Кубанские Новости
Культура
Александр Геннадьев

Актриса не на заглавную роль

Актриса не на заглавную роль
Юлия Макарова в спектакле «Нужен перевод»
В эти дни свой юбилей отмечает Юлия Макарова, которая служит в Молодежном муниципальном театре.

Юлия Макарова – актриса, которую всегда выделяешь из любого ансамбля и которая любой монолог умеет превращать в отдельную жизнь и в отдельную судьбу. Я бы назвал ее актрисой монолога, что сегодня редкость, так как для этого должен быть особый внутренний слух и внутреннее чутье. Но это ей нисколько не мешает великолепно работать в эпизоде, в массовке, где мы видим такую самоотдачу, такой кураж, такой класс игры, которые присущи только мастерам.

Юлия из той породы людей, которые делают себя сами, но при этом режиссерскую задачу выполняют на сто процентов. Но Макарова не слепой, не механический исполнитель – она умеет в любую роль, образ вдохнуть именно личное, только ей присущее. Ее актерский диапазон очень широк, она может быть необычайно лиричной, а может быть холодной и непроницаемой, может легко предстать старухой, «салонной» дамой, подростком. Безусловно, Юлия Макарова – характерная актриса, с особым темпераментом, острым и в то же время окрашенным в бархатные, томные тона.

Актриса хорошо чувствует любой жанр и этим жанром играет легко и ловко. В одной из недавних работ Краснодарского молодежного театра, где она служит около 15 лет, в «Золотом петушке» в постановке Ирины Ткаченко, актриса исполнила роль няньки-ключницы. На ее Амелфе и именно на ее голосе держится спектакль, и здесь Макарова показала себя еще и умелой стилисткой. Само полотно – с элементами шоу, яркое, пластичное, где символы, знаки складываются в изощренную головоломку. При этом весь спектакль пронизан небывалой чувственностью – всё это удивительным образом легло на ее актерскую индивидуальность. Мы увидели артистку с капризной грацией, экспрессивную, стремительную, выразительную.

Юлия Макарова в роли Веры («Скамейка» А. Гельмана), режиссёр Г. Николаев
Юлия Макарова в роли Веры («Скамейка» А. Гельмана), режиссёр Г. Николаев

Кроме всего, Юлия Макарова – очень музыкальная актриса, с интересным голосом. В свое время, еще учась в северском колледже культуры, где получила режиссерское образование, ее голос оценили педагоги хорового отделения, которые на безвозмездной основе занимались с хорошо поющей студенткой. Так девушку распели до колоратуры, и сегодня, по ее же признанию, ей легче всего работать на высоких нотах. Для актера искусство петь, и так петь, как это делает Юлия, конечно, божий дар. Сей подарок ей достался от бабушки, которая обладала великолепным красивым голосом.

Нередко актриса пользуется своим прекрасным инструментом, и публика не раз попадала под его особое обаяние. Я помню ее совершенно очаровательную героиню – учительницу пения из «Чудиков» в постановке Ларисы Малеванной. Вообще, она умеет как-то по-особому играть трогательность, трепетность и нежность. К сожалению, у актрисы мало ролей первого плана, хотя она могла бы играть и героинь, но даже ее, казалось бы, незначительные персонажи выглядят порой содержательнее, чем рядом главные.

Иногда режиссеры по непонятным причинам, вернее, по весьма понятным, выдвигают на заглавные роли актрис, место которых, как говорят в балете, «у воды». Конечно, на фоне таких личностей, какой является наша героиня, наспех вылепленные «звезды» просто гаснут и тускнеют. Для Юлии Макаровой театр – именно то место, где надо служить и отдавать всего себя, и это не общие слова. Для нее подмостки – смысл жизни.

Юлии порой тесно в актерских рамках, и она работает над собственными проектами, ведя театральную студию. По ее сценариям уже много лет Молодежный театр проводит новогодние елки для самых маленьких. Она чувствует детей как никто и с ними разговаривает на том уровне, который им интересен и тянет их вверх. Ее «елочные» истории познавательны, хорошо прописаны, в них есть увлекательная интрига. Новогодние праздники Макаровой – это прежде всего путешествие в новый, еще неведомый мир. В своей студии актриса проводит тренинги с детьми, она их учит грамотно разговаривать, правильно общаться и думать.

Юлия Макарова в роли Александры Салищевой (спектакль-концерт Г. Николаева в музее им. Ф. Коваленко «История любви кубанского Третьякова»
Юлия Макарова в роли Александры Салищевой (спектакль-концерт Г. Николаева в музее им. Ф. Коваленко «История любви кубанского Третьякова»

Такое же ненавязчивое, легкое, игровое общение происходит и в Краснодарском Муниципальном концертном зале органной и камерной музыки КМТО «Премьера». Абонемент «Сказки с оркестром» в сопровождении Кубанского симфонического оркестра – это для кого-то и первые шаги в мир искусства, литературы и просто в большой мир. Юлия Макарова поразительно точно умеет выбрать и подобрать интонацию, опять же нередко отталкиваясь от своих детских воспоминаний.

Кстати, после окончания школы девушка побежала с документами не в театральный, а в медицинский. Но, как ни странно, а ведь и мама – филолог, и сама с ранних лет любила писать, срезалась на сочинении, не добрав одного балла. Так будущая актриса и оказалась в краевом колледже станицы Северской. А в университет культуры пришла просто поддержать друга, когда он поступал, но в результате товарищ не прошел, зато Юлию зачислили на актерское отделение. Тот совместный выпуск курса Светланы Ливады и Владимира Рогульченко оказался неординарным, и в «молодежку» тогда было принято сразу 9 человек.

Владимир Дмитриевич уже непосредственно в театре много работал с актрисой и в чем-то определил ее как личность. Но, как я говорил, Макарова из той категории артистов, которые сами себя режиссируют, благо первое образование позволяет. Понятно, что общественная нагрузка – это замечательно, а Юлия без всяких вопросов готова прийти на помощь, подставить плечо товарища, как это нередко бывает в краснодарском Союзе театральных деятелей. И все-таки актерская судьба – главное в жизни Ю. Макаровой, и не важно, выходит ли она в небольшой роли, появляется ли в массовке, результат один – мы непременно видим чуткого партнера, харизматичную, яркую актрису и, конечно, женщину во многих ее ипостасях.

Ведущая в МКЗ «Песни из любимых мультфильмов и кино» с Кубанским симфоническим оркестром.
Ведущая в МКЗ «Песни из любимых мультфильмов и кино» с Кубанским симфоническим оркестром.

Как-то режиссер Геннадий Николаев поставил бенефисный спектакль на Анатолия Дробязко, председателя Краснодарского СТД, ведущего актера Молодежного театра, – пьесу на двоих Александра Гельмана «Скамейка» из недавнего советского прошлого. Но режиссер смог найти ход, и, что немаловажно, партнером юбиляра стала Макарова, у которой тоже получился незапланированный бенефис и не менее замечательный успех, чем у коллеги.

Сама актриса мечтает о «Варшавской мелодии» Леонида Зорина. Выбор понятен: героиня – полька, будущая певица, к тому же пьеса о любви, с живыми остроумными диалогами и где их только двое.

9 июня у Юлии Макаровой знаменательная дата, и, конечно же, хотелось увидеть ее в роли, в которой накопленное мастерство, опыт и удивительная природа могли бы подарить зрителю и поклонникам тот праздник, за которым мы всегда в большой надежде ходим в театр.


Фото: Марина Богдан, Ю. Корчагин и др.