Кубанские Новости
Общество

12 острых вопросов Евланову

Откуда растут ноги краснодарского самостроя? Можно ли избавить кубанскую столицу от пробок? Когда решение проблем Краснодара вый

Во-первых, он не боится никаких вопросов, а самые острые, похоже, ему даже нравятся. Во-вторых, многие из нас живут и работают в Краснодаре или, по крайней мере, часто здесь бывают. Значит, практически у каждого есть о чем спросить руководителя кубанской столицы. Что мы и сделали, пригласив мэра в конференц-зал «КН».

— Губернатор часто совершает рабочие поездки по кубанской столице. Как город выполняет распоряжения, данные после них Александром Ткачевым?

— Действительно, несмотря на то что сейчас у нас предолимпийский год и все силы направлены на Сочи, губернатор уделяет Краснодару огромное внимание, находит время проехать посмотреть проблемные места кубанской столицы, принимает важные решения, дает поручения.

Шесть лет назад Александр Ткачев выступил инициатором создания программы «Краснодару — столичный облик». Первый пятилетний этап программы успешно завершен, в этом году начался второй этап, который охватывает период с 2013-го по 2017 год. Когда реализовывали первый этап программы, при поддержке края в городе произошли значительные перемены по многим направлениям, удалось решить целый ряд застарелых проблем Краснодара. Но и нерешенных вопросов остается немало. Важно, что при формировании программы проходят всесторонние консультации специалистов городской и краевой администраций, чтобы выбрать направления работы, куда сконцентрировать силы и средства в первую очередь.

К примеру, один из первоочередных проектов — реконструкция дороги по ул. Восточно-Кругликовской, ее необходимость очевидна, потому что без нее страдает целый микрорайон. И вот со стартом нового этапа программы реконструкция началась. Это большой объем работы, причем практически половина всего, что предстоит сделать, связана с коммуникациями и их переносом.

Десять новейших российских автобусов большой вместимости с кондиционерами, которые уже работают на городских маршрутах, — это тоже плоды программы «Краснодару — столичный облик».

— Владимир Лазаревич, в 2011 году самострой был одной из самых острых проблем Краснодара. На какой стадии ее решение находится сейчас?

— Первые жалобы краснодарцев о фактах незаконного строительства поступили к нам в конце 2010 года. А с начала 2011-го по март 2012-го их количество возросло до двухсот. Это было новое для нас явление, и, пока мы искали способы борьбы с ним, недобросовестные застройщики продолжали свое дело.

Проблема самостроя — следствие «дачной амнистии». Предусматривалось, что люди смогут узаконить свои дачи и прописаться в них через суд задним числом. Но только в том случае, если их строения никому не мешают. А недобросовестные застройщики воспользовались этой возможностью для того, чтобы заработать. Получая участок под индивидуальное жилищное строительство, они начали возводить на них многоэтажки, узаконивая их потом через суд.

Первый заслон этому явлению мы поставили, приняв правила о том, что частное домовладение должно занимать не более половины площади участка. Но недобросовестные застройщики привлекали деньги будущих владельцев квартир уже на этапе фундамента и возводили многоэтажки очень быстро.

Мы всерьез взялись за эту проблему, и с марта 2012 года в Краснодаре ни одно здание без разрешительных документов не строится. Но, к сожалению, за тот год с небольшим в городе успели возвести множество незаконных многоэтажек. Более сотни подобных объектов до сих пор в судебном производстве. Мы сегодня принимаем самые серьезные меры для того, чтобы не допустить даже начала строительства. Буквально следим за участками. Потому что потом решить проблему будет гораздо сложнее.

— Избавить Краснодар от пробок невозможно в принципе?

— По количеству личного транспорта на душу населения Краснодар не первый год занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, наш город исторически не строился как мегаполис. Краснодар серьезно пострадал во время Великой Оте-чественной войны и вполне мог рассчитывать на значительные федеральные средства, которые полагались в послевоенные годы таким населенным пунктам. Но тогда местная власть была убеждена, что Краснодар можно восстановить самостоятельно, без дотаций от государства. Оттого у нас узкие дороги и практически нет транспортных развязок. Эта проблема начала решаться совсем недавно.

Сегодня у нас построена всего одна современная развязка на весь город. Через Ростовскую трассу и улицу Дзержинского. Сейчас делается проект ее доработки с выездом в сторону улиц Российской и Московской.

Кроме того, по программе «Краснодару — столичный облик» будет строиться мост через Кубань в сторону поселка Яблоновского, чтобы избавиться от заторов по улице Захарова. Планируется также развязка в трех уровнях на углу улиц Ставропольской и Старокубанской. Она сейчас проектируется.

Работаем и над проектом развязки на Тургенева и Красных Партизан. Улицу Дзержинского будем расширять и планируем создать ей дублера по Волгоградской.

Все эти проекты будут реализованы в рамках второго этапа краевой программы «Краснодару — столичный облик».

Но при этом многое еще предстоит сделать. Тормозит наши планы недостаток бюджетных средств. Город собирает примерно 110 миллиардов рублей налогов в год. Но после того как отправляем их в краевой и федеральный бюджеты, в городской казне остается всего 10,5 миллиарда. Спасением в этой ситуации являются краевые программы, по которым муниципальным образованиям добавляют бюджетные деньги на условиях софинансирования.

Ну а по-хорошему, для того чтобы в городе развивать инфраструктуру и решать эффективно проблемы по всем направлениям, необходимо около 50 миллиардов рублей в год только на эти цели.

А сегодня, в первую очередь, бюджет города — это зарплаты бюджетников, которые у нас выплачиваются всегда вовремя, поддержание санитарного порядка в городе. А для развития Краснодара нужны совсем другие деньги.

И я рад, что в этом вопросе мы находим полное понимание и поддержку губернатора. К примеру, второй этап программы «Краснодару — столичный облик» предполагает, что город дополнительно получит порядка 30 миллиардов рублей на развитие. Это существенный рывок вперед. Кроме того, как вы знаете, Александр Николаевич Ткачев уже отметил, что после завершения олимпийского строительства решение проблем Краснодара будет в приоритете.

— Недавно в Краснодаре объявили о подписании соглашения по созданию платных парковок в центре города. Что это будут за парковки и считаете ли вы, что они улучшат, а не ухудшат проблему пробок, ведь понятно, что водители будут с еще большим рвением искать бесплатную стоянку?

— Это пилотный проект, мы еще будем оценивать эффективность таких парковок. Но по этому пути Краснодару идти необходимо. Ведь посмотрите, в центре города до сих пор можно в любой момент найти место на платных парковках. Но все равно многие стараются парковаться бесплатно, пусть даже с нарушением закона.

Согласно исследованиям, которые проводились во многих городах мира, где есть бесплатные парковки в центре, до 30 процентов трафика, то есть машин, движущихся по улицам, — это те, кто ищет бесплатную парковку. К тому же большинство автомобилистов используют свою машину два раза в сутки: приехать и уехать с работы.

Именно поэтому мы решили последовать примеру Москвы. Как вы знаете, не так давно звучали предложения сделать платным въезд в центр Краснодара. Но мы выбрали другой путь, который оправдал себя в столице России. А Москва, в свою очередь, использовала опыт крупных европейских городов.

Система платных парковок будет полностью автоматизирована, ее работа должна быть максимально понятной и прозрачной. Кроме этого, будет значительно усилен контроль за нарушениями правил парковки.

Таким образом, мы должны, во-первых, избавить центр от автомобилей, стоящих где попало, а во-вторых — побуждать горожан пересаживаться в общественный транспорт.

Уже в сентябре у нас начнут действовать охраняемые парковки с видеонаблюдением и паркоматами на нескольких центральных улицах. В Москве в среднем такие парковки стоят 50 рублей за час, в Краснодаре будет значительно дешевле, стоимость еще определяется, но думаю, что не дороже 30 рублей.

Кроме того, будем обеспечивать парковочные места за счет капитальных строений. Сегодня у нас есть 300 таких капитальных мест, а надо не менее 20 тысяч. В этом году мы начнем строить капитальную многоуровневую парковку возле драмтеатра. Инвестор, который будет возводить здесь офисное здание, получил от нас такое задание.

То же самое касается второй очереди «Галереи». В общей сложности эти два объекта создадут тысячу парковочных мест.

Отдельная парковка не меньше чем на 800 автомобилей будет в комплексе, который возводят на месте Сенного рынка.

— Какая судьба ждет «не до конца обманутых» дольщиков «Строй-

интеркомплекса»?

— У них все в порядке, проблема решается. Есть инвестор, который уже вовсю возводит дом как раз для дольщиков «Стройинтеркомплекса». Сложнее ситуация с объектом ДСК по улице Карякина. Но и здесь есть пути решения проблемы, если сами дольщики объединятся и будут действовать сообща при нашей поддержке.

— Сегодня в городе есть только прогулочные велодорожки. Когда они появятся везде, чтобы велосипед стал таким же транспортным средством, как личный автомобиль? Чтобы на нем было удобно ездить на работу и обратно?

— Все дороги, которые сейчас реконструируются, обязательно оснащаются полосой для велосипедистов. Так было с Ейским шоссе, по такому же проекту сейчас реконструируется Елизаветинская трасса. Мы регулярно приглашаем на встречи в администрацию лидеров велосипедного движения и представителей ГИБДД и обсуждаем эти вопросы совместно. Мы стараемся всячески пропагандировать этот вид транспорта. Для мегаполиса он самый удобный.

Поэтому объясняем, что даже там, где нет специально выделенной дорожки, к велосипеду должны относиться как к равноправному участнику дорожного движения.

