Кубанские Новости
Общество

Одиссей вернется к циклопу. Рецензия на поэму Гомера "Одиссея"

Одиссея: путь между циклопами и Итакой Верный ответ - это 32 символа! Удачи на экзамене!

Жизнь трагична и коротка, но совершенно некуда спешить. Боги и человек достойны взгляда, исключающего суету и нервозность. Каждый эпизод нетороплив, объемен и по-своему красив. Никому не мешают повторы, всегда к месту детальные описания. Поэму «Одиссея» лучше читать вслух, не печалясь об уходящем времени. Одну из двадцати четырех песен — за раз, не надо больше. Хорошо, если рядом будут ваши дети. Вы сможете гордиться, что привели их в мир людей, способных с таким совершенством сообщить о своей действительно трудной судьбе.


«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос» (перевод В. А. Жуковского), — в поэме десятки раз сообщается о наступившем рассвете. Рассказывается и о множестве смертей, о тягостной непредсказуемости богов, о безнадежной вечности в подземном Аиде. И все же «Одиссея» — поэма рассвета, одна из самых солнечных в истории литературы. Понятно, что у человечества — как вида — все впереди. Трагедий много, но нет депрессий и чувства пустоты. Кругом — яркая и яростная жизнь.
Часто у значимых литературных героев отсутствуют жена и дети. Нет семьи у Гамлета и Ромео, Дон Кихота и Фауста, Онегина и Печорина. Древний грек Одиссей — воин и мастер странствий, он же — семейный человек с двадцатилетним стажем. Поэма не просто помнит об этом биографическом факте, но строит на нем свое главное движение. Победив вместе с ахейцами в Троянской войне, Одиссей стремится на Итаку, чтобы обнять жену Пенелопу и увидеть сына Телемаха, которого оставил младенцем. Правда, трудно надеяться на благополучное возвращение, когда против тебя бог Посейдон и навязчивые женихи твоей собственной супруги. Они считают Одиссея мертвым, пытаются завладеть Пенелопой и всеми богатствами без вести пропавшего хозяина.


Какой бы ты ни был супергерой, домой возвращаться придется — одна из главных мыслей античной поэмы. Долгое, очень трудное возвращение домой настоящего мужчины занимает нас с первой до последней страницы. Многие читатели говорят: посмотрите, как Одиссей рвется на Родину, преодолевая страшные препятствия и даже не соглашаясь на бессмертие, обещанное влюбленной в героя нимфой Калипсо!


Я скажу несколько иначе: истинный Одиссей рождается и действует меж двух полюсов сильнейшего притяжения. Пусть один называется «Пенелопа». Здесь не только жена, сын, Отчизна, до боли знакомые поля и горы, но и согласие провести жизнь в уютном дворце, в защищенном пространстве тихого быта, навевающего длинные сны о счастливом покое. Второй полюс назовем «Полифем». Да, тут циклоп — одноглазое чудовище, пожирающее людей. Вместе с ним Сцилла, Харибда, сирены и многочисленные силы хаоса. Рядом Судьба, принимающая образы разных бессмертных существ. И немало врагов человеческого происхождения. На первом полюсе можно сладко дремать, обнимая жену. На втором нужно биться каждую минуту, поминая павших товарищей и предчувствуя собственную гибель в праведной борьбе против сил, уничтожающих человека.


Выскажу рискованное предположение: судьба Одиссея — знак естественного многобожия мужчины. Конечно, дело не в общении с Зевсом, Афиной или Эолом. Речь идет о характере и поведении. Одиссей — царь Итаки и нищий, друг и враг богов, верный муж, но и любовник нимф и колдуний. Изменник?! Не переспал бы с Цирцеей, его друзья навсегда бы остались в звериных образах. Видимо, греки считали, что мужчина только тогда получает право вернуться домой, когда победит одних чудищ, обманет других, познает все морские и сухопутные маршруты, выиграет войну, узнает жизнь — не по теоретическим книжкам, а при встречах с действительно страшным и смертельно опасным врагом. Но даже теперь Одиссей не останется с Пенелопой. Он должен искать нового циклопа.


Нельзя засиживаться, поддаваться рефлексии, киснуть на однообразном берегу. Одиссей научился смеяться и плакать, воевать и вести умный разговор, быть мужественным и вежливым, ждать и уничтожать, когда потребуется. Одиссей — хитроумный и «податель добрых советов», «рожденный на труды и печали», а также «непреклонный в бедах». Он постоянно совершает возвращения из мертвых: ослепляет циклопа, выживает возле острова страшно поющих сирен, его не убивает шестиголовая Сцилла, не захватывает воронкообразная Харибда. Живым уходит он с территории каннибалов, избегает превращения в зверя во дворце Цирцеи. Гибнут все его спутники. Вроде бы сами виноваты: большинство товарищей встретились со смертью, потому что не послушали Одиссея и съели быков Гелиоса. Но есть еще один весомый аргумент: где Одиссей, там действительно опасно. Товарищи героя должны помнить: качество праздника жизни измеряется уникальностью суровых событий, а не долголетием.


«Одиссея» была создана почти три тысячелетия назад, но она твердо знает: вот это хорошо, а вот это, наоборот, совсем плохо. Надо быть гостеприимным и до последