Кубанские Новости
Общество

Карен Шахназаров: «Я могу обойтись без кино!»

Карен Шахназаров представил военную драму «Дорога на Берлин» в Краснодаре.

В Краснодаре Карен Шахназаров представил военную драму «Дорога на Берлин» — картину молодого режиссера Сергея Попова по повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и дневникам Константина Симонова. Фильм — не очередной «аттракцион» вроде «Сталинграда» Федора Бондарчука. Он снят в добрых традициях советского кино, в главных ролях — юные, «незамыленные» лица. В центре сюжета — два бойца Великой Отечественной войны. Один конвоирует другого на расстрел. Это история о подвиге, добре и дружбе.

— Правда ли, что в ленту вошли эпизоды, основанные на воспоминаниях вашего отца-фронтовика?

— Да, там есть такой момент, когда герои приходят в село и видят обнаженную, перепачканную в крови мертвую девушку у дома. Кто она, что с ней случилось — не ясно. Один из солдат сбрасывает шинель и укрывает ее. Отец видел подобный эпизод уже в конце вой-
ны. Он вообще мне рассказывал такое, что я ни в одной книге или дневниках не встречал. Например, что в их роте офицеры устраивали между собой дуэли. Если сниму еще фильм о войне, включу и эти колоритные моменты.

— У вас уже три военных кинофильма — «Звезда», «Белый тигр» и теперь «Дорога на Берлин». Вам нравится военная тема?

— Я об этом не задумывался. Берусь за картину по другому принципу. Мне важна интересная история, сюжет. С другой стороны, понимаю, что фильмы о войне необходимы. Помню, я ребенком попал с папой в Варшаву. К нам подошел поляк подшофе с бутылкой коньяка. Обратился к папе: «Давай, мол, выпьем за вашу Победу, спасибо за мужество, если бы не вы, нас бы уже не было». А вот сейчас этого нет — отношение в мире к роли Советского Союза в этой войне совсем другое. Пожалуй, отчасти фильм «Звезда» я сделал еще и потому, что с 1991 года не снималось ни одной киноленты о войне. И вот в 2000-м я решил наверстать упущенное.

— В фильмах «Звезда» и «Дорога на Берлин» вы выступаете как продюсер. Не хотите снять что-то сами?

— Для меня продюсирование — это не просто, когда к тебе пришел режиссер — дай, мол, денег. Мне не интересно давать деньги на чужие идеи. Люблю сам выбирать истории, придумывать идеи. И под них уже ищу сценариста и режиссера, участвую в создании картины. В качестве продюсера я могу вести сразу несколько проектов. Вот сейчас, к примеру, на выходе у нас еще один фильм.

— Почему в главных ролях «Дороги на Берлин» нет звездных лиц?

— Войну выиграли молодые. И мы изначально искали таких актеров — лет 17 — 20-ти. Такой артист априори не может быть известным. Вышло так, что один из главных героев, парнишка-казах, вообще не актер — он электрик. И, на мой взгляд, у него получился очень яркий образ. Думаю, что, когда на экране неизвестные актеры, — это придает фильму достоверности.

— Не приходилось вам «бить по рукам» актеров и говорить: «Так не могло быть»?

— Да я и на площадке мало бывал — с артистами работал режиссер. Авторы советские, и если придерживаться их драматургии, то все выходило, как надо. Споры у нас начинались, как только он отходил от сценария. Но в итоге получилось кино в советских традициях. Хотя оно более жесткое. В советское время из него вырезали бы несколько сцен.

— Карен Георгиевич, а вы сами ходите в кинотеатр?

— Нет, давно не был.

— Какие фильмы о войне любите?

— Разные. Американские, к примеру, «Апокалипсис» Фрэнсиса Копполы, «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика. Это масштабные военные драмы о вьетнамской «мясорубке». У американцев вообще достаточно мощное военное кино, которое оказало на меня большое влияние. Из советских выделил бы «Освобождение», «Они сражались за Родину». Очень хорош английский фильм «Мост через реку Квай». Он 57-го года, но я помню его до сих пор.

— Вы так хорошо отзываетесь об американском кино…

— Не могу не признать, что их киноиндустрия гораздо мощнее нашей. И всегда была таковой. Возьмем фильмы 30-х годов. Тогда и у нас были хорошие картины, но у американцев их в десятки раз больше. Хотя в последнее время мне их кино меньше нравится. Америка превращается в некую сверхимперию, а это неминуемо влечет и упадок культуры.

— На днях вышла уже третья экранизация повести «А зори здесь тихие…». Как относитесь к ремейкам и многочисленным экранизациям?

— У нас часто путают эти понятия. Ремейк и экранизация — разные вещи. Ремейк — новая версия фильма, например, «Ирония судьбы — 2». А экранизация делается по литературному произведению. Вот «Иван Васильевич меняет профессию» — экранизация булгаковского рассказа.

Я не берусь комментировать чужие работы, потому что большинство из них снимается на «Мосфильме». Насколько они удачны, пусть зритель решает.

— Слышала, что на «Мосфильме» есть большая коллекция военной техники. Экспонаты настоящие?

— Конечно. Скажу больше: наши танки участвовали в боевых действиях 1944 — 1945 годов. Без них было бы нереально снимать фильмы о войне. Первые экспонаты появились еще в советское время. У нас есть 7 тысяч единиц стрелкового оружия, 200 единиц бронетехники, артиллерии. Коллекция сохранилась благодаря людям, фанатично преданным своему делу. Был у нас на «Мосфильме» начальник технической базы Константин Михайлович. Кто-то ему сказал, что из Венгрии около 40 танков пришло, а девать некуда. Он говорит: «Я возьму». И теперь у нас почти танковый полк, причем на ходу. Сохранять технику — большая работа. Каждый год для парада Победы на Красной площади отдаем технику, «Катюши» наши участвуют в нем всегда. В этом году на парад вышли 13 наших ретроавтомобилей. Да и другие российские города заказывают.

— Как живется «Мосфильму» в нынешний кризис?

— «Мосфильм», в отличие от всех других кинопредприятий, не получает бюджетных средств уже давно. Мы привыкли работать на рынке — сами зарабатываем, модернизируем студию за счет этого, и кризиса пока не ощущаем. Когда ты так живешь, то голова работает немного по-другому.

— А есть ли кризис в отечественном кино?

— Он в том, что в России снимается сейчас мало картин — 70 — 80 в год. Советский Союз делал 250 фильмов. Притом что, например, в малюсенькой Франции производят 400 фильмов. В Швеции на 9 миллионов населения приходится 50 кинолент в год. Слабая у нас киноиндустрия. 70 фильмов — это ничто. Это значит, что из них только 15 — 20 выйдут в прокат.

— В чем причина? Специалистов недостает? Денег мало?

— И то и другое. Но, по-моему, вся организация киноиндустрии неправильная.

— Каких фильмов вам не хватает?

— Трудный вопрос! Я вообще думаю, что могу без кино обойтись. А вот без литературы погибну. Это для меня действительно важно. Недавно прочитал книгу (не помню автора), но в ней рассказывается о личной жизни поэтов Серебряного века — Блока, Брюсова, Ахматовой. Увидел многие судьбы другими глазами.

— Помимо чтения, как еще проводите досуг?

— Люблю погонять на автомобиле, плаванием занимаюсь и детей к нему приучил, в футбол с ними играем.

— Как вам вообще удается совмещать творческую и управленческую деятельность?

— И сам не знаю. Много работаю, для меня это естественное состояние. С другой стороны, не могу сказать, что у меня нет и других удовольствий в жизни. Все получается. Пока.

Презентация фильма прошла в "Киноцентре на "Красной Площади" сети кинотеатров "Монитор".

Полина ФАЛИНА.

Сейчас читают

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies