Кубанские Новости
Общество

Маска для Гоголя

Лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души» Краснодарского музыкального театра поборется за национальную премию «Золота

Маска для Гоголя


Лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души» Краснодарского музыкального театра поборется за национальную премию «Золотая маска».


В Москве объявили номинантов, а 18 апреля со сцены Музыкального театра им. К.Станиславского и В. Немировича-Данченко будут названы победители. Наш спектакль на самом престижном театральном конкурсе страны представлен сразу в трех номинациях. Претендуют на победу, прежде всего, сама лайт-опера — как лучшая оперетта-мюзикл; солист Владислав Емелин, исполнивший партию Чичикова, а также художник спектакля Максим Обрезков. Премьера постановки состоялась весной.
Спектакли наших театров «Маска» наградами не балует.
— Последний раз премию вручили аж 13 лет назад также Музыкальному театру за постановку «И вновь цветет акация», — рассказал «КН» режиссер театра Александр Мацко.
На этот раз вместе с нашей лайт-оперой претендуют на звание «Лучшая оперетта-мюзикл» еще три постановки — «8 женщин» пермского «Театра-театра», «Машина» московского «Гоголь-центра» и «Чаплин» санкт-петербургского театра музыкальной комедии. Конкуренты сильные. У театра из Перми — 90-летняя история, в нем начинали свою карьеру Марк Захаров и Георгий Бурков. Несколько лет назад его возглавил Борис Мильграм и за режиссерскую работу получил «Золотую маску». «Гоголь-центр» — молодое театральное пространство, его спектакли «Маску» пока не брали, но в этом году сразу две постановки этого современного «храма искусств» претендуют на нее. Ну и, наконец, санкт-петербургский театр. «Золотая маска» состоялась и в его карьере — пару лет назад ее вручили режиссеру за спектакль «Бал вампиров». Кстати, среди наших конкурентов в номинации «Оперетта-мюзикл. Мужская роль» также есть солист этого театра. От нас претендует заслуженный артист Кубани тенор Владислав Емелин. Консерваторию он окончил в Казани, и уже десять лет работает в Краснодарском музыкальном театре. Исполнял партии Ленского («Евгений Онегин»), Неморино («Любовный напиток»), Ремендадо («Кармен») и десятки других.
Лайт-опера появилась благодаря идеи композитора из Екатеринбурга, бывшего лидера рок-группы «Урфин Джюс» Александра Пантыкина сделать что-то принципиально новое.
— Это некий итог моих творческих исканий, — говорит он. — Все может стать его частью: опера, мюзикл, музыкальная комедия, драма, балет, джазовая импровизация и даже рок-музыка. Театру, чтобы конкурировать с кино и интернетом, необходимо изобретать новые формы. Главное, что в «лайте» нет ничего застывшего, это «съедобный» жанр, он для всех. Например, в этой постановке звучание симфонического оркестра дополняет бас-гитара, применяется эффект незаконченного кадра, позаимствованный из телепрограмм, а бричку мы заставили парить в воздухе. Такая опера точно не даст заскучать. Несмотря на внешнюю легкость, по исполнению это сложнейшая опера. В подобном направлении «лайт-оперы» работают сейчас, например, Сергей Дрезнин, чьи мюзиклы ставят в США и Австрии, Юрий Потеенко, написавший саунд-треки к фильму «Белая гвардия».
Кстати, его предыдущая постановка «Душ» в Екатеринбургском театре, но в жанре мюзикла, завоевала несколько «Золотых масок».
Как только Александр Пантыкин предложил постановку в Краснодарском театре, режиссер Александр Мацко принялся за работу — собрал команду, придумал сценографию.
— У нас было два года для подготовки спектакля, поэтому все этапы мы основательно проработали,
это не скороспел, — говорит он.
Кстати, пригласили художника Максима Обрезкова из Московского театра им. Е. Вахтангова. Для него это был первый опыт сотрудничества с нашей труппой. Теперь и он номинант на звание лучшего художника музыкального театра. Это он придумал видеоинсталляции, движущиеся по кругу конструкции и все световые решения.
— Мне хотелось «привлечь» фактуру дерева, — говорит Максим. — На доске можно написать и плохое, и хорошее. Неструганная доска может выглядеть бедно, а выделанная древесина ценных пород — наоборот, очень богато. Этот двойной смысл я и попытался обыграть.
То, что нашему Музыкальному театру удалось поставить сложнейшее музыкальное произведение, сделать его масштабное оформление, привлечь известных композитора и художника из Москвы и Екатеринбурга и впервые за более чем десять лет выйти в число лучших театров страны, — это безусловно событие в культурной жизни нашего края. Постановку с восторгом приняли осторожные на похвалу кубанские критики, ну а у публики она с самого начала пользовалась интересом — на премьере зрители аплодировали стоя, а билеты до сих пор раскупаются за месяц до представления.
Полина ФАЛИНА,НАШ КОРР.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск№199, 05-12-2014