Кубанские Новости
Общество

Не занимал? Будешь должен

Не занимал? Будешь должен

Банк требует от жителя Туапсинского района погашения долга по кредиту, который тот не брал.

Не занимал? Будешь должен
Банк требует от жителя Туапсинского района погашения долга по кредиту, который тот не брал.
Сергей Алексин, мужчина под сорок. Все, как у всех: семья, дети, работа. Но в июне жизнь изменил один звонок.
— Звонят: «Вас приветствует Альфа-Банк. Алексин Сергей Александрович? Да. Дата рождения такая-то? Да. Проживаете в городе Москве по адресу такому-то? Нет. Работаете менеджером? Нет. Вы подавали заявку на выдачу кредитной карты? Нет. Карта активирована». И отключились. Я вообще ничего не понял и не придал значения: может, мошенники хотят, чтобы им перезвонили, а они все деньги со счета спишут, — волнуясь, рассказывает Сергей Алексин.
Забегая вперед, поясню: оказывается, в Москве была оформлена кредитная карта на полного тезку Сергея Алексина, у которого к тому же и дата рождения абсолютно совпадает с нашим героем. Однако зарегистрирован тот, кто брал кредит, в столице и работает менеджером. Наш же Сергей Александрович прописан в селе Шепси Туапсинского района, трудится на железной дороге и, естественно, ни за какими кредитами в Москву не ездил.
Тем не менее, через несколько дней туапсинцу позвонили снова и сообщили, что долг составляет 33 тысячи, и Сергей должен внести обязательный платеж в размере трех с лишним тысяч рублей.
— Я говорю, что ничего у них не брал и отдавать ничего не буду, а они мне вежливо: тогда, мол, вашим делом будет заниматься суд, — заводится Алексин.
Потом пошли звонки на стационарный телефон матери Сергея (как его узнали — загадка) — Клавдии Алексеевны. Женщина сразу побежала к сыну и под валерьянку стала требовать объяснений. В общем, целая трагедия...
Тогда Сергей позвонил в туапсинское отделение банка. Там у него приняли претензию по телефону. Спустя три дня Алексин получил СМС-сообщение, что в удовлетворении претензии ему отказано.
— Тогда я приехал в банк лично. Дал девушке свой паспорт с пропиской. Она забила данные, что-то поклацала по клавишам и говорит, что не может принять претензию, так как я не являюсь клиентом их банка. А как они могут требовать деньги не у клиента своего банка? — недоумевает Сергей Алексин.
Дальше больше — вал звонков рос. Когда Клавдия Алексеевна перестала вообще засыпать без успокоительных и выключила стационарный телефон, семья решила написать в нашу газету письмо, которое и положило начало расследованию.
Я связался с пресс-службой банка и обрисовал ситуацию. На этот раз отреагировали очень быстро. Оказалось, что туапсинец Сергей Алексин действительно никаких денег у банка не брал. Но тогда почему его донимают звонками и не принимают никаких мер, чтобы прекратить прессинг?
Евгений Савин, региональный директор по информационной политике и связям с общественностью ОАО «Альфа-Банк»:
— Дело в том, что сотрудники кредитно-кассовых офисов, к которым относится и отделение банка в Туапсе, не имеют возможности и полномочий для решения таких редких случаев. А ситуация, когда полностью совпадают фамилия, имя, отчество и дата рождения, относится к этой категории. Проблему можно было решить гораздо раньше, если бы господин Алексин приехал в наш головной офис регионального отделения в Краснодаре и подал претензию со своими паспортными данными и образцами подписи. Тогда в течение нескольких дней мы бы установили, что Сергей Александрович из Туапсе не имеет отношения к кредиту, и, естественно, перестали бы предъявлять претензии по невозврату. Безусловно, мы предпримем все меры для того, чтобы звонки по поводу долга полностью прекратились.

Странная позиция. Насколько помнится, презумпцию невиновности никто не отменял. Почему человек должен ехать за 200 километров, тратить деньги, терять время, чтобы доказать, что не является должником? Кто, в конце концов, возместит ему затраты на те же билеты? Получается, что Сергей Алексин должен был платить за ошибки, которые совершил банк. Это уже за гранью логики. И, что характерно, никаких извинений.
А на следующий день в восемь утра мне опять позвонила рыдающая Клавдия Алексеевна. Сквозь причитания удалось узнать, что в пять утра Сергея снова потревожили. На этот раз из службы судебных приставов. И сообщили, что придут описывать имущество за долги, поэтому просят хозяина быть дома.
— Я к сыну пришла, а там внуки под кроватью спрятались и игрушки с собой забрали: бабушка, у нас тоже все заберут? Что ж это за издевательство? — рыдала пенсионерка.
Я тут же набрал названный Алексиными номер приставов. На том конце трубку снял мужчина, представившийся Дмитрием Вадимовичем. Он подтвердил, что в базе обзвона должников действительно есть Сергей Александрович Алексин. Но пристав очень удивился, когда понял, что прописка у должника московская и вместе со мной недоумевал, как столичный неплательщик попал в базу кубанских исполнителей. Более того, непонятно, как вообще «москвич Алексин» оказался в списке, ведь просрочка по платежу составляет всего 52 дня, обычно прессовать должников начинают, когда срок переваливает за 90 суток.
Мы снова связались с банком.
Евгений Савин:
— Сейчас по этому инциденту проводится выяснение всех обстоятельств. Но уже можно предположить почти со 100-процентной вероятностью, что мы имеем дело с мошенничеством. И я не удивлюсь, если паспортные данные пострадавшего гражданина совпадут с теми, которые предъявил мошенник. Сегодня нередки преступления, связанные с незаконным получением кредитов. Схема проста: мошенники незаконно достают паспортные данные посторонних людей. Затем по этим данным делаются фальшивые паспорта и другие документы. С ними преступники приходят в банк и оформляют кредит. Линейный персонал не имеет возможности установить подлинность документа, если подделка очень высокого качества. За эту версию говорит и тот факт, что сумма кредита относительно невысока. Мошенники предпочитают брать побольше мелких кредитов, чем связываться с крупным займом, где они неизбежно попадут в поле зрения службы собственной безопасности банка. Могу сказать, что по результатам внутреннего расследования банк, скорее всего, обратится в правоохранительные органы с заявлением о факте мошенничества.
Что касается пострадавшего Сергея Александровича Алексина, то я настоятельно ему рекомендую обратиться в полицию с заявлением. В таком случае у правоохранителей появится возможность произвести выемку документов по кредиту и установить настоящую личность человека, который взял кредит. Всех клиентов мы обязательно фотографируем и сохраняем изображение в базе данных. Думаю, что это поможет в установлении истины.

Похоже, звонок от приставов стал последней каплей, переполнившей чашу терпения Алексиных. Сергей в этот же день без всяких советов пошел и написал заявление в полицию. А его мама теперь намерена подавать в суд на банк, чтобы ей и всей семье возместили моральный ущерб, нанесенный двухмесячной телефонной осадой.
Александр Берман, заведующий филиалом № 19 адвокатской палаты Краснодарского края:
— Если гражданин Алексин решит подать в суд и потребовать возмещения морального вреда, то у него неплохие перспективы. Во-первых, его совершенно без причины третировали звонками. Во-вторых, даже после того как он объяснил, что не является заемщиком, ничего не изменилось. И, в-третьих, к делу подключились даже судебные приставы. Вот это еще интереснее. Если просроченная задолженность составляла всего 52 дня, то у приставов не могло быть исполнительного листа. В таком случае возникает сразу два вопроса: на основании чего телефон Алексина был включен приставами в базу должников? И почему данные человека, который проживает в Москве, были переданы приставам Краснодарского края? Тут есть в чем разбираться.
А ведь если посмотреть на это дело здраво, то оно не стоит выеденного яйца. Чего проще: услышать человека и захотеть разобраться в ситуации? Как это сделали мы. Кстати, больше Алексиным по поводу долга не звонят. Но что-то подсказывает — эта история еще далеко не закончена.
Иван ПРЫТЫКА,НАШ КОРР.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск№148, 09-09-2014

Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от