Кубанские Новости
Культура
Ольга Захарова

Юрий Башмет: «В каждом концерте есть место хулиганству»

Юрий Башмет: «В каждом концерте есть место хулиганству»
Юрий Башмет
Фото: Станислав Павлов
В Сочи прошел XVII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. А на днях маэстро выступил с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром на Всемирном фестивале молодежи.

В интервью «КН» Юрий Башмет рассказал о сотрудничестве с иностранными артистами, импровизациях на концертах и о том, как в Сочи появляются новые звездочки.

– Юрий Абрамович, добрый день. Расскажите про Зимний международный фестиваль. Он прошел в Сочи уже 17-й раз.

– Вообще 17 лет – это много, следующий год уже совершеннолетие. Самое главное – это расширение кругозора зрителей симфонической музыки. Моему внуку-скрипачу Гранту тоже 17 лет. Раньше, лет в пять-шесть, он выступал в традиционном новогоднем концерте в филармонии. Такой маленький Дед Морозик выходил. Потом не хотел со сцены уходить. Но перед этим мне каждый раз приходилось его мягко уговаривать, чтобы он сыграл. В этом году он сам проявил инициативу – сыграть на фестивале. Я считаю его интерес – это огромное достижение, не меньше чем развитие фестиваля. Думаю, он точно будет скрипачом, раз появилось такое желание.

– Как все эти годы удается сохранять международный статус фестиваля?

– Мы решили, что в сегодняшней ситуации не будем менять ориентацию, не все же плохие в недружественных странах и не все хорошие в дружественных. Искусство выше всего этого. У нас на фестивале выступала немецкая оперная певица Симона Кермес, очень востребованная в Европе. Она сказала, что любит Россию и будет выступать здесь, поскольку такой живой публики нет ни в одной другой стране. Наш концерт прошел с большим успехом, она постоянно импровизировала. Это интересно, но играть с ней трудно, она поет то, чего нет в партитуре. Но она такая счастливая была, что приехала. Хотя что с ней будет дома, когда она вернется, я не знаю.

Фото: Станислав Павлов

– Практически все 17 лет в рамках фестиваля шел спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам произведения «Маленький принц» Экзюпери. В чем секрет его популярности у зрителей?

– Секрет в импровизации, искренности, в наших теплых, дружественных отношениях с Константином Хабенским. Спектакль родился в Сочи, долгое время шел в Москве в «Современнике». Когда мы отметили сотый спектакль, Константину предложили стать художественным руководителем МХТа имени Чехова. Я ему сказал: «Тебе и мне по-прежнему интересно и нравится этот спектакль?» Он ответил: «Да». И спектакль переехал в МХТ и продолжает феерично жить. Мы постоянно импровизируем на выступлениях, можем позволять всякие шутки. Там есть момент, где ритмичная такая музыка, и Константин поворачивается к оркестру, подходит к нам и делает какие-то жесты. Однажды я приготовил ему сюрприз. Обычно я дирижирую без палочки, а тут взял ее, положил под партитуру. И когда он взмахнул руками, я отдал ему палочку, и Костя мгновенно отреагировал, взял ее и сделал несколько жестов. В каждом спектакле есть такое хулиганство в хорошем смысле. Это такой живой процесс. Есть несколько эпизодов, когда зал смеется, взрывается, а в следующем спектакле в этих моментах тишина. Я тоже позволяю импровизации в оркестре, и я вижу по лицам моих коллег, что они с удовольствием подхватывают.

– Какими еще изюминками мог похвастать фестиваль в этом году?

– В программе фестиваля участвовал Евгений Миронов, он читал Горького с Александрой Урсуляк. Для меня каждый спектакль с ним – это открытие. В этот раз Женя с Сашей декларировали рассказы Горького, и для меня это опять открытие. Я помню Горького по школе, мы изучали произведения «На дне» и «Мать». Все. А оказалось – он гениальный писатель. Выяснилось, что любимый композитор Горького – Григ. Мы за это зацепились. В итоге Женя с Сашей под музыку Грига читают два потрясающих рассказа Горького «Страсти-мордасти» и «Рождение человека».

