Кубанские Новости
Общество

Как воспитать правильных туристов

Он — один из восьми человек  в стране, кто удостоен звания «Выдающийся путешественник России».

Как воспитать правильных туристов


Он — один из восьми человек в стране, кто удостоен звания «Выдающийся путешественник России». Восхищение, с которым в 2013 году его кругосветную экспедицию «Огненный пояс Земли» встречали в аэропорту Краснодара, наверное, напоминало восторженные чувства людей после возвращения из космоса Юрия Гагарина. Если бы на Кубани составили свой рейтинг популярности выдающихся людей, сто пудов, Константин Мержоев оказался бы на самой верхушке списка. Сегодня известный российский пилигрим — гость нашей редакции.


— Константин Сергеевич, вы лет пять-шесть проработали в департаменте курортов и туризма Краснодарского края, теперь министерстве, с перерывами на путешествия по миру, и в своих интервью после экспедиции к вулканам говорили, что хотели бы кубанский туризм, пусть отчасти, приблизить к уровню туризма в Новой Зеландии, по вашим словам, рае на Земле. Что из того, о чем мечтали, удалось хотя бы в какой-то мере выполнить? И почему два месяца назад вы сделали такой резкий поворот и ушли в директора краевого Центра детского и юношеского туризма?
— Вам нужны честные ответы?
— Только честные.
— По двум причинам. На многие вещи мы не сошлись во взглядах с руководством министерства. Хотелось работать на результат, а этого не получилось. А во-вторых, я всегда как консультант занимался детьми.
По своей природе дети — уже готовые путешественники, у них есть главное качество — любопытство, они все хотят узнать, потрогать, увидеть. Но детским туризмом нужно заниматься правильно — чтобы было увлекательно, безопасно, патриотично и полезно для здоровья. А для этого необходимо поменять психологию людей. Ведь выросло новое поколение туристов, которые не признают элементарных правил безопасности, постоянно слышно, что кто-то где-то пропадает, гибнет. Часто оказывается, что совершенно неподготовленные люди решили покорить вершину. И замашки, и амбиции — очень серьезные. Сходил на Эльбрус с гидом-проводником, вроде получилось. Человеку кажется, что ему теперь по зубам и Эверест. Без шуток. Так погиб один бизнесмен из Васюринской, хотя его предупреждали, что не все так легко и просто. Перед поездкой на Эверест он между делом решил подняться на Казбек потренироваться, да там и лег. Горы не прощают легкомыслия.
— Получается, что нужно вырастить поколение с правильным мышлением?
— Именно так. А чтобы к походам появился устойчивый интерес, детей должны водить интересные люди, знающие историю, географию, этнологию, биологию. Сейчас я езжу по районам, провожу совещания, поштучно отбираю среди инструкторов тех людей, которые будут работать в школах. Сначала они пройдут
обучение, думаю, эта работа займет 2 — 3 года.
Мы меняем структуру Центра, устав, концепцию — в общем, идет полная модернизация. Обязательно начнем развивать семейный туризм, а кроме того, туристическое направление для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этим будут заниматься серьезные профессионалы, имеющие даже мировое признание: пятикратный чемпион СССР краснодарец Петр Карьянов, который уже 30 лет проводит интерралли на реке Белой, Александр Рябухин — один из самых сильных наших пешеходников, а кроме этого, еще профессиональный фотограф и экскурсовод-краевед. И они — стопроцентные энтузиасты.
Наша главная задача — настроить, запустить и контролировать весь этот огромный механизм, чтобы он работал правильно и продуктивно. Надеюсь, что за три года наш паровоз поедет в нужном направлении.
— Несколько дней назад создан Координационный Совет по детскому туризму при правительстве страны. Будет ли от него реальная польза?
— Многие из тех, кто имеет веское слово в российском туризме, приложили к его созданию руку. Ведь у нас действовали такие СанПины, от которых туристическое направление практически умирало. Почему детей перестали вывозить в другие города? Да потому что Роспотребнадзор создал драконовские законы, по которым на группу ребят нужно было собрать до 50 различных бумажек. Или вот такие абсурдные вещи — бьет горный родник с минеральной водой, но пить из него нельзя, потому что он не сертифицирован. Еще одно «предложение» — в каждом автобусе со школьниками должен сидеть врач. Да у нас врачей столько нет! В Координационный Совет вошли люди, которые реально занимаются детьми, так что польза от него будет. СанПины нам уже удалось поменять благодаря авторитету одного из наших коллег.
