Кубанские Новости
Культура
Ольга Захарова

Андрей Мерзликин: «Пандемия научила артистов ценить своих зрителей»

Андрей Мерзликин: «Пандемия научила артистов ценить своих зрителей»
Андрей Мерзликин
Фото: www.instagram.com/merzlikinandrey
Артист второй год подряд принимает участие в зимнем Международном фестивале искусств Юрия Башмета, который по традиции проходит

– Андрей, расскажите про спектакль «Корабль влюбленных». Что за необычная постановка про роковую любовь?

– Наш спектакль называется «Корабль влюбленных», и эта метафора как нельзя лучше подходит для сочинского фестиваля Юрия Абрамовича. Дело в том, что этот фестиваль объединяет людей, которые могут признаться друг другу в любви. Для нас это ощущение команды и то, что наш командир Юрий Башмет – потрясающий человек, который выбрал правильный вектор. Фестиваль в Сочи тем и славится, что представляет собой открытую площадку для экспериментов, смешения жанров, смелых исполнителей. Каждый раз здесь новая программа, происходит синергия, новые вызовы, объединение необъединенного, пробы того, чего еще никогда не было. Спектакль «Корабль влюбленных» стал одним из таких экспериментов. Это некая фантазия на тему Орфея и Эвридики. Только по мифу Эвридика умерла и Орфей отправился за ней в царство мертвых, а в нашем случае – наоборот, она пытается его спасти. Героиня отправляется в путешествие на странном призрачном корабле, чтобы найти своего возлюбленного. Пьеса была специально написана для этого фестиваля, режиссером стал Павел Сафонов. Я играю капитана корабля. Скажу, что финал позитивный, как и во всех спектаклях Сафонова. Как говорится, душеспасительный, когда хочется жить.

– Удается ли посмотреть на фестивале выступления своих коллег? Или все расписано по минутам?

– Да, мы посмотрели замечательный музыкальный спектакль «Свидание в Москве». Это тоже такой эксперимент чистой воды, где поющие артисты говорят, а говорящие – поют. Это всегда очень здорово, замечательное сочетание жанров, еще и в компании с живой музыкой. Прекрасно же, что можно послушать классическую и современную музыку в одном проекте.

– Кстати, про музыку. В прошлом году вы на фестивале представляли хоровую оперу «Сказ о Борисе и Глебе». Больше не планируете петь?

– С хоровой оперой у нас сложились хорошие отношения. Пять хоров на сцене одновременно – это здорово. Но с самого начала стало очевидно, что мне лучше не петь, я буду просто говорить (смеется). Жаль, что из-за пандемии многие проекты канули в Лету, в том числе и опера. Надеюсь, не безвозвратно, но возрождать их придется заново, практически с нуля.

– Как вы провели период пандемии?

– Знаете, прекрасно провел. Накопились силы, энергия, готов к новым вызовам. У многих сейчас это проявляется, реализуется, то и дело поступают предложения, мол, давайте сделаем быстро что-то очень хорошее. Печально, конечно, что многие артисты оказались в сложной финансовой ситуации. Театры сильно пострадали, так как не было зрителей, это губительно. Но сейчас экономика восстанавливается, уже разрешили заполняемость на 75 процентов зрителей. Надеюсь, когда все 100 процентов вернут, все встанет на свои места, как прежде. С одной стороны, это был полезный период, обвалилась ненужная наносная шелуха, многие актеры и режиссеры соскучились по творчеству, поняли цену профессии, которой мы занимаемся. Самое главное, когда в зале было 25 процентов зрителей, мы все равно играли, как это чудовищно ни выглядело. Но зато, когда 50 процентов вернули, мы поняли, что половина зала – это счастье. А до этого не ценили и полный зал.

– Вы достаточно разноплановый актер, активно снимаетесь в кино, играете в театре, участвуете в музыкальных проектах. Осталось что-то, что вы хотели бы еще попробовать?

– Какой-нибудь эксперимент. Это то, что всегда будоражит кровь, держит тебя в тонусе, кидает из холодного в горячее. Каждый раз, когда попадаешь в такие ситуации, ругаешься и думаешь: «Ой, я такого не делал, я боюсь, я не знаю». Вот это самое лучшее, когда ты лишаешь себя оседлости, ведешь внутренний кочевой образ жизни, пробуешь новые формы, берешься за новые жанры. Благо сейчас возможностей для этого предостаточно.

– Один из ваших недавних экспериментов – участие в сериале «Территория». Расскажите, как это было.

– Этот проект очень важен и дорог для меня. К производству готовились долго, а съемки шли в непростых условиях. Но в итоге получился очень современный и качественный продукт. Все было сделано честно и талантливо. Это история о Пермском крае, причем создатели сценария родом из этих мест. Было интересно прочитать нашу историю, нигде не заимствованную. Перед выходом на площадку я даже руки потирал от предвкушения работы. Сейчас сериал показывается на площадке Netflix, что для меня большая радость. Оценивать сериал не буду, у него и так высокие рейтинги и очень хорошие отзывы. Уже идет речь о возможности продолжения, второго сезона.

– Вы сами что смотрите? Какие фильмы, сериалы?

– Сейчас смотрю сериал «Топи», это работа Володи Мерзоева. Я его очень ценю и люблю, работал с ним в кино и спектаклях. Для меня было неожиданно, что Володя снимает сериал, поэтому я сразу стал его смотреть. На мой взгляд, это мощное событие среди фильмов, которые снимаются для интернет-платформ. Конечно, мне и другие фильмы нравятся. По возможности слежу за всем, что сейчас снимается.

– Как вы вообще оцениваете уровень российского кинематографа?

– Я не буду оценивать, кто я такой, но мне очень нравится. С трепетом и удивлением открываю для себя молодых артистов и узнаю с другой стороны уже известных. Вот, к примеру, в том же «Топи» играет Иван Янковский. Это такая радость, с одной стороны – продолжение известной актерской династии, с другой – в нем удивительная самобытность. Очень напомнил своего деда, Олега Янковского.

– А ваши дети собираются по вашим стопам пойти?

– Не знаю, вроде пока не хотят. Я-то и сам в профессии случайно оказался. Во время учебы в экономическом институте мы отдыхали вместе с ивантеевскими бандитами, довольно знаменитой подмосковной группировкой. И однажды во время распития спирта один из них сказал: а не пойти ли тебе в артисты? И в 1996 году я поступил во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Евгения Киндинова, и два года учился в двух вузах одновременно. Посмотрим, как у детей пойдет. На самом деле я им желаю пойти в актерскую профессию, тогда жизнь у них будет интересной. Ты всегда будешь саморазвиваться, ты всегда будешь открывать собственное невежество и понимать, что единственный недостаток, который в тебе есть, – это недостаток образования. Всегда, каждый день ты открываешь это. С каждой новой пьесой, с новой ролью, с новым фильмом ты открываешь и думаешь: сколько же ты не знал, жалко времени на все не хватает. Хотя юность на то и нужна, чтобы прожигать время.

– Поделитесь ближайшими творческими планами.

– Сейчас я наверстываю упущенное после карантина. «Корабль влюбленных» – это уже третья премьера за два месяца. Мы еще выпустили «Лес» по пьесе Островского во МХАТе имени Горького, сделали спектакль о жизни и судьбе великого русского композитора Валерия Гаврилина. Сейчас хочу немножко отдохнуть. Удивительное чувство, когда ты накопил сил, их много и ты открыт всем вызовам.