На Гала-концерте закрытия состоялись три мировых премьеры. Одна из них – пьеса Кузьмы Бодрова для арабского инструмента ребаба с оркестром. Солист, играющий на ребабе, Хассан Моатац Эль Молла из Египта, совершенно потрясающе владеет инструментом. Мы его услышали год назад, пригласили в Сочи, он согласился. Спросили: а готов сыграть премьеру, которую напишет русский композитор? Он сказал: да, это интересно, потому что для ребаба симфонической музыки пишут немного, и он невероятно заинтересовался этой идеей. Также мы решили показать, что русские народные инструменты не хуже, чем арабские. И заказали у молодого композитора Дениса Хорова пьесу для трех народных инструментов – баяна, балалайки и домры – с симфоническим оркестром. Это была вторая премьера. Третья – пьеса Олега Крохалева Folded Linen для симфонического оркестра, которую мы ему заказали в период пандемии. Тогда многие остались без работы, у всех прекратились заказы, и мы решили поддержать пятерых молодых композиторов, организовать стипендии из собственных средств, заказать музыкальные произведения с выплатой гонорара и обещанием, что мы его исполним.

– В рамках фестиваля по традиции прошла большая образовательная программа. Международная музыкальная академия, школы молодых журналистов и продюсеров. Можно сказать, что там открылась новая звезда?

– Это мы поймем через несколько лет. Формирование артиста, который себя уверенно чувствует на сцене и интересен зрителям, это не то, что «открылась звездочка». Чтобы потом выйти на большую сцену, ему надо решить разного рода задачи – и профессиональные, и психологические, и эмоциональные, научиться взаимодействовать со зрителями. Вообще количество школ на фестивале начинает зашкаливать. Со второго-третьего фестивалей, помимо концертов, мы начали проводить мастер-классы, творческие встречи и постепенно это переросло в процесс, который занимает большую часть фестиваля. Он не всегда всем виден, но невероятно полезен, особенно молодым специалистам. Мы видим, какое количество людей специально приезжает сюда на образовательные занятия. В этом году нам очень приятно, что многие из тех, кто несколько лет назад был учеником в академии, сейчас выходят на большую сцену. К примеру, виолончелистка Маша Зайцева приезжала в Сочи пять-шесть лет назад на мастер-классы. В этом году она выиграла вторую премию на конкурсе Чайковского, шикарно выступила на нашем фестивале. И такие истории есть среди вокалистов, композиторов.

Фото: Станислав Павлов

– В рамках Всемирного фестиваля молодежи в Сириусе прошел фестиваль юношеских оркестров мира под вашим руководством. В нем принял участие Всероссийский юношеский симфонический оркестр, еще одно ваше детище. Расскажите про этот проект.

– Да, фестиваль прошел в Зимнем театре, в нем приняли участие юношеские оркестры из Беларуси, Узбекистана, Сибири, Урала и другие коллективы. Также Всероссийский юношеский симфонический оркестр исполнил произведение Сергея Прокофьева «Петя и Волк», где в роли чтеца принял участие Евгений Миронов. Оркестр был впервые в истории России создан в 2012 году. Туда вошли лучшие молодые музыканты от 10 до 22 лет. Появился он благодаря Олимпийским играм-2014 в Сочи. В Год музыки, предшествующий Олимпиаде, к нам обратился Дмитрий Чернышенко с просьбой придумать проект, который объединил бы всю страну в области классической музыки. И мы впервые в истории предложили провести отбор и собрать оркестр из молодых музыкантов. Там были три возрастные категории, колоссальное количество прослушиваний в регионах. Первые свои концерты оркестр сыграл в Сочи в Зимнем театре в 2012 году. И так всем это понравилось, что сказали: а давайте он еще выступит на церемонии закрытия Олимпийских игр на стадионе «Фишт». Так и началась жизнь оркестра. Потом он развивался, расширился. Сейчас в нем около 180 ребят и большое количество стажеров. И единственное место, где мы их всех вместе можем собрать, это Сочи. Здесь оркестр собирается в полном составе, проходит огромное количество мастер-классов, кто-то из стажеров впервые пробует себя в оркестре. Поэтому Сочи для оркестра последние три года такая зимняя оркестровая академия. Им нравится, нам нравится, они очень увлеченно готовятся к фестивалю, что-то придумывают, пробуют себя в профессии композиторов.

– Каковы итоги фестиваля в этом году?

– Посещаемость фестиваля превзошла наши прошлогодние небывалые показатели. Причем не только в Зимнем театре, зритель активно стал идти на другие фестивальные площадки, и в Органный зал, и в зал «Чайка» на морвокзале, и в Красной Поляне. Раньше это были экспериментальные площадки, сейчас полноценные зрительные залы. Мы связываем это с тем, что у фестиваля появился постоянный зритель, люди, которые хотят с нами проживать все мероприятия с утра до вечера.