Кубанские Новости
Культура

Человек-кино: топ-7 фильмов ко дню рождения Эльдара Рязанова

Человек-кино: топ-7 фильмов ко дню рождения Эльдара Рязанова
Эльдар Рязанов Фото: www.kiprinform.com

18 ноября 1927 года в Самаре родился Эльдар Рязанов - человек, которого по праву можно назвать олицетворением кино.

Он работал как документалист и писал сценарии, ставил музыкальные комедии, драмы, телефильмы, писал стихи и исполнял небольшие роли в своих фильмах. Рязанов говорил: «Человек, попробовавший кино, добровольно не уходит». Он и жил по этому принципу, снимал практически до последних лет жизни, а также работал на телевидении и преподавал.

Специально ко дню рождения режиссера вместе с онлайн-кинотеатром ivi мы подготовили подборку его классических картин.

«Служебный роман»

Фильм о служебном романе, который задумал тихий сотрудник статистического ведомства Новосельцев, чтобы получить повышение по службе, был невероятно популярен в СССР: в год выхода, в 1977-м, его посмотрели 58 миллионов человек.

Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих так убедительно сыграли своих героев - скромного Новосельцева и «мымру» Калугину, что зрители поверили и в их роман, и в то, что любовь способна творить чудеса и буквально преобразить женщину. А начиналось все с пьесы «Сослуживцы», которую написали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Она была чрезвычайно популярна в театрах СССР, и был даже выпущен телеспектакль, который, впрочем, Рязанову не понравился. В итоге он снял прекрасный фильм, ставший классикой.

«Гараж»

Коллизия этого фильма очень проста: на собрании гаражного кооператива люди узнают, что кто-то из них должен лишиться гаража - стройку немного урезали. Добровольно от гаража никто не отказывается, и вдруг люди обнаруживают, что комната, где они собрались, заперта. Ничего не остается, как смириться с неизбежным и решать до последнего.

Рязанов собрал в этой картине таких звезд, как Валентин Гафт, Ия Савина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Семен Фарада, Светлана Немоляева и других. И сам сыграл небольшую роль, как и во многих своих картинах. Говорят, что сюжет фильма Рязанов подсмотрел, как обычно, в жизни: его очень впечатлило заседание гаражного кооператива «Мосфильма».

«Берегись автомобиля»

Сценарий этой картины Эльдар Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский писали, держа в голове сюжет о Робин Гуде. И правда, Юрий Деточкин повторяет его подвиг: он угоняет машины у тех людей, которых считает нечестными, а деньги от продажи перечисляет в детские дома.

Сценарий был написан под Юрия Никулина, но тот уехал на длительные гастроли с цирком, а фильм надо было запускать. После мучительных поисков на главную роль выбрали Иннокентия Смоктуновского, который уже снялся в роли Гамлета, но согласился сыграть в комедии. А когда сложился весь актерский ансамбль, в котором были Олег Ефремов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Георгий Жженов, то фильм получился таким, каким мы его любим: мудрая трагикомедия о нашей многоликой жизни.

«Вокзал для двоих»

Рязанов рассказал трогательную историю случайного знакомства двух людей в привокзальном ресторане так, что ей поверили миллионы советских зрителей.

По сюжету герой Олега Басилашвили Платон случайно отстает от поезда и остается без документов. Официантка привокзального ресторана Вера (Людмила Гурченко) чувствует свою вину за это и пытается помочь Платону. Постепенно выясняется, что герой ехал повидаться с отцом, потому что ему предстоит суд за преступление, которое он не совершал. Считается, что сюжетная канва взята из жизни: подобная история якобы произошла с композитором Микаэлом Таривердиевым. Рассказывают и о других источниках сюжета. Но для зрителей главным остается то, что любовь может родиться за одну минуту и связать людей навсегда.

«Карнавальная ночь»

Многие считают, что это первая картина Рязанова, но до «Карнавальной ночи» он уже принимал участие в создании восьми картин. Музыкальную комедию, предложенную ему Иваном Пырьевым, он снимать не хотел, но Пырьев, бывший тогда директором «Мосфильма», настоял. Получилась искрометная история о том, как группа молодых людей решает весело провести Новый год и нейтрализовать бюрократа Огурцова, который замучил всех докладами «коротенько, минут на 40». А юная Людмила Гурченко, которая могла и петь, и танцевать сама, да к тому же выглядела просто очаровательно, покорила и режиссера и зрителей.

«Невероятные приключения итальянцев в России»

Фильм появился на свет благодаря стечению нескольких обстоятельств. Итальянские кинематографисты, которые работали совместно с советскими, остались должны «Мосфильму» некоторую сумму. Вернуть ее можно было, начав еще одну совместную картину. Руководство советской стороны решило отдать проект Рязанову, а иностранные партнеры попросили сделать комедию, полную трюков. Режиссер, написав сценарий, сам снимать это не собирался. В результате «Итальянцы в России», эксцентрическая комедия о приключениях итальянских авантюристов, которые ищут в России клад, стала одним из лидеров проката 1974 года.

«Жестокий романс»

Для Эльдара Рязанова работа над фильмом «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница» был первым опытом экранизации классики. А для исполнительницы главной роли Ларисы Гузеевой это был дебют в кино. Тем не менее, фильм «дебютантов» зрители назвали лучшим фильмом 1984 года. Историю о Ларисе Огудаловой, которая поверила в любовь Сергея Паратова, но обманулась в нем, Рязанов снял нежно и пронзительно. Так, как звучит в фильме романс в мастерском исполнении Валентины Пономаревой.

Поделиться:
Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от