— Есть такая беда — нынешние дети больше прогулок любят компьютерные игры, да и родителям спокойнее, когда чадо где-то в уголочке тихо сидит.
— Могу сказать, что это заблуждение. Не дети поменялись, а взрослые. Если раньше мама провожала в школу сына, встречая учительницу, говорила: «Если будет баловаться, дайте ему по заднице», то сегодня родители говорят совсем по-другому: «не дай Бог, вы пальцем тронете моего сына». А все от того, что взрослые совсем не понимают психологию ребенка. У детей нет мотивов заниматься чем-то серьезным или сложным. Их нужно заставлять. Возьмите историю: великие люди рождались из-под палки. Баха били и заставляли играть, Паганини запирали в чулан, чтобы он там репетировал, а как жестоко многие тренеры относятся к своим юным спортсменам! Если от ребенка ничего не требовать, он никем и вырастет. Психологию нужно менять у взрослых. Они ленивые, а не дети. Я знаю, что если одного-другого ребенка по-настоящему туризмом увлечь, за ними по цепной реакции потянутся и остальные. В туризме можно заработать спортивный разряд так же, как и в других видах спорта. Мало того, туристические награды имеют вес в портфолио и при поступлении в вуз.
В этом году на федерацию спортивного туризма Кубани пришел циркуляр, подписанный министром обороны Шойгу, чтобы мы предоставили списки туристов для прохождения службы в спецподразделениях. Почему? Потому что это уже подготовленные кадры — туристы умеют ориентироваться на любой местности, лазать, бегать, выживать в самых сложных условиях. Осталось научить стрелять. Никакой вид спорта так не готовит. Турист объективно может оценить любую угрозу — наводнения, бури, знает, как себя вести, не поддаваясь панике, успокоить и спасти еще вокруг себя массу людей.
По всей России в туризме за год гибнет не более 200 человек. По сравнению с жертвами ДТП, наркомании, пьянства — маленькая цифра.
— Константин Сергеевич, а существует ли какой-то культурный кодекс путешественника?
— Конечно. В нем простые истины. Не разрушать то, что построено людьми для людей, в частности, лесные хижины, сторожки. Раньше никто из туристов ни за что не взял бы продукты питания из открытого дома, если, конечно, он не умирает с голоду, тогда это будет оправданно. Сейчас их разворовывают и даже поджигают. Я хорошо знал бабушку Аршалуйс из Поднавислы в Горячем Ключе, часто бывал у нее с дочкой и сыном в гостях. Последние годы она жаловалась, что туристы ее несколько раз обворовывали. А у нее и брать-то нечего было, она очень скромно жила. Какие еще заповеди? Помогать друг другу, спасать, если попал в беду. Сегодня этот кодекс чести практически на 100 процентов еще работает у российских профессионалов. Если я иду на восхождение на Эльбрус и вижу — человек погибает, а у меня последний день, и вот она — вершина, и портится погода, и может, я вообще в этом году уже не попаду сюда, то все равно буду его спасать — жизнь человека дороже. Но за рубежом такого нет. Многие из иностранцев не остановятся и не помогут, если заключен контракт на подъем. У них другой — рациональный подход.
— А мы сейчас не по тому же пути идем, когда смотрим на западный мир и хотим вывести наш туризм на более цивилизованный уровень?
— Это случится тогда, когда мы перестанем воспитывать наших детей. Почему все так у иностранцев? Потому что у них каждый сам за себя. Они все решают деньгами. Заплатил — получи нужные навыки, знания, услуги. Погибаешь? Ну что ж, тебе не повезло.
Мы все время путаем себя и европейцев. А мы — азиаты, и нечего этого стыдиться. И слава Богу. Вы поезжайте и поживите в Европе или Америке — это совсем не просто. У них абсолютно другое мышление. Далеко ходить за примером не надо. Взять наш институт семьи — ведь у нас до сих пор очень сильные родственные связи. У англосаксов этого нет. Они тоже хорошие люди, по-своему, но нам туда не надо.
— Так что, по вашему мнению, санкции нам на пользу? И эта экономическая и политическая изоляция, которой Запад и Америка сегодня грозят России, не так уж и страшны?
