Глазунов.
Павел Рыженко – живописец, философ, историк – глубоко погружался в тему, изучал архивные материалы, что и помогало ему осмыслить время, понять героев, не позволяя себе следовать избитым лукавым штампам, запущенным в наше сознание в разное время в угоду идеологическим установкам.
Он посвящал много времени изучению исторических источников, архивных документов, что помогало ему правдиво изображать различные эпохи и ситуации. А критики отмечают еще один феномен, свойственный таланту Павла Викторовича: в его реалистичных и исторически достоверных картинах присутствует глубокий религиозный и философский символизм, зримое и земное открывает зрителю нематериальное, духовное, приподнимая завесу перед реальностью иного, горнего мира.
– Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй (Византии, Рима, Российской империи), Синайской пустыни и запах дыма над Бородино. Передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых. Благодаря Богу и Глазунову я пошел в Эрмитаж, естественно, до открытия, копировать картины Ван Дейка. Ночь, конец ноября, за окном дождь… Эрмитаж пустой. Только мы, студенты, поднимаемся по лестнице. И вдруг я понимаю – это не Эрмитаж, это Зимний дворец. Сейчас царь выйдет навстречу. Я это чувствую. Это мое, родное. Это невозможно объяснить. У меня слезы из глаз текут, – вспоминал Павел Рыженко.
Сегодня слезы из глаз текут у посетителей выставок этого мастера. Для нас его картины становятся толчком, помогающим идти по лабиринту его мыслей, запечатленных на полотнах.
Уникален для нашего времени характер мастера. Но именно его работы, глубинное погружение в наше прошлое, характер личностей, определивших судьбу державы, помогают сегодня осмыслить историю Древней Руси и трагедию смуты начала прошлого века, покаяние Великого князя московского на Куликовом поле и боль Николая II, преданного всеми, даже Конвоем, и чувства преподобного Сергия, предсказавшего победу, и горечь матери, не благословившей ни одного из двух сыновей – красного и белого, отправлявшихся на поле брани и оказавшихся по разную сторону баррикад в Гражданскую войну.
Зрители, любители изобразительного искусства не просто восхищаются его работами. Они погружаются в его мир, осмысливая судьбу Державы, восстанавливая в памяти знаковые события нашего далекого и недавнего прошлого. Открывая имена Сергия Радонежского, Пересвета, Осляби, Константина Великого, Иоанна Богослова.
– Мои картины – это лишь толчок к тому, чтобы человек сам дальше шел по лабиринту этих мыслей. И чтобы эти лабиринты выводили его на прямую дорогу, – так определял свою сверхзадачу живописец.
Анастасия Рыженко вспоминает:
– До того, как ему сделали заказ на картину об Иоанне Грозном, Павел успел написать «Царскую Голгофу», то есть он уже делал попытку осмысления темы русских правителей. Но Иоанн Васильевич – его личность, судьба, время – стал неким ключом к пониманию всего контекста царской темы, всей русской православной монархии в веках на протяжении истории. В сознании Павла разные государи, их эпохи и задачи были собраны воедино. И тот, кто видит историю во всем ее объеме, любые параллели (например, между Иоанном Васильевичем и Николаем Александровичем Романовым) может проводить бесконечно.
Судьба живописца уникальна для нашего времени. Исторические темы в современном изобразительном искусстве, классический реализм сегодня не просто не востребованы. Они отнесены к разряду анахронизма, как и православная живопись, критиками, законодателями моды в мире искусства. Впрочем, это, к счастью, не в состоянии повлиять на интерес истинных ценителей, народные оценки. Об этом свидетельствуют тысячи страниц в книгах отзывов, в которых во время выставок посетители, открывшие имя Рыженко, оставляют восторженные записи.
И почитателей таланта, и художников поражал диапазон его тем. Паша мог писать все: Нерона и Древний Рим, Калку и Угру, Куликово поле и преподобного Сергия, Александра Невского и Дмитрия Донского, Николая II с семьей и Первую мировую войну, Гражданскую и эмиграцию, Великую Отечественную и современный Афон. Уйдя в мир иной в сорок четыре года, он смог создать уникальную галерею картин, диорам, посвященных самым значимым событиям истории нашей державы. Его наследие – это судьба державы, запечатленная на холсте кистью выдающегося мастера, которого почитатели таланта, истинные гражданственники, патриоты удостоили высшего звания – народный.
– Его работы были востребованы. Прилетел я как-то в Краснодар, где меня принимал настоятель собора казачьих войск. Поднимаемся в трапезную, а там вся лестница в репродукциях картин Паши Рыженко, – вспоминал художник Белюкин. – То же в Екатеринбурге – зашел в церковную лавку, и там репродукции его работ. Да в любом храме Москвы, Сретенском монастыре, везде вы найдете его работы. В этом смысле актуальность его живописи огромна. Я не видел даже такого числа репродукций «Квадрата» Малевича. Мы с ним много спорили и о взгляде на историю, и о том, как и что нужно нести зрителю. Он искренне переживал за то, что происходит в стране, очень любил Россию, любил то, что изображал, – и царскую семью, и святых. Из русской истории он выбирал события и эпизоды, которые решали и судьбу страны, и судьбу духа. Темы эти его очень мучили. Все это было выношено в ускоренном темпе. Поэтому он не задумывался, кто как посмотрит, движется он по течению или против. Он знал, что есть люди, которые откликнутся на то, что он делает. Он жил по принципу «я не червонец, чтобы всем нравиться». Уже его дипломная работа «Битва на Калке» отражала его взгляды и на современную жизнь тоже.
Художник словно предчувствовал, что Господь отпустил ему недолгую жизнь, и потому работал с такой самоотдачей, которая потрясала коллег. Признание, восторженные оценки не позволили ему «забронзоветь», он словно не замечал этого, будучи истинно верующим человеком, погруженным в новые темы, идеи.
Павел Рыженко прожил очень короткую жизнь. Он ушел из жизни в сорок четыре года. Его сердце не выдержало такой нагрузки. Афонский старец, предсказавший ему «скорую кончину, которая наступит в бою», не ошибся. Он погиб не на поле брани, но вся его жизнь была битвой добра со злом.
Выставка, бесспорно, вызовет огромный интерес. Но ее организаторы надеются, что работы Павла Рыженко заинтересуют молодежь, школьников нашего края, студентов. Сегодняшний уровень знаний, в том числе исторических, молодого поколения вызывает не просто тревогу. Один мой знакомый поведал недавно: «Спрашиваю сына-восьмиклассника: «Кем был Ленин?» Ответом было молчание. Не прозвучало ни одной, даже ошибочной версии».
Так это Ленин, памятники которому, отштампованные в великом множестве, все еще украшают наши населенные пункты! Что же они знают о Сергии Радонежском, Пересвете, преподобном Серафиме, Иване Грозном, государе Федоре Иоанновиче, Невской битве или стоянии на Угре?
Все эти дни с 1 февраля по 10 марта посетители смогут услышать интереснейший рассказ Анастасии Рыженко, вдовы художника, о творческом пути живописца, истории создания работ.
Поэтому предстоящая выставка имеет не только эстетическое, но и просветительское значение.