В последний день лета 1986 года при выходе из Цемесской бухты Новороссийска потерпел крушение пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов».
В последний день лета 1986 года при выходе из Цемесской бухты Новороссийска потерпел крушение пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов», о круизе на котором мечтали многие советские люди. В 12 часу ночи он столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», следовавшим в порт для выгрузки канадского ячменя. Несмотря на то что катастрофа произошла недалеко от берега, погиб каждый третий человек на борту. По иронии судьбы, героем одной из самых удивительных историй спасения с «русского Титаника» стал наш коллега по газетному цеху.
ДВА БИЛЕТА ДО ОДЕССЫ
Когда-то в редакции «Кубанских новостей» работал журналист Владимир Стефанский. Он писал на общественно-политические темы и не сильно распространялся в коллективе о своей жизни. Однажды я случайно узнал, что он был на борту теплохода «Адмирал Нахимов» в тот день, когда судно затонуло. Позже, когда Владимир уже не работал в нашей газете, я с ним связался и попросил рассказать о тех событиях. Как журналист, он меня понял и сразу согласился. Оказалось, что случившееся с ним в тот роковой день без преувеличения можно назвать чудесным спасением.
В то время Владимиру было 30 лет, и он работал старшим оперативником в краснодарской милиции. Однажды друг по университету рассказал ему про шикарный теплоход, который совершает круизы вдоль берегов Черного моря и очень рекомендовал на нем покататься. Тем более что преодолевать весь маршрут от начала до конца и, соответственно, тратить много денег, было необязательно. Судно заходило во многие порты, и пассажиры могли садиться на борт в любом из промежуточных пунктов.
Судно обычно шло по ночам, потому что днем пассажиров высаживали на берег для знакомства с достопримечательностями каждого из городов. А вечером они возвращались и продолжали отдых на борту. Так было и в Новороссийске, где Владимир Стефанский купил два билета до Одессы.
– Я сел на борт со своей подругой, когда уже стемнело, – вспоминает он. – Мне запомнилось, что все люди веселились и чуть ли не прыгали от радости, ведь предстоял увлекательный круиз. Было много семейных пар. Одни просто прогуливались по судну, другие шли на дискотеку, которая находилась на самой нижней палубе и продолжалась практически всю ночь. Но в тот день она закончилась плохо, потому что «Адмирал Нахимов» потонул за считаные минуты и много тел оттуда так и не извлекли…
СУДЬБОНОСНАЯ СИГАРЕТА
Им досталась самая верхняя палуба. Ни на дискотеку, ни куда-то еще они не пошли, а сразу решили уединиться. Но сначала Владимир отправился покурить. Одновременно и с той же целью из соседней каюты вышел моряк. Они разговорились. Оказалось, что этот человек недавно демобилизовался из военно-морского флота, женился и проводил на теплоходе свадебное путешествие. Вместе с ним и молодой супругой плыл его отец, занимавший соседнюю каюту.
– Короче говоря, мы с ним стоим, курим и беседуем, – продолжает Владимир. – Уже темно, а теплоход отошел от берега примерно на километр. И вдруг этот матрос показывает мне на какие-то огни сбоку и говорит: «Слушай, с этим судном мы не разойдемся. Быстро беги в каюту, надевай на себя и свою подругу спасательные жилеты и прыгай за борт». И сам бросился делать то же самое. Расстояние до того судна было приличным, но это же море, там быстро не затормозишь и не повернешь. Это и был сухогруз «Петр Васев».
Владимир послушал моряка, рассудив, что тот лучше разбирается в морских делах. И прогноз полностью оправдался. Пока он находился в каюте и тормошил ничего не понимающую подругу, произошел сильнейший удар в борт.
– В тот момент я еще думал: как я же буду прыгать, я ведь высоты боюсь, – признается Владимир. – Расстояние от верхней палубы до воды было довольно большим. Но когда мы собрались и выбежали из каюты, то увидели, что прыгать уже и не надо. Теплоход шел ко дну очень быстро, и до воды оставалось всего полметра.
Уже через мгновенье они оказались за бортом. Им повезло больше, чем пассажирам «Титаника», поскольку море было по-августовски теплым. Да и до берега было относительно недалеко. Хотя им в тот момент так не казалось. К тому же герой этого рассказа плохо плавал, и неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не жилеты.
– Мне надо было спасать не только себя, но и подругу, – продолжает Владимир. – Я схватил ее левой рукой за запястье и дал себе приказ не отпускать. В одной стороне темно, как в гробу, а в другой виднеются огни. Это Новороссийск, и надо плыть туда. В общем, гребу я одной рукой изо всех сил, ногами помогаю и смотрю только вперед на огни. Но визуально они ближе не становятся. Казалось, что все бесполезно и это никогда не закончится. Я потерялся во времени и ощутил приближение берега, только когда до него оставалось всего метров пятьдесят.
ОЖОГ НА ПАМЯТЬ
Первое, что он увидел на суше, – это канцелярский стол, за которым сидел милиционер в форме. Он записывал имена всех доплывших, чтобы потом легче было установить, кто выжил, а кто нет. Наконец, Владимир тоже почувствовал почву под ногами и сразу направился с подругой к милиционеру, чтобы он их тоже внес в свой список.