— А когда у нас начнут с таким же почтением относиться к трамваю?

— С трамваем у нас более-менее все в порядке. К счастью, Краснодар — один из немногих городов, который сохранил его и не дал уничтожить, как это случилось в десятках российских городов. Еще лучше, что в Краснодаре трамвай по большей части двигается по выделенным путям, а значит, не стоит в пробках. Конечно, надо сделать максимально беспрепятственным движение трамвая, и мы работаем над этим. Как вы знаете, было ограничено движение по трамвайным путям в центре, и это позволило значительно увеличить скорость движения. Есть и другие проекты по созданию трамваям приоритета по движению в городе. Мы их пока прорабатываем.

С другим общественным транспортом сложнее, потому что он также стоит в пробках. Но и здесь мы планируем использовать опыт Москвы, где выделили отдельные полосы для общественного транспорта, и так стало гораздо удобнее. Так что выделенные линии для троллейбусов и автобусов и в Краснодаре обязательно будут. Сейчас готовятся проекты по организации таких полос на нескольких улицах.

— Планируется ли создать маршрут общественного транспорта до поселка Водники?

— Сейчас у нас ходит троллейбус до «Красной Площади». А в ближайшем будущем мы продлим его маршрут до 3-й Трудовой. Он будет довозить пассажиров до «Города спорта». Планируем продлевать еще несколько городских маршрутов по разным направлениям.

— Несмотря на то что выпускники медицинских вузов стараются остаться в мегаполисе, краснодарские поликлиники испытывают серьезную нехватку специалистов. Как город намерен справляться с этой проблемой?

— В этом году мы начинаем программу льготного ипотечного кредитования для работников образования, затем она коснется и других представителей социальной сферы.

Из городского бюджета мы будем выделять деньги на первоначальный взнос, и возвращать эти средства участники программы не будут. Ищем банки, которые смогут предоставлять максимальные ипотечные кредиты под минимальный процент на 21 год. Подбираем и компании, которые строят качественно, но недорого.

Строить бесплатное жилье для работников социальной сферы мы, увы, не можем, поэтому пойдем по такому пути.

— Краснодар стоит на втором месте после Сочи по количеству коррупционных дел. Не по той ли причине, что в последнее время штат чиновников городской администрации увеличился и контролировать всех стало невозможно?

— Он не увеличился. Мы сегодня, наоборот, работаем над задачами, поставленными и Президентом России, и губернатором. Речь идет о сокращении штата государственных и муниципальных служащих на 20 процентов. В прошлом году в краснодарской мэрии штат уменьшился на пять процентов. И сокращение аппарата продолжится в этом году.

Что касается громких дел, которые заводятся сейчас на чиновников, это в первую очередь связано с задачами по борьбе с коррупцией, которые поставил Владимир Путин. Сегодня регулярно появляются сообщения об аресте того или иного государственного или муниципального служащего практически во всех регионах России по подозрению в коррупции. Все структуры настроены на то, чтобы выявлять такие факты и бороться с ними.

Можете спросить у любого из моих сотрудников — вам подтвердят, что по каждому факту предъявления претензий проводятся самые серьезные внутренние расследования. И я всех предупреждаю, что ни за кого из тех, кто совершил правонарушение, вступаться не буду.

Мы всегда сотрудничаем со следствием, никогда не препятствуем прессе, и все факты предъявления обвинений становятся известными. Но далеко не каждый из них подтверждается. Можете сравнить количество возбужденных дел с количеством вынесенных обвинительных приговоров в отношении тех же сотрудников администрации города. Уверяю вас, эти цифры значительно разнятся.

— Недавно вы заявили, что будете увольнять чиновников, которые неверно указали данные в декларации о доходах. Такие случаи уже есть?

— Нет. Если ошибки и встречались, они были технического, а не криминального характера.

По поводу кадровых изменений на руководящих должностях в администрации Краснодара хочу добавить, что не всем удается выдерживать ту нагрузку, которая неизбежно сопровождает высокие должности. Мне бывает жаль расставаться с профессионалами, но я уважаю их решение и честность.

— Во время последней переписи населения мы надеялись, что Краснодар — это город-миллионник. Оказалось — нет. Сколько людей живет в кубанской столице не по бумагам, а на деле?

— По статистическим данным за май текущего года, — 870 тысяч. А на самом деле — больше миллиона. Когда случилась трагедия в Крымске, выяснилось, что порядка 30 процентов населения не были зарегистрированы в этом городе. Примерно такая же ситуация и в Краснодаре. И эта треть живет и работает в городе, пользуется теми же дорогами, водит детей в детские сады.

И каждому надо создавать комфортные условия для жизни, ведь это наша задача. Так что в своей работе, планируя решение тех или иных проблем, мы исходим из того, что жителей Краснодара — больше миллиона человек.

Текст: Екатерина Некрасова

Фото: Михаил Ступин