Кубанские Новости
Общество

Редактор особого назначения

Главный редактор «Российской газеты» Владислав Фронин дал эксклюзивное интервью «Кубанским новостям».

«Не называйте «Комсомолку» желтой прессой!»

— Вы дважды становились главным редактором двух успешных общенациональных газет. Абсолютно разных, противоположно-полюсных. «Комсомольская правда» — с оттенком желтизны, «Российская газета» — правительственный рупор… Где чувствовали себя комфортнее?

— Прошу никогда не называть при мне «Комсомолку» желтой прессой! Для меня это успешное, прибыльное, динамично развивающееся, интересное издание, которое рассчитано на массовую аудиторию. «КП» — это величайший бренд. Что касается современной «Российской газеты», то недавно один читатель точно заметил, что это «Комсомолка» 90-х годов, но заметно повзрослевшая и вставшая на государственные рельсы. Думаю, что так оно и есть, ведь большая часть коллектива газеты — это «КП» той поры, когда я там был редактором. Кто-то сразу ушел со мной, кого-то я пригласил позже. Во времена, когда я работал в «Комсомолке», там царила особая атмосфера под названием «дух шестого этажа», где трудились лучшие золотые перья страны.

— Вы с такой ностальгией вспоминаете ту «Комсомолку», может, помните и свою первую опубликованную заметку?

— Конечно, помню. Это было именно в «Комсомолке», куда я попал на практику студентом 4-го курса. Первый опубликованный материал был о том, как в Рязанской области парень угнал из колхоза лошадей, чтобы покататься, а его за это посадили на пятнадцать суток. Каково было мое удивление, когда спустя много лет на каком-то официальном мероприятии ко мне подошел солидный мужчина со словами: «Помните меня? Я был первым секретарем Рязанского обкома комсомола и пострадал после вашего материала».

Вообще уроки той «Комсомолки» были бесценны! До сих пор вспоминаю, как придумывали заголовки. Идет летучка. Встает Виталий Никитич Игнатенко и давай упрекать: почему в газете такие скучные заголовки? Как раз тогда в номере стоял материал о том, что на гастроли приехал известный артист, поселился в гостинице и что-то ему там не понравилось. А тогда в местных отелях были ключи с большими набалдашниками. И вот он взял и ударил этим набалдашником дежурную по этажу. Игнатенко: «Ну вот вам и заголовок — «Талант бьет ключом». Сам процесс придумывания, та атмосфера, которая этому сопутствовала, были замечательной школой. Иногда коллеги, приходя в «РГ», улавливают тот же дух и говорят: «Такое ощущение, что мы вернулись в «Комсомолку» тех времен».

— Но все же некоторые вещи «РГ», в отличие от «Комсомолки», не может позволить. Например, напечатать на первой полосе аттестат с «тройками» премьер-министра…

— Действительно, был такой случай. Когда Черномырдина назначили главой правительства, «КП» на первой полосе опубликовала его аттестат зрелости — со множеством «троек». А еще был разоблачительный материал про дачу премьер-министра Рыжкова. Чего мы только ни писали, ведь тогда был расцвет перестройки и гласности. У «РГ» статус правительственной газеты, что создает определенные рамки и правила, которые нарушать нельзя. С одной стороны, мы должны завоевать доверие массового читателя, который традиционно — еще со времен Петра Первого — не верит журналистам, найти такую тональность, поднимать такие темы, чтобы люди не под дулом автомата читали газету. С другой стороны, нам важно сохранить деловые и честные отношения с официальной властью. Мы не можем себе позволить печатать слухи или так называемые сообщения-утечки типа «По источникам, близким к Кремлю, стало известно, что господин Н., возможно, станет министром». Если мы такую информацию сообщаем, то, значит, господин Н. действительно будет назначен министром. Поэтому к нашим материалам больше доверия. Пусть это звучит нескромно, но слово «РГ» — это истина в последней инстанции.

