Кубанские Новости
Общество

Что нам рассказала Железная Белла?

«Кубанские новости» вызвали дух самой загадочной женщины Кубани — Берты Бородкиной, расстрелянной в 80-е годы прошлого века, чтобы узнать правду о её судьбе.

«Кубанские новости» вызвали дух самой загадочной женщины Кубани — Берты Бородкиной, расстрелянной в 80-е годы прошлого века.

Одни знали ее как сурового руководителя и жесткого человека, другие говорили, что она была радушной хозяйкой и добрым человеком, готовым отдать последнее незнакомцу. Но все слышали о ней как о женщине, которую расстреляли. Одну из трех в СССР. Ее звали Берта Бородкина (в девичестве — Кароль). Или Железная Белла. Кто же она на самом деле? Жертва режима или криминальный авторитет, ворочавший миллионами советских денег?

Проклятие в действии

Машина заглохла и стала как вкопанная как раз возле знака, на котором слово «Геленджик» перечеркивает толстая красная полоса.

— Это нас Белла не пускает, — со вздохом решили мы, глядя на город, оставшийся внизу.

В Геленджике мы встретились с сестрой Берты и теперь ехали в район Михайловского перевала, где стоит заброшенный деревянный гостевой дом Беллы. Его она построила в 70-х годах. По слухам, у нее было несколько подобных дач. После смерти хозяйки в этом доме кто-то открыл гостиницу, но дело не выгорело, поэтому его бросили. Сейчас он стоит заросший, обветшалый и облезлый.

— Там наверняка витает неупокоенный дух Железной Беллы, — предполагает медиум Игорь Папанов, который согласился отправиться с нами в это путешествие. — Мы его вызовем и поговорим с ним. Спросим, где она спрятала свой клад.

Папанов на всякий случай взял с собой металлоискатель, вдруг Бородкина припрятала свое добро в доме или на участке. Хотя в это с трудом верится. Даже если так, то клад давно нашли, потому что силовики после ареста Беллы искали тщательно и везде, где только можно искать. Даже в доме у сестры Бородкиной.

Легенды и мифы

Геленджике ее многие помнят. Из уст в уста передаются душещипательные истории о жизни и смерти, которые подогреваются новыми подробностями.

— На самом деле она тайно состояла в браке с тогдашним мэром города Николаем Погодиным, — судачит прохожий. — После того как арестовали Берту, он куда-то бесследно исчез.

— Он взял все ее драгоценности и сбежал, — утверждает другой. — При ней ведь только немного денег было, а драгоценности нигде так и не всплыли.

Несколько слов о личности Железной Беллы. До 1941 года Берта Кароль жила в Одессе. Мать свою она не знала. Война забрала отца и мачеху. Сестра прошла всю войну до самого Берлина. Берта к моменту окончания боевых действий вышла замуж за офицера и уехала в Краснодар. Потом перебралась в Геленджик, где начала работать в столовой. Вслед за ней приехала и ее сестра. Так они и зажили на курорте. Бородкина дослужилась до директора столовой, а потом и до руководителя треста ресторанов и столовых. Геленджик всегда любили московские чиновники различного калибра. Они приезжали отдыхать, поэтому ни в чем не хотели себе отказывать. Столы ломились от деликатесов. А кто за это отвечал? Железная Белла. Деньги текли рекой. Ручеек утекал ей в карман.

Сестра

— Брехня! Все это брехня! — срывается на крик Елена Гребенюк, сестра Берты Кароль.

90-летняя Елена Ивановна согласилась с нами встретиться, чтобы рассказать, какой Берта была на самом деле.

— Только не пишите всех этих глупостей, — умоляет она меня. — Берта была замечательным человеком. Доброй и радушной. Она все делала для Геленджика и своих сотрудников. Делилась с ними последним куском хлеба.

— А правда, что у нее было несколько домов, куча денег и драгоценностей?

— Ой! — восклицает Гребенюк. — Что ты такое говоришь? Все это неправда. Она жила в небольшом домике, очень скромно. Условия у нее были еще хуже, чем у меня сейчас. Она не была врагом народа. Ничего такого, за что расстреливают, не сделала. В те времена никто не хвалился, как сейчас, не выпячивал свой достаток. Да, у нее были деньги, но многие ее сотрудники одевались лучше нее.

— А вы проведывали ее в тюрьме?

— Я была у нее один раз в Краснодаре, — вспоминает Елена Ивановна. — Берту привел следователь, полный рот золотых зубов, посадил ее в клетку, замотанную цепями, будто она зверь какой. Она страшная стала, худая, зубы выбиты, лицо все синее. «Почему ты здесь?» — спросила она меня. «Пришла тебя проведать», — ответила я. «Надо мной издеваются, Лена, — вдруг заплакала Берта. — Они меня бьют, издеваются». «Замолчи! — заорал следователь. — Замолчи, я сказал!» Дальше я ничего не помню. Упала в обморок.

О расстреле Берты Елена Гребенюк узнала из газет. Где приговор привели в исполнение, она не помнит.

— В Москве… — неуверенно говорит Гребенюк. — Нет, где-то под Ростовом-на-Дону вроде. Не помню. И года не помню. 82-й или 84-й.

— За что ее расстреляли?

— Кому-то, значит, так было нужно, — заплакала Елена Ивановна.

Расстрел по документам

Брали Железную Беллу целой армией. Это была настоящая спецоперация. Вместе с ней посадили около 70 подельников. По официальной версии, ее расстреляли в августе 1983 года. Но нам удалось найти человека, который рассказал, что эта версия далека от истины. На самом деле приговор привели в исполнение на излете 1984 года.

— Камера, в которой я тогда сидел, находилась недалеко от камеры Железной Беллы, — на условиях анонимности рассказывает свидетель тех дней. — Берта ночи напролет орала на всю тюрьму: «Мамочка моя!», «Суки, суки, суки!» По документам ее расстреляли еще в 1983 году, но на деле расправу придержали. Ждали, что она расколется и сдаст неугодную верхушку. Перестала кричать перед самым новым годом.

…В Краснодар пришлось возвращаться на автобусе. В ее дом мы так и не попали в тот день. Она решила, что мы и так круто влезли в ее жизнь.

Разговор с духом

Мы все-таки решили довести дело до конца. От мысли поехать к ней домой мы отказались. Это слишком опасно. Никто не знает, на что еще способен дух. Белла уже показала, сломав машину и спутав все наши карты, что чрезмерного вмешательства в свою жизнь она не потерпит. Поэтому вызвать ее дух решили в Краснодаре, в старом особняке на улице Мира. Там опытные медиумы смогут все держать под контролем.

Свечи, круглый стол, время приближается к полуночи. За столом сидят три темные фигуры, перед ними развернут большой белый лист бумаги, исчерченный двумя кругами из цифр и букв. В середине друг напротив друга два слова: «да» и «нет». На листе дном вверх лежит блюдце. Рядом пирамида из шунгита — черного камня, помощника медиумов, какая-то специальная книга в кожаном переплете, которую один из медиумов — Володамир Карский — то и дело берет и читает.

— Надо настроиться, — нарушает тишину темная фигура — медиум Игорь Папанов. Карский начинает потирать руки, глубоко дышать, запрокидывать голову и разминать шею. — И подогреть блюдце, — поясняет мне свои действия Папанов. — Потом мы должны все дотронуться до него, не опираясь локтями на стол, и сосредоточиться на духе. Когда он появится, можно будет задать ему свои вопросы.

Мы касаемся пальцами горячего дна блюда, а Папанов затягивает свою мантру:

— С восхода на закат, с восхода на закат, мы вызываем святой дух Берты Кароль!

— Берта, ты здесь? — через какое-то время спрашивает пустоту Папанов. — Если да, ответь нам.

Блюдце вдруг с легкостью сколь-зит к слову «да».

— Отлично, — тихо отозвался Папанов. — Берта, мы вызвали тебя, чтобы поговорить с тобой, хотим написать о тебе статью. Сколько тебе было лет, когда тебя расстреляли?

Блюдце медленно скользит к цифре 5, а потом к 9.

— 59, — повторяет Папанов.

Бородкина родилась в 1927 году. По документам ее расстреляли в 1983 году. На тот момент ей было 56 лет. По словам нашего информатора, приговор привели в исполнение на год позже. То есть ей было 57 лет.

— Берта, а когда тебя расстреляли? — не успев произвести все подсчеты, спрашиваю я: — В 1983 году?

Блюдце скользит к слову «нет».

— В 1984 году? — «Нет», — показывает блюдце. — В 1986 году? — «Да». — Странно, хотя все сходится. Ей как раз исполнилось
59 лет в 1986 году.

— А скажи, Берта, тебя осудили за дело? — спрашивает Папанов.

— «Нет», — отвечает блюдце.

— Это был заказ, — рассуждает Папанов. — Ее убрали, чтобы она не сдала верхушку. Берта, упокоилась ли твоя душа?

— «Нет», — отвечает блюдце.

— А хочешь, чтобы за тебя помолились в церкви и поставили свечу? — спрашивает Папанов.

— «Да», — отвечает блюдце.

Карский явно устал. Он потряс руками, размял шею.

— Тяжело, — проговорил он.

Из меня медиум никакой, а Папанов был занят беседой, поэтому за энергетическую подпитку отвечал только Карский.

— Берта, а у тебя были сокровища? — решил задать еще пару вопросов Папанов.

— «Да», — заскользило блюдце.

— Ты их спрятала в Геленджике?

— «Нет».

— В том доме на Михайловском перевале?

— «Нет».

— Все, не могу больше, — снова начал разминать затекшие руки Карский.

— Спасибо, Берта, — попрощался Папанов и перевернул блюдце.

— Я не стал спрашивать про то, где именно она спрятала свой клад, — обратился он ко мне. — Это неэтично. Да и мало ли что.

Берта отправилась восвояси, а мы остались, чтобы провести очистительный ритуал. Сидели и смотрели на огни свечей, а в голове вертелся вопрос: «Где же все-таки Белла спрятала свой клад?»

Дорогие читатели, мы ждем историй про Железную Беллу от вас. Может быть, вы были с ней знакомы или знаете что-то интересное? Пишите нам!

Фоторепортаж со спиритического сеанса смотрите здесь.

Иван ДЕМИДЧЕНКО.

demidchenko@kubnews.ru

Сейчас читают

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies