Кубанские Новости
Общество

Личность в истории. Цветы от Маяковского

В сентябре 2015-го исполняется ровно сто лет со дня издания знаменитой поэмы Владимира Маяковского "Облако в штанах".

В сентябре 2015-го исполняется ровно сто лет со дня издания знаменитой поэмы Владимира Маяковского "Облако в штанах". Эту поэму, как и многие свои произведения, он посвятил своей музе, Лиле Брик. Но мало кто знает, что в жизни поэта была еще одна муза, Татьяна Яковлева, русская эмигрантка в Париже. Ей он посвятил не только стихотворение, но и создал легенду, которую теперь знает вся Франция...

Каждую неделю в ее дверь стучал курьер из лучшего парижского магазина цветов и, держа в руках великолепный букет, говорил заветную фразу: «От Маяковского». Это были слова, которые она ждала всю жизнь, слова, делавшие ее счастливой на протяжение долгих лет, и слова, ставшие не только ее легендой, но и легендой Парижа, города, в котором все и случилось.

Владимир Маяковский никогда не был поэтом-романтиком. Напротив, после нескольких пребываний в «местах не столь отдаленных», его стихи, как и внешность, приобрели выражения гневные и агрессивные. Современники так писали о внешности Владимира Маяковского: «Он сознательно совершенствовал топорность своих жестов, громоздкость походки, презрительность и сухость складок у губ. К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные, колкие вспышки глаз, и это проявлялось особенно сильно, когда он, с самодовольным видом поднимался на эстраду для чтения». Но совершенно иным Маяковский был в любви…

Казалось бы, между ними не могло быть ничего общего: она, утонченная, возвышенная, воспитанная на поэзии романтизма, не могла понять его манеры поведения. Татьяна Яковлева к моменту их знакомства уже второй год жила в Париже, куда она эмигрировала, и была далека от новых веяний российской послереволюционной культуры. Маяковский долго пытался покорить ее своей безудержной страстью и, в конце концов, конечно, покорил. Как он сам тогда признавался, в то время ему нужна была любовь. Роман Якобсон, известный филолог, давний друг Маяковского, помнит слова поэта о том, что «только большая хорошая любовь может спасти его».

И вот эта большая любовь накрыла поэта и Татьяну Яковлеву своей непостижимой волной. Татьяна, двадцатидвухлетняя, известная парижская красавица, высокая, с роскошными светлыми волосами, теннисистка, пловчиха, фотомодель, все-таки поддалась ухаживаниям Маяковского.

Их любовь была яркой. Маяковский предложил возлюбленной ехать с ним в Россию и стать его женой, но Татьяна уклончиво отвергла это предложение. Он уезжает один. После его отъезда, в декабре 1928 года, Татьяна поймет, что виной всему ее страх перед послереволюционными событиями в стране советов, а еще, она испугалась, что вернувшись в Россию, Маяковский снова захочет вернуться к Лиле Брик, с которой он уже давно находился в недвусмысленных отношениях. 24 декабря Татьяна пишет письмо матери: «Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него – буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след».

От этого романа остался еще один след, – стихотворение, написанное Маяковским "Письмо Татьяне Яковлевой". Впоследствии Лиля Брик будет ревновать поэта к этим стихам, ведь за свою жизнь это была вторая женщина, которой Маяковский посвятил стихи. Первой была Лиля. Она приложит все усилия, чтобы стихотворение очень долго не публиковалось. Стихотворение к Татьяне Маяковский заканчивает словами:

Я все равно тебя

когда-нибудь возьму –

одну или вдвоем с Парижем.

«Взять» себя Татьяна так и не дала. Тем не менее, после отъезда Маяковского в дверь к ней постучал курьер, который принес прекрасный букет «От Маяковского». Каково же было ее удивление, когда через несколько дней ей снова принесли цветы, а потом еще снова и снова. И все с теми же словами: «От Маяковского».

Позже Татьяна узнаете, что весь свой парижский гонорар Владимир Маяковский положил в банк на счет известной цветочной фирмы, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букеты самых дорогих и изысканных цветов, какие только можно отыскать в Париже. Розы, гортензии, орхидеи, пармские фиалки, черные тюльпаны... Все эти прекрасные букеты предназначались только ей одной: возлюбленной великого русского.

Парижская фирма с большим усердием выполняла заказ, и Татьяна стала привыкать к тому, что не взирая на расстояние, где-то есть любящий ее мужчина, который напоминает о себе таким трогательным и романтическим способом. Как вдруг... Страшная новость. Владимир застрелился. Он покончил с собой 14 апреля 1930 года. Как это случилось, она потом узнавала от знакомых, от матери, которая жила в России. Это известие потрясло Татьяну. Она не знала, как жить дальше и все чаще думала, что если бы была с ним сейчас там, в России, то этого бы не случилось.

А потом этой смерти бред...

Застрелился. Весна московская.

Маяковского больше нет.

А букеты от Маяковского. (А. Рывлин)

Татьяна впала в глубокую депрессию. Но вдруг в дверь постучали. И вновь ей принесли великолепный букет «От Маяковского». Парижской фирме не давалось никаких указаний на случай смерти заказчика. Поэтому цветы продолжали приходить и после его ухода в мир иной.

Говорят, настоящая любовь бессмертна. И это подтвердил Владимир Маяковский. Цветы его возлюбленной приходили и в 1930-х и в 1940-х. И когда наступила Вторая Мировая, они все еще приходили, чтобы ... спасти ей жизнь. В оккупированном немцами городе, она не погибла от голода лишь потому, что продавала на улицах букеты, подаренные ей возлюбленным. Именно цветы от Маяковского заставили Татьяну Яковлеву выжить.

Когда советские войска освободили Париж, Татьяна поняла, что Володя спас ее, и что теперь, благодаря его соотечественникам, спасена и вся Франция. Она вместе со всеми плакала от счастья, когда русские взяли Берлин. Она осталась жива. Долгие годы и после войны она получала букеты. «Цветы от Маяковского» стали парижской историей.

В конце 70-х к ней наведался еще один соотечественник. Юный Аркадий Рывлин, будущий инженер, услышал историю любви Татьяны Яковлевой и Владимира Маяковского от матери, и захотел приехать в Париж. Татьяна была еще жива и с удовольствием приняла у себя гостя. Аркадию было не очень удобно спрашивать об этой романтической истории у пожилой женщины, но он все же осмелился. Тогда она спросила, не торопится ли он и предложила выпить с нею чаю. В разговорах они провели какое-то время. И вдруг раздался звонок в дверь. Юный гость никогда в своей жизни не видел столь прекрасного букета, и услышав слова посыльного: «От Маяковского», он понял, что это и есть настоящая любовь.

КСТАТИ

О смерти Маяковского ходило множество слухов. Кто-то говорил, что он «не сошелся во мнениях» с новой властью, кто-то рассказывал о поэтическом кризисе, кто-то винил любовные переживания (в то время он увлекся Вероникой Полонской).

Но в дневниковых записях М.Я. Презента, найденных в архивах Кремля, есть упоминание о том, что Маяковский рано утром 14 апреля 1930 года, за три часа до выстрела, поехал на телеграф и дал в Париж на имя Татьяны Яковлевой телеграмму: «Маяковский застрелился».

Юлия ВЕРЕМЕНКО

julia_3112@mail.ru

Сейчас читают

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies