Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» — это удивительный литературный памятник не только человеческому героизму и стойкости, но и в первую очередь простым, удалым бойцам, чьими руками вершилась победа в кровопролитной борьбе. Благодаря бытовому языку поэмы «Теркин», это еще и на редкость «музыкальное» произведение, имеющее свой особенный темп и ритм.
Кажется, что именно эта самая мелодичность и благозвучность стали основой для адаптации Журавлевой. Новая работа Краснодарского театра драмы создана на стыке жанров: это и спектакль, и одновременно драматический концерт, благо материал позволяет. Каждая глава — своеобразная история об эпизоде из фронтовой жизни неунывающего бойца.
Режиссер взяла лишь самые знаменитые отрывки из поэмы Твардовского и совместила их с фронтовыми письмами, газетными вырезками и военными песнями, что в совокупности породило трогательную литературно-драматическую композицию.
Подобранные Еленой Журавлевой архивные материалы помогают прочувствовать тяготы и трагедию войны, ее дикость и нелепость. Одним из таких свидетельств стало «счастливое» письмо Веры Алексеевны Вечерской своему сыну о ее жизни в блокадном Ленинграде. Заслуженная артистка России Татьяна Корякова читала текст с такой пронзительностью и внутренней силой, что, кажется, даже самый юный зритель смог прочувствовать, что война была и будет предвестником лишь плача, траура и горя.
В исполнении Евгении Беловой со сцены прозвучала и знаменитая телеграмма Марии Октябрьской товарищу Сталину, в которой она просила назвать танк, построенный на собранные ею деньги, именем «Боевая подруга» и направить ее на фронт в качестве водителя этой боевой машины.
Человек на войне
За счет подобной хроники и документалистики «Тропы…», вобрав в себя реальные, волнующие душу истории, стали еще более близкими зрителю. Перед ним разворачиваются и прославленные главы «Василия Теркина», такие как «На привале», «О награде», «Поединок». Последняя, к слову, поставлена даже с какой-то балетной легкостью.
Оживают все эти сюжеты благодаря актерскому составу. В своей постановке режиссер отказалась от конкретики и наделила героев абстрактными именами – «Первый боец», «Второй боец», «Третий боец», тем самым представляя зрителю собирательный образ русского солдата в лучших его традициях. В постановке задействовано семь артистов: заслуженная артистка РФ Татьяна Корякова, Руслан Копылов, Евгения Белова, Виктория Лукина, Иван Романюк, Евгений Женихов и Асир Шогенов. У каждого из героев есть свой эпизод, дающий артисту возможность проявить себя в полной мере. Образ веселого, находчивого, ловкого и задушевного Теркина примерил на себя Первый боец (Руслан Копылов), а его белая шинель привносила в действие ту чистоту и высокую правду, которая помогала людям жить и бороться.
Музыкальное оформление (под руководством Валентина Демина) создало свою особую атмосферу. Несмотря на элементы современной аранжировки, любимые всеми нами военные и послевоенные песни звучат все с той же поэтичностью и искренностью. Со сцены слышны и «Катюша», и «Журавли», и «Если б не было войны». Особенно трогательным оказался финальный номер под песню «Довоенный вальс». Хореографическое решение Дмитрия Круглого придало работе и нужный ритм, и необходимый пластический узор.
Постановка же Елены Журавлевой заставляет задуматься о реальных Героях той войны, что особенно важно в годы, когда мы, кажется, начинаем постепенно забывать, чего стоила Победа. Режиссер смогла найти нужную интонацию, не просто трагическую, а светлую и сокровенную.
Искать в этом поэтическом концерте точного прочтения «Василия Теркина» вряд ли стоит. Это сочинение на тему войны, в котором переплетены сценические образы и документы, поэзия, песня и хореография и просто идет разговор о том, что такое человек на войне.