И посвящены 45-летию его руководства музыкальным коллективом, 75-летию Победы. За это время хор стал визитной карточкой не только Краснодарского края, но и всей России. Кстати, все билеты на мартовские концерты уже проданы. Ожидаются именитые гости, в том числе великая княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова.
Перед выступлениями Виктор Гаврилович встретился с журналистами и рассказал о своем творческом пути. Также он презентовал свое собрание сочинений. Книги – об истории хора, которую он собирал по крупицам. Девять фолиантов уже изданы и переданы в библиотеки края. Всего свет увидят 18 томов. Это стало возможным благодаря поддержке администрации и лично губернатора Краснодарского края.
О долге – Есть у Пушкина в «Борисе Годунове» такие слова: «Исполни долг, завещанный от Бога мне грешному». Я хочу исполнить свой долг – именно так начинается собрание моих сочинений о Кубанском казачьем хоре. Все чаще задумываюсь о своем предназначении. Я ведь несколько раз мог умереть. Первый – в детстве, в голодные военные годы. Но Господь забрал не меня, а брата Борю. Хотя я никогда не отличался особым здоровьем. Время тогда было страшное. Отец ушел на фронт, а мать осталась с нами, детьми, одна.
Мы с братишкой ходили по дворам родной станицы Дядьковской и просили милостыню. Кроме свеклы, которую мой организм не принимал, есть было нечего. Боря даже говорил маме: «Витька ничего не кушает и помрет, а я ем, значит, буду жить». Но случилось иначе… Другой случай – это когда меня сбила машина и я впал в кому. Я будто второй раз на свет народился тогда. Для чего? Видимо, не все еще сделал для Кубанского казачьего хора. Чувствую руку Господа во всем.
– Юбилей творческой деятельности – повод осознать весь путь. Как я пришел к этому коллективу? В Дядьковской не было ни света, ни радио, ни телевидения. Зато люди собирались по вечерам и пели – и только с запредельными эмоциями, со слезами, бередя душу и сердце. Я не мог остаться равнодушным. И в 15 лет решил, что стану руководителем хора. Есть даже моя дневниковая запись об этом. После школы поехал поступать в музыкальное училище в Краснодаре. А меня не приняли.
В станице-то я со своей гармошкой нарасхват! Стою в углу плачу. И вдруг кто-то берет меня за руку: «Парень, ты чего?» Да вот, не взяли, сольфеджио не знаю, говорю. Где бы я его учил в своей станице? «А ты приходи к нам, в музыкально-педагогическое, мы тебя послушаем». Поступил! Затем поехал в Сибирь – продолжить обучение в консерватории. С благодарностью вспоминаю то время. Я много ездил по северным землям, записывал у старожилов местные песни, издал сборники, монографию. Там же возглавил свой первый коллектив – Государственный Сибирский русский народный хор. Встретил прекрасных учителей. Считаю те края своей второй родиной. Но всегда душа моя рвалась домой, на Кубань.
О первой победе – Обратно я вернулся не сразу. В 1968 году, когда я уже возглавлял сибирский хор, вызвал меня на переговоры мой педагог – профессор Владимир Минин. Он сообщил, что возрождают Кубанский казачий хор. И добавил, что, кроме меня, никому его не по силам возглавить. Вместе с ним отправились мы в Министерство культуры в Москву. Но опоздали. Худруком хора уже назначили Сергея Чернобая. Сегодня я уверен, что Господь меня огородил от спешки. Тогда я еще не был готов.
Я прошел уникальную практику вместе с сибирским хором, учился у композитора Андрея Новикова. А вот в 1974 году я с уверенностью взялся за руководство кубанским коллективом. Уже через год малоизвестный тогда Кубанский казачий хор стал победителем I Всероссийского смотра-конкурса государственных русских народных хоров. Я на тот момент не имел никаких званий. Да что там – костюмы шили из платков. Думаю, мы смогли победить только благодаря самобытному репертуару и заразительности исполнения. Когда наш хор был на сцене, я сидел в зале позади жюри. И когда артисты допели последний куплет песни черноморского происхождения «За Кубанью огонь горыть», член жюри поэт Виктор Боков сказал: «Братцы, это ж революция».
Затем были «В полном разгаре страда деревенская» и, конечно, «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй». Зал взорвался бурей эмоций. Это был фурор. Именно на этом смотре-конкурсе и состоялся Кубанский казачий хор. Об истоках – Чем больше я изучал историю, тем больше понимал, что Кубанский казачий хор – явление уникальное. Это вовсе не «шаровары с гармошкой», как многие считают.
История начинается с 1810 года. Я нашел в архиве документ, где упоминается, что в войсковом храме запели четыре мальчика-сиротки и казак – басом. Но официально хор появился в 1811-м. У истоков стоял протоиерей Кирилл Россинский. Перед революцией в составе коллектива был не только духовой, но и симфонический оркестр. Хор исполнял народную, духовную и классическую музыку. 95 лет коллектив готовил певцов, регентов и музыкантов-исполнителей.
И вы только вдумайтесь, что было дальше! Я рыдал, когда это все читал. Регента хора Григория Концевича, который в 1936 году воссоздал Кубанский казачий хор после революции, расстреляли по надуманному доносу. Сразу после успешного концерта в Москве. Историка-этнографа, который к 100-летию написал книгу, тоже обвинили в контрреволюционной деятельности…
Это же хор мучеников. А мы – их правопреемники. Кубанский казачий хор – единственный старейший коллектив в России с такой биографией. Поймите, что казаки – это воины, кровь во время войны лилась рекой. Поэтому многие казачьи песни трагичные, воинственные, душевные. Наша задача – вовсе не развлечение, мы, скорее, заставляем задуматься.
Горжусь тем, что нам удалось соединить искусственно прерванную революцией историческую линию Кубанского войскового певческого хора с современностью. Я жизнь положил на это. Наш коллектив – это духовная святыня. Это достояние не только Кубани, но и всей России!
P. S. На момент подписания номера, по словам директора Центрального концертного зала Анатолия Сидяченко, юбилейные концерты Кубанского казачьего хора состоятся, так как зрителей будет меньше тысячи.