Житель города Кропоткина, автор проекта «Аллея Российской славы» и основатель Дома творчества Владимира Высоцкого в Краснодаре Михаил Сердюков собрал коллекцию подлинных предметов и документов, принадлежащих семье поэта.
Он организовал передвижную выставку на неизбитую тему: взаимоотношения Владимира Высоцкого с дядей, фронтовиком Алексеем Высоцким и его женой, кубанской казачкой «тетей Шурой», которые были для него очень близкими людьми.
– Мы знаем, что няня Александра Пушкина через сказки, песни привила ему любовь к народному творчеству. А для Владимира Семеновича такими людьми стали Алексей Владимирович и его жена Александра, – начинает экскурсию по выставке специально для читателей «КН» ее создатель Михаил Сердюков.
Он обращает внимание на то, как тесно связана судьба семьи Высоцких с Кубанью. Дело в том, что жена Алексея Владимировича родом с Тамани. Отсюда юная Александра Таран ушла на фронт, где и познакомилась со своим мужем.
– Алексею Владимировичу Высоцкому было 17 лет, когда он, курсант военного училища, в январе 1938 года забирал из роддома Володю с его родной мамой Ниной (у отца были важные дела. – Прим. авт.). Уже когда шла война, на одном из кубанских базарчиков перед отпуском вместе с Шурочкой они выбирали в подарок своему племяннику валенки, – рассказывает Михаил Сердюков возле фотографии, на которой запечатлены молодой командир и красивая девушка в военной форме. Это Алексей и Александра Высоцкие. Причем «тетя Шурочка», как называл ее Владимир Семенович, на снимке – после пяти тяжелых пулевых ранений под Сталинградом, где потеряла руку. Но она снова вернулась в строй, продолжила воевать рядом с любимым мужчиной, вместе они дошли до Берлина.
Образ этой красивой, в ладно сидящей форме, с орденом Отечественной войны на груди и боевыми отметинами женщины отозвался в одной из военных песен Владимира Высоцкого: «… и когда наши девушки сменят шинели на платьица. Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять…».
Свой рассказ об Алексее Высоцком Михаил Сердюков начинает с цитаты из письма генерал-лейтенанта морской пехоты, участника обороны Севастополя Евгения Жидилова: «Дорогому Алексею Владимировичу, артиллеристу, герою Севастополя. Богу войны. Преклоняюсь…».
– Только вдумайтесь, командующий легендарной 7-й бригадой морпехов, стоявшей насмерть в районе Перекопа, пишет: «преклоняюсь». Поверьте, это дорогого стоит! – обращает внимание Михаил Леонидович.
Он уверен: фронтовые фотографии и документы о дружбе Алексея Высоцкого с легендарными фронтовиками проливают свет на то, где черпал вдохновение и темы для своих пронзительных «песен-ролей» о войне его племянник.
– Дядя Владимира Высоцкого с первых дней войны командовал артиллерийской батареей, участвовал в обороне Одессы, Керчи и Севастополя, в боях на Дону и Северном Кавказе, освобождал Кубань, Украину и Польшу, дошел до Рейхстага. Победу встретил начальником штаба артиллерийской бригады большой мощности. Кавалер трех орденов Красного Знамени, многих боевых наград, –продолжает Михаил Сердюков.
Еще во время войны Алексей Высоцкий начал публиковать очерки о боевых товарищах в газетах «Красная Звезда», «Известия». После демобилизации окончил журфак МГУ, стал писателем. Он автор повестей и книг на военную тематику, режиссер фильмов о легендарных летчиках Николае Скоморохове и Михаиле Девятаеве.
Один из раритетных экспонатов – пластинка с дарственной надписью: «Дяде моему Алексею Высоцкому и тете Шуре в день Победы, для которой они много сделали. 9 мая 1977 года. В. Высоцкий».
– Владимир Семенович обожал дядю и тетю. Это они и их друзья-фронтовики, с которыми он часто общался, бывая в гостях, пробудили в нем интерес к войне, к подвигу солдат, помогли ему вжиться в образы героев своих песен, – поясняет Михаил Сердюков.
Всего у Высоцкого около полусотни произведений, связанных с войной, и многие, такие, например, как «На братских могилах…», написаны под впечатлением от рассказов Алексея Владимировича, а свою «Балладу о погибшем летчике» он посвятил другу своего дяди, дважды Герою Советского Союза Николаю Скоморохову.
Кстати, первые профессиональные магнитофонные записи Владимир Семенович сделал в 1962 году на студии Министерства речного флота, где работал «дядя Леша».
Когда в 1963 году Алексей Высоцкий услышал «Штрафные батальоны», то сказал: «Это ж надо, как будто Володя воевал…» Эта оценка была самой дорогой для начинающего автора-исполнителя песен.
На вопрос, как ему удалось собрать уникальную коллекцию, Михаил Сердюков отвечает, что большинство реликвий передала Ирэна Высоцкая – дочь Алексея и Александры, двоюродная сестра Владимира Семеновича.
– Несколько лет назад в рамках проекта «Аллея Российской славы», с благословения Ирэны Алексеевны, мы открыли памятники ее родителям Алексею и Александре Высоцким в Темрюкском районе. С тех пор мы с ней дружим, – объясняет Михаил Сердюков.
Он набирает номер московского телефона Ирэны Высоцкой, по громкой связи сообщает, что выставка, посвященная ее родителям, на днях отправляется в Севастополь, дальше будет путешествовать по всей стране.
– Спасибо колоссальное, что вспомнили моих родителей! Вы словно воскресили их. Молчание царило полное. Как будто и не было их вовсе… – дрожит в трубке телефона растроганный голос двоюродной сестры Владимира Высоцкого.
От редакции: В этой статье нам удалось рассказать лишь о малой части собранных Михаилом Сердюковым уникальных материалов о «неизвестных Высоцких» и их друзьях-фронтовиках. Эта передвижная выставка является бесплатной, заинтересованные люди могут пригласить ее в свою станицу или город, взяв обязательства по транспортировке экспонатов и их сохранности.