Замы решают все

— В одном из интервью вы сказали, что заместитель должен быть всегда умнее руководителя. Неожиданно! Вы на самом деле так считаете?

— Да, именно так — умнее, талантливее! Объясню почему. Недавно ко мне подходит один из журналистов и спрашивает: «А правда ли, что у вас в газете есть служба, которая занимается придумыванием заголовков?» Я отвечаю: «Правда. И эта служба называется мой первый заместитель Юрий Михайлович Лепский». Это умнейший, интеллигентнейший, талантливейший журналист, который обладает особым даром придумывать заголовки. Перед сдачей номера мы раскладываем полосы, и я ему говорю: «Юра, вот здесь плохой заголовок». И Юрий Михайлович в считанные минуты, грызя свой карандаш, придумывает великолепный заголовок. Ну, например, нас ждет ответственный футбольный матч. И вот заголовок Лепского: «Дамоклов мяч»! Кстати, есть сайт zagolovki.ru, где ежедневно появляются лучшие газетные заголовки. И наша газета в этом рейтинге всегда присутствует.

Могу привести в пример другого своего зама — Ядвигу Юферову. Она освещает в газете события культурной жизни. На мой взгляд, общаться с деятелями культуры — это страшное дело. Ведь чем талантливее человек, тем сложнее с ним работать. Я, например, во время беседы могу взорваться на третьей-четвертой минуте и навсегда испортить отношения с этим человеком. Но Ядвиге Брониславовне хватает выдержки и кругозора для общения даже с самыми «трудными» звездами.

Другому моему заму, Наташе Татариновой, приходится еще сложнее. Ее контингент — судьи, прокуроры, военные. И со всеми удается разговаривать на одном языке. Недавно я услышал мнение одного авторитетного юриста, который сказал, что в нашей газете самая сильная правоохранительная тематика. Согласитесь, это лучшая похвала. Или взять Николая Михайловича Долгополова. Это президент Ассоциации спортивных журналистов России и вице-президент ассоциации спортивных журналистов… мира. Это человек, который освещал двенадцать Олимпиад! Ходячая спортивная энциклопедия! И надо быть полным идиотом, чтобы подсказывать ему, как освещать в газете спорт. А вообще о своих замах я могу рассказывать до бесконечности…

— В продолжение темы кадров. Недавно редактор отдела политики «РГ» Марина Волкова была назначена спичрайтером премьер-министра страны Дмитрия Медведева. Вы возлагаете какие-то надежды на «своего» человека в правительстве?

— В 90-м году, когда я возглавлял «Комсомольскую правду», я считался, наверное, самым информированным главным редактором страны. Пресс-секретари глав государства Ельцина, Горбачева, нескольких премьер-министров были выходцами из «КП». Помогало ли это в работе? Безусловно. Но это внутренняя кухня, о которой я не должен говорить.

Марина Волкова возглавила очень важный департамент по подготовке выступлений премьер-министра. Но я не думаю, что это даст какие-то преференции нашей газете. Сегодня мы равны во всех пулах — президентском, премьерском, думском. И не дай бог власть сделает поблажку правительственной газете! Остальные СМИ загнобят потом этого чиновника.

Я очень рад за Марину Волкову. Мы с ней проработали 10 лет и не один пуд соли съели. Считаю, что ее назначение — это высокая оценка, в том числе и «РГ». Как известно, хорошо пишет тот, кто хорошо думает. Значит, редактор отдела политики Марина Волкова — это тот человек, который, по мнению премьера Медведева, хорошо думает.

Реклама и официоз. Научитесь их «готовить»!

— Почему в «РГ» мало рекламы? Ее не отличишь от авторских публикаций? Или она так дорога, что не все рекламодатели могут себе позволить с вами сотрудничать? Или это редакционная политика — давать рекламные материалы в дозированных количествах?

— Вашими устами да мед бы пить. Хорошо, что мои московские коллеги вас не слышат. И знаете почему? Потому что они считают наоборот. Считают, что мы уводим у них рекламу. И не будь «РГ», им досталось бы ее очень много. Конечно, мы, как и все издания, боремся за то, чтобы у нас было как можно больше рекламы. И у нас ее довольно много. Была бы сейчас под рукой подшивка, я бы вам это доказал.