Между тем он продолжал сжимать запястье спутницы и вдруг понял, что не может ее отпустить: пальцы не слушались из-за нервного напряжения. А рука девушки уже начала синеть из-за нарушенного от сильного сжатия кровообращения. К ним подошли врачи «скорой» и попытались разжать руку силой – ничего не вышло. Тогда они стали колоть ее медицинскими иглами, но тоже безрезультатно. А девушке становилось все хуже. Наконец, кто-то из докторов предложил прижечь конечность сигаретой. И это сработало. След от того затушенного окурка на руке Владимира различим до сих пор.
Недалеко от берега находилась гостиница «Новороссийск», из которой разом выселили всех людей, чтобы освободить место для спасшихся пассажиров с «Адмирала Нахимова». Владимира тоже направили туда, но вовсе не отдыхать. Несмотря на сильную усталость, ему, как милиционеру, пришлось оказывать помощь пострадавшим. По его словам, все люди были страшно перепуганы. Наиболее тяжелых укладывали на кровати, а остальные располагались на полу в номерах или прямо в коридорах. Проходя по одному из коридоров, Владимир случайно стал свидетелем сцены, которая до сих пор стоит у него перед глазами.
– Мальчика лет десяти положили в номере с женщинами, хотя вообще мужчины располагались отдельно, – вспоминает Владимир. – Он не пострадал, был достаточно шустрым, и поэтому его с большим чайником послали за водой к туалету. Он думал, что его мама погибла, а та думала, что он утонул. И вот в коридоре прямо на моих глазах они случайно встретились и бросились друг к другу. Картина была душераздирающая. Они не плакали и рыдали, у них просто была истерика.
ДВУХСОТАЯ ФОТОГРАФИЯ
Кстати, в гостинице он встретил и того самого морячка, благодаря которому остался жив. Его молодая жена и отец тоже благополучно спаслись. А на следующий день Владимир вернулся в Краснодар, даже не подозревая, что трагедия «Адмирала Нахимова» для него еще далеко не закончилась. На работе ему сказали, что надо опять ехать в Новороссийск. Перед ним, как перед сотрудником милиции, поставили задачу – помочь в организации фотографирования погибших пассажиров с целью их дальнейшего опознания. Дело в том, что стояла сильная жара, морги города были переполнены, а водолазы доставали новые тела. Словом, надо было спешить, пока лица погибших еще не изменились до неузнаваемости, ведь генетическую экспертизу в то время не проводили.
– Были задействованы все фотографы оперативно-технического отдела краевой милиции, но их все равно не хватало, – говорит Владимир. – Поэтому также привлекли несколько гражданских фотографов из Краснодара. Они были психологически не готовы к такой работе, и поэтому произошел трагический случай. Один из них после двухсотого трупа просто сошел с ума. Я с ним общался после этого и хорошо его запомнил. Он совсем неадекватно себя вел. Насколько я знаю, он так не пришел в себя.
К сожалению, и на этом трагические случаи не закончились. При извлечении трупов с затонувшего судна погибли два военных водолаза, и Владимир был в числе первых, кто об этом узнал. После этого было принято решение больше не рисковать людьми и свернуть все работы, ведь шансов найти живых все равно не осталось. Поэтому несколько десятков тел пассажиров так и остались на нижней палубе, где проходила та самая дискотека.
Владимир выполнил свою миссию и через несколько дней вернулся в Краснодар. Он говорит, что никаких кошмаров ему после этого не снилось, но он стал бояться воды. Если и заходил в море, то недалеко, до тех пор, пока ноги касались дна. Кстати, спасенную им девушку он больше никогда не видел. По его словам, она сразу же куда-то исчезла и даже не сказала «спасибо».
ДО И ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ
Пароход был построен в 1925 году в Германии и первоначально назывался «Берлин». До 1939 года он совершал рейсы через Атлантику и по уровню комфорта конкурировал с лучшими английскими атлантическими лайнерами. Во время Второй мировой войны судно использовалось в качестве плавучего госпиталя. В январе 1945 года «Берлин» подорвался на мине в Балтийском море и затонул на небольшой глубине. После подъема и ремонта он был передан СССР в счет военных репараций и переименован в «Адмирала Нахимова». С 1957 года пароход совершал круизы с советскими туристами вдоль берегов Черного моря.
Последний из них начался 29 августа 1986 года в порту Одессы. Через два дня при выходе из Новороссийской бухты «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Петр Васев» и затонул через 7 – 8 минут.
Во время крушения погибло 423 пассажира и члена экипажа из 1243, находившихся на борту. 64 из них навсегда остались под водой. Район, где лежит судно, официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов там запрещены.
Месть адмиралу
Из 7 кораблей, ранее носивших имя Нахимова, минимум 4 терпели крушения. В 1897 году грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции. Во время Цусимского сражения в 1905 году японцы потопили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Советский легкий крейсер «Червона Украина» (оригинальное название – «Адмирал Нахимов») был потоплен в 1941 году. Существует мнение, что это происходит потому, что командующий адмирал Нахимов сам затопил Черноморский флот во время Крымской войны. Кстати, адмирал был внезапно ранен на Малаховом кургане в 1855 году, после чего скончался.
Ирония судьбы
В момент отшвартовки парохода от причала № 34 судно было остановлено на 10 минут для того, чтобы принять на борт начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора КГБ Алексея Крикунова, опоздавшего к отходу. Генерал и вся его семья погибли в каюте-люкс № 9, находившейся на верхней палубе.
По счастливой случайности на последний рейс «Адмирала Нахимова» не попали из-за опоздания известные артисты Лев Лещенко и Владимир Винокур. Они задержались на дегустации в Абрау-Дюрсо.
Александр ВЛАСЕНКО.
vlasenko@kubnews.ru