— Получается, что так. Почему нас обложили этими санкциями? Потому что мы вышли из-под контроля людей, которые уже управляли нами и потратили с 80-х годов триллионы долларов, чтобы развалить страну. Но тут они уперлись в Путина с его жесткой позицией и теперь пытаются любыми способами загнать нас снова в стойло. Но мы самодостаточное государство. И если сильно упереться, сможем жить и автономно. Вспомните, в советское время мы с кем дружили? С китайцами, индусами, пакистанцами, южноамериканцами. Европейцы никогда нам друзьями не были. Копните глубже историю. Азиаты всегда торговали, а англосаксы вели поработительную войну за золото и ресурсы, грабили народы. Мексика, страны Южной Америки — они серьезно ненавидят американцев. С американцами считаются в арабских странах, потому что экономически завязаны на долларе и нефти, но относятся точно так же. И если к кому-то там обращаешься на английском, сразу напрягаются, но при слове «Россия» расплываются в улыбке. Нам не стоит бояться ни Америку, ни Канаду — это они нас панически боятся. Они не настолько сплоченные, как мы. Нам санкции объявили, но старые политики на Западе говорили, что это бессмысленно. Нам же не привыкать жить хуже — будем есть черный хлеб. Если сравнить нас с животными, то мы больше похожи на диких кабанов, а американцы — на домашних свиней. Мы реально свободные люди, такова наша натура. Люди в Канаде, Америке живут в жестких рамках. Но их это устраивает. Почему? Потому что там все ясно. Это нельзя, а это можно. Каждый день похож на каждый день. Это и есть стабильность.
— Так, я понимаю, у российского внутреннего туризма из-за санкций тоже большой праздник на Новый год ожидается?
— Несомненно. Доллар вырос, евро вырос. Правда, заграница нас уже приучила к комфорту. Но все равно не нужно ехать в Европу, чтобы покататься на лыжах. Это можно сделать сейчас с таким же качеством в Москве. А можно отправиться на Урал или в Казань — там прекрасный климат. Много отличных мест для отдыха в Центральной России. К сожалению, в понимании значительного количества россиян отдых на родине пока не престижен, но думаю, и это начнет меняться.
С комфортом можно отдохнуть и у нас на Кубани, к примеру, в Адлере — благодаря Олимпиаде там появилось огромное количество мест для комфортного туризма. В Гуамке, что в Апшеронском районе, есть несколько отелей, правда, здесь, к сожалению, инфраструктура медленнее развивается.
Из-за всплеска внутреннего туризма будет расти спрос и на инструкторов. И чем выше уровень, тем выше заработная плата. Хороший профессионал может получать от 1,5 — 2 тысяч рублей и выше в день. А суперпрофи могут зарабатывать очень большие деньги — десятки тысяч долларов, если, к примеру, ведут на Эверест, Макалу или к папуасам в гости для остроты ощущений. Но богатые люди вместе с остротой ощущений хотят гарантий жизни: чтобы сидеть в пасти у крокодила, фотографироваться в обнимку с людоедом, но при этом остаться абсолютно невредимым. Сложная задача, я бы сказал, лишь на 50 процентов выполнимая.
На современном этапе появились извращенные формы туризма: люди платят деньги, чтобы куда-то ехать и убивать людей. Или стрелять по городам из орудий. Это существа, у которых вместо души пустота.
— А куда вы собираетесь отправиться в следующую экспедицию? Раньше говорили об Африке.
— Это последний континент, на котором я не был, и мне хотелось бы его пересечь. Но для того чтобы организовать поход, нужна красивая идея, ведь тогда будет о чем рассказать и что показать. Я придумал такую экспедицию из разряда кругосветных, пока не скажу, какая и где. Одно точно: такого в мире никто еще не делал, как и последнее путешествие «Огненный пояс Земли». Она очень опасная и будет интересной для журналистов. В новую экспедицию нужно уходить не позже чем через три года, иначе теряется адаптация долгих путешествий, психологически сложно настроиться.
— А возраст, прошу прощения, является отягощающим фактором? Ведь объективно сил становится меньше, хочется больше посидеть, полежать.
— Конечно (смеется)! Но если серьезно, то все зависит от тренированности организма.
— Команду будет так же тяжело собирать, как в последнюю экспедицию?
— Я думаю, еще тяжелее. Потому что еще опаснее.
— А те, кто ходил с вами к вулканам, не составят снова компанию?
— Как показывает практика длительных путешествий, в такие приключения люди готовы отправиться один раз. На многократные испытания способны только такие мазохисты, как я, ну и еще, может быть, парочка ненормальных в стране.

Елена ИВАНОВА,НАШ КОРР.
Фото Юрия Ходзицкого.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск№195, 28-11-2014.