— Ну, у вас, по крайней мере, не встретишь массовой рекламы, которой грешат другие СМИ, скажем, металлопластиковых окон…

— Ну почему же грешат? Металлопластиковые окна — это не грех, это тепло. Без них жить плохо. И без такой массовой рекламы, кстати, тоже. Вообще, реклама плохой не бывает. Вся реклама хороша, когда она не нарушает закон. Но вы поднимаете вторую тему. У каждой аудитории своя реклама. И если «РГ» считается газетой тех, кто принимает решения, то и реклама у нас соответствующая — Лукойл, РЖД, БМВ, «Ауди», банки. Иногда мы выпускаем целые рекламные приложения. Недавно, например, вышло приложение, посвященное часам. Считаю, что это наш рекламный прорыв, такого раньше не было.

— Вы заговорили о приложениях, и сразу вспомнились спецвыпуски, напрочь состоящие из официоза… Считаете, что это бич государственных газет?

— Да, это гиря, которая тащит газету на дно. Но мне и здесь повезло с помощниками. За этот участок работы в «РГ» отвечает Тимофей Васильевич Кузнецов — педант, аккуратист, который не пропустит ни один документ. А ведь есть сроки, в которые надо успеть опубликовать тот или иной законопроект. Но это одна сторона вопроса. Вторая — как из официального документа сделать интереснейшую публикацию? Из банального постановления о внесении поправок в правила дорожного движения — полезную книжицу для автолюбителей, из рядового приказа Рособрнадзора — школьную инструкцию для родителей, и так далее. И скучнейший материал превращается в находку для газеты, которой потом будут завидовать все конкуренты.

Главный «акционер»

— Полагаю, конкуренты вам завидуют всю жизнь. Ведь такое количество газетных акций, сколько придумали вы, многим даже не снилось!

— Мы жили в период информационного голода, отсутствия технологических возможностей. Когда Гагарин вернулся из космоса, в сопровождении эскорта он въезжал в Москву. И за ним буквально по пятам следовал корреспондент агентства ИТАР-ТАСС. С пригоршней монет он бежал от одного телефонного автомата к другому и сообщал, что происходит вокруг. Не было сотовых, но был полет Гагарина! В стране не хватало даже бумаги. Вот так, кстати, родилась акция «Подписной талон». Позвонила бабушка-читательница: сыночки, дорогие, пришла на почту, а подписаться на газету не могу — подписные квитанции закончились. Как ей помочь? А что, если подписную квитанцию напечатать прямо в газете? Любой может вырезать, заполнить и на почте оплатить. Но представьте себе, чтобы напечатать это в газете, потребовалось разрешение ЦК КПСС. Нам разрешили: мол, «Комсомолка» — несерьезная газета, пусть себе печатает. А вслед за нами талон стали печатать и другие издания — «Известия», «Труд»…

А история про грампластинки! Это сейчас можно из Интернета любую музыку закачать. А тогда все ловили на свой приемник «Голос Америки». Однажды я услышал фразу: «Для Вани Петрова из города Волгограда посылаем пластинку с записями «Битлз». В советское время купить такой диск было невозможно. И я подумал: а почему бы нам не выпустить пластинку «КП» и в качестве подарка разослать ее всем нашим подписчикам? Договорились с фирмой «Мелодия». Читатели сами подбирали мелодии и песни. Было здорово.

Или, например, на каждом углу звучала популярная песня, а там такие слова: две копейки — пустяк. А по радио передают, что Дин Рид у себя в Америке в прямом эфире отвечает на вопросы радиослушателей. Ага, думаю, я две копейки бросил в щель телефона-автомата, позвонил Дину Риду, и это уже не пустяк. Наутро в редакции собираемся, есть такая идея — обычный человек снял телефонную трубку и поговорил с кем-то из великих. По аналогии с тем, что у Брежнева была установлена прямая линия с кем-то из западных лидеров. Снял телефонную трубку и общайся. Так родилась идея «Прямой линии». А кто пойдет на такой разговор? У нас был один «должник» — замминистра Миннефтегазстроя Анатолий Весельев. По его просьбе газета опубликовала отрезной купон с приглашением для молодежи ехать на стройки по освоению нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, и в ответ мы получили 40 тысяч заявок, которые были переданы министерству. И заместитель министра откликнулся на наше предложение. И вот впервые в истории советской журналистики читатели газеты получили возможность напрямую задать свои вопросы государственному лицу. А как все это записывать? Аппаратуры никакой не было. Тогда Весельев нам сказал: спуститесь в министерский подвал, там есть магнитофоны. Потрясающе! Мы спустились в подвал, и действительно там была вся аппаратура, понятно, что абсолютно секретная. И мы записали весь разговор на магнитофонные бобины. Мы заготовили и свой вопрос: «Скажите, товарищ Весельев, вот вы зовете всех на ударные стройки Тюмени и Западной Сибири, а где работают ваши дети?» Оказывается, во Внешторге…

Потом мы купили аппаратуру, и «Прямую линию» перенесли в редакцию. Сейчас «Прямую линию», правда, телевизионную, каждый год проводит наш президент…

«Россия больше, чем Садовое кольцо»

— Пару лет назад «Кубанские новости» были на стажировке в «РГ», перенимали опыт конвергентной редакции. Тогда Интернет только начинал наступать на пятки бумажным версиям газет. И я помню, что многие ваши журналисты были консервативно настроены. Сейчас ситуация изменилась?

— Именно два года назад мы бросились вдогонку за своими конкурентами, от которых уже значительно отставали. И первое, что сделали, — создали единую редакцию бумажной и электронной версий. Теперь у нас нет разделения: каждый журналист «РГ» в одинаковой степени работает и на «бумагу», и на Интернет. Некоторых коллег было непросто «перезагрузить», но им пришлось понять, что в современном мире только так можно выжить. И сегодня наша электронная версия догоняет, а порой и обгоняет конкурентов. По посещаемости сайт «РГ» занимает второе место после «Комсомольской правды», имея до 12 миллионов посетителей в месяц.

— Лично вам сложно было осваивать новые технологии?

— Сложно. Я вообще человек не очень современный, из того поколения, которое очень дорожит традициями бумажной журналистики. Ее лучше назвать журналистикой мысли. Но мы сегодня просто обязаны соединить эту самую журналистику мысли с журналистикой факта, как это делают лучшие газеты мира. Поэтому сегодня мой день начинается и заканчивается с планшетом в руках.

— Владислав Александрович, вы — безумно занятой человек, но все же недавно оставили все дела и при-ехали в Краснодарский край, чтобы принять участие в заседании Клуба главных редакторов. В чем заключался ваш интерес?

— Для меня, как для главного редактора федеральной правительственной газеты, очень важно почувствовать и понять настроение коллег из других регионов. Какую пользу я извлек из разговора с кубанскими журналистами? Я не услышал от них трех вопросов, от которых у федералов оскомина на зубах: о приговоре Навальному, активистам Гринписа и «Пусси Райт». Я прекрасно понимаю, что моих кубанских коллег также интересуют вопросы экологии, защиты чувств верующих, честных выборов. Но они не зациклены на этих темах! Лично я, как главный редактор «РГ», порой сомневаюсь, подписывая газету, если в номере нет фамилий известных оппозиционеров. Мне кажется, что я отстаю, проигрываю своим федеральным коллегам. И вот, побывав у вас, я еще раз убедился, что наша столичная журналистика зашкаливает. Ходит, как лошадь в цирке, по кругу. Порой мы у себя в Москве забываем, что Россия — это нечто большее, чем Садовое кольцо. А в регионах мне об этом регулярно напоминают.

текст: Яна Викулова

фото: Иван Семенец