Кубанские Новости
Общество

Школа, где не окончена война. Здесь патриотизм – не лозунг, а образ жизни

Станица Куринская Апшеронского района растянулась на одну длинную улицу вдоль трассы. В станице есть удивительный школ

Станица Куринская Апшеронского района (кстати, малая родина министра спорта и президента Российского футбольного союза Виталия Мутко) растянулась на одну длинную улицу вдоль трассы. Есть люди, которые помнят его простым деревенским парнем. Есть те, кто вдоль трассы торгует грибами-помидорами и кому на РФС плевать. Но мы приехали вообще по другому поводу…

В станице есть удивительный школьный клуб следопытов с музеем. Об этом нам по телефону рассказал Владимир Николаевич Попов, который 15 лет проработал в станичной средней школе № 25, преподавая детям историю, географию и кубановедение.

– Знаете, какая творилась в 90-ых вакханалия в стране, но здесь продолжали работать, уделяя большое внимание военно-патриотическому воспитанию молодежи, благодаря чему сохранили и музей, и многочисленные памятники павшим воинам. Это на самом деле важно. Приезжайте, посмотрите.

Музей 25-й школы

И вот мы в станице Куринской, получившей свое название от небольшой реки Кура (не путать с грузинской!), впадающей в Пшиш. Нас встретила завуч школы по воспитательной работе Елена Георгиевская (в прошлом директор), благодаря которой удалось сохранить смысл фразы «Никто не забыт, ничто не забыто». Ведь однажды приехала в школу перестроечная комиссия, поглядела на музей в рекреации на первом этаже и сказала: «Чему научит ржавое железо?» И приказала выкинуть. Часть музейных экспонатов забрал Краснодар, часть отдали в Апшеронск и в Туапсе. Музей занял комнату на втором этаже.

Его основал ветеран войны Алексей Косьянович Серик, ровно 50 лет назад, он же долгие годы руководил следопытами. Смотрю по сторонам. Солдатские каски и письма, гильзы и снаряды, противотанковое ружье и пулемет, гранаты и подсумки, фотографии и документы, отчеты ребят, папки с перепиской, фотоархив. Школьники провели за последние годы большую работу: составили анкеты приезжавших в гости родственников погибших, анкеты ветеранов войны. Собрали много воспоминаний очевидцев грозных событий и их родных. Местные парни и девчата о войне могут рассказать своим сверстникам немало. Они, такие как активисты-следопыты Эльмира Насирова и Федор Ситников, участники многих походов, проводят для ровесников экскурсии по своему музею. К слову, по случаю 70-летия Победы коммунисты вручили ребятам на торжественной линейке копию того самого Знамени Победы.

Георгиевская

Елена Георгиевская благодаря активной поисковой работе нашла точное место гибели местного героя, старшего сержанта Николая Новицкого, который повторил подвиг Александра Матросова: накрыл собой вражеский пулемет. И сейчас ведет переписку с его родственниками, которые живут в Белоруссии.

– Здесь у нас шли страшные бои, – говорит она. – Точно известно, что за 24 дня в октябре 1942 года из 2400 красноармейцев в живых остались только 140 человек! Немцы рвались на Туапсе, потом этот кошмар назвали кавказским Сталинградом. Осенью 1942-го здесь полностью погиб 1103-й полк 236-й стрелковой дивизии. 3 – 4 октября полк вел бои у хутора Куринского и был окружен. Вы видели памятник у Дома культуры? Это братская могила, за которой ухаживают наши ребята. 22 июня 2015-го мы выходили в Долину Памяти, установили там военные знаки – ребята сами же их и заказали. Наши следопыты часто уходят в горы с мешком цемента, и где-нибудь в лесу, на высоте, восстанавливают старый памятник безымянным воинам. Им и преподаватели нередко помогают. Например, Александр Алексеевич Лукьянов, учитель истории и информатики…

Георгиевская рассказывает, как много погибло морских пехотинцев из 145-го полка на горе Точильная – «там их столько полегло, что сама гора была, словно в тельняшке». Пятерых морпехов опознали и захоронили в братской могиле, имена еще троих установили позже. Например, моряка Григория Тимофеевича Сотникова – сюда потом приезжала его внучка, Елена Сотникова, приславшая благодарственное письмо.

– Недавно мы ходили на гору Матроску, где есть памятник павшим воинам, установили там по случаю 70-летия Победы два знака, – рассказывает завуч. – Есть памятный знак и в хуторе Заречный, туда недавно приезжали две внучки погибшего рядового 80-го гвардейского стрелкового полка Клепикова. А всего на территории Куринского сельского поселения таких знаков установлено 11…

Елена Павловна вспоминает, что в 1981 – 1982 годах в станице проводили массовое перезахоронение советских солдат, около 300 человек обрели покой в братской могиле. В те годы это была громкая патриотическая акция; ей тогда посвятили целый номер местной газеты «Апшеронский рабочий», и ребята сохранили его в своем музее.

О Новицких

Николай Новицкий 10 октября 1942 года закрыл собой амбразуру немецкого дота в бою под станицей Куринской. Электромонтер могилевского железнодорожного депо, он сразу пошел на фронт. После ранения попал на Кавказ. Гвардии старший сержант Новицкий служил в 82-м гвардейском полку 32-й гвардейской стрелковой дивизии. Погиб в районе высоты 501,1. Их спросили перед боем: «Кто готов умереть за Родину, пусть сделает шаг вперед». Шагнули все. Отделение Новицкого, уничтожив 4 пулемета, практически захватило высоту. Но оставался еще один пулемет. Кончились патроны, и Новицкий закрыл дот телом. Его именем названы школа и улица в станице. Останки Новицкого похоронены на братском мемориале, вместе с 1500 погибшими воинами Красной Армии. Многие из бойцов были найдены поисковиками 25-й школы. Кстати: свой подвиг Николай Новицкий совершил раньше, чем Александр Матросов. А вообще, так же, как они, поступили еще 400 солдат.

Отец Николая, протоиерей Михаил Новицкий, в 2000 году был причислен Белорусским экзархатом к лику святых как исповедник: в конце 30-х грабители избили его до смерти, требуя золота – он был настоятелем Петропавловского храма, благочинным в белорусском городке Узда. Избили батюшку за день до Пасхи в апреле 1935-го. Умер священник на Светлой Пасхальной седмице, кстати, так и не назвав своих обидчиков – они потом признались сами.

Солдаты Победы

Солдатских историй здесь очень много, и в каждой – чьи-то судьбы.

– Разыскали мы недавно семью Сербиных, здесь погиб 27-летний Захарий Сербин. Приехал его сын Геннадий Захарьевич – сейчас ему 72 года, а когда отец уходил на фронт, было всего полтора, – вздыхает Георгиевская. – Здесь много кто сражался. Например, кавалеристы 146-го полка 11-й Донской дивизии. И ваш коллега тут воевал! Именно под Куринской погиб корреспондент газеты «Комсомолец Кубани» Василий Васильевич Кузнецов. 13 сентября прошлого года приезжала его внучка Надежда Кузнецова, благодарила нас, что за могилой деда ухаживаем.

Другая история: ребята нашли солдатскую ложку, на ней выцарапано на обороте: «Бурков». Выяснили, что здесь погиб сапер, бывший учитель Александр Степанович Бурков, призванный Челябинским военкоматом. Когда он понял, что их окружили и живым вряд ли удастся выбраться, он надписал свою ложку и нацарапал адрес. Так вот удалось найти его жену. У нее две дочери и внук Саша. Буркова перезахоронили 8 мая 1982 года. Его родня приезжала из белорусского Могилева.

Часто навещают станицу и те, кому посчастливилось выжить. 90-летний ветеран войны Георгий Георгиевич Лапенко дважды приезжал из Владикавказа. Все его однополчане тогда погибли, а раненого Лапенко подобрали и выходили местные жители.

Находят останки солдат здесь до сих пор.

– Тут все напичкано железом. Ставили как-то палатку, стали забивать колышек – он уперся. Оказалось, противотанковая мина. Вызвали саперов. Миноискатель аж завыл, – продолжает поисковик Артем Шишлин, уже окончивший школу. – Нашли костяк, боец лежал винтовкой вперед, кружка возле головы. От вещмешка только узел остался…

Война не окончена, пока не похоронены ее солдаты. К сожалению, у апшеронцев поисковой работы еще много. До сих пор неизвестны имена 2000 воинов, павших в этих горах! Поэтому скажем спасибо преподавателям и ребятам этой школы – за то, что не забывают. И не остановились на полпути.

КСТАТИ

До сих пор неизвестны имена 2000 воинов, павших в этих горах.

Герман ДЖУЛАЕВ

Фотограф Михаил СТУПИН

djulaev@kubnews.ru