Кубанские Новости
Общество

На сажень быстрее времени

В понедельник отмечается День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей. Когда в кругу кубанских

На сажень быстрее времени

В понедельник отмечается День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей. Когда в кругу кубанских журналистов заходит речь о тех, кого уже с нами нет, одним из первых вспоминают Александра Берлизова. Казака, журналиста, писателя, погибшего 31 марта 1992 года на кошницком плацдарме Приднестровской Молдавской республики.

У людей, знавших Александра при жизни, он вызывал две реакции: одним сразу не нравился, других моментально очаровывал. Резкий в суждениях, непреклонный, когда дело касалось его жизненных принципов, не умеющий идти на компромиссы со своей совестью, он никого не оставлял равнодушным.
Безусловно, в первую очередь Александр Берлизов был казаком. Гордился своими корнями, изучал историю Кубани, одним из первых стал возрождать казачье движение у нас в крае.
Он успевал сделать столько, что оставалось только удивляться неиссякаемой энергии. Работал журналистом в газете «Комсомолец Кубани». Коллеги вспоминают, что Александр трудился на всех направлениях, но лучше всего ему удавались очерки — один из самых трудных журналистских жанров. Параллельно Берлизов печатался в альманахе «Кубань», газете «Освобождение» и других краевых СМИ, написал книгу «На сажень быстрее ветра», посвященную одному из главных увлечений Александра — лошадям. Занимался научной работой.
Он был максималистом. Во всем стремился дойти до сути и не отступал от своих убеждений ни на йоту. Один из случаев, который очень ясно характеризует личность Берлизова, связан с неудавшейся защитой кандидатской диссертации. Темой для научной работы Александр выбрал «Кубанское казачество в период с 1920-го по 1927 год». Учитывая, что дело происходило во времена советской власти, которая казаков, мягко говоря, не жаловала, тема была весьма спорной. Берлизов окунулся в изучение вопроса с головой. Сутками просиживал в архивах, библиотеках, собирал воспоминания стариков. В результате на свет появился научный труд, в основе которого лежали исторические факты, а не пропагандистские сочинения. Защищаться Александр Берлизов поехал в Ростов-на-Дону. Члены диссертационного совета ознакомились с его работой и вынесли вердикт: «Защита обеспечена, если уберете три страницы, где рассказываете о роли Свердлова в искоренении казачества». Александр отказался и не стал кандидатом наук. Люди, которые его знали, ничуть не удивились такому решению. Если бы он отступил, то это был бы уже не Берлизов.
Когда вспыхнул военный конфликт в Приднестровье, Александр сразу решил ехать на помощь братьям-казакам. У него не возникало сомнений, он просто знал, что иначе поступить не может. 26 марта 1992 года Александр Берлизов прибыл в Дубоссары, чтобы взять в руки оружие и отстаивать интересы казаков. А спустя несколько дней, 31 марта, вражеская пуля смертельно ранила Александра.
С вечера кубанцы выдвинулись к заданной высоте и заняли ее. Окопались и стали ждать утра. Александр снял каску, и по ней цокнула пуля. «Все, до утра точно не убьют», — пошутил Берлизов. А утром к позиции подъехал мино-укладчик. Казаки пристроились за ним. Закурили. Даже некурящий Александр пару затяжек сделал. Неожиданно из-за холма выскочил вражеский БТР и обстрелял из крупнокалиберного пулемета казаков. Одна из пуль прошила миноукладчик и попала Берлизову в спину. «Вот и все», — сказал Александр, падая.
Хоронили Александра Берлизова всем городом. За 39 лет жизни он успел сделать столько, что иным не удастся и за век. Про таких говорят: «Прожил, как песню спел». Пусть и трудная это была песня, и грустная, но ее Александр Берлизов пропел на одном дыхании. Ни разу не сфальшивив.
Иван ПРЫТЫКА, НАШ КОРР.
Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", № 204, 13-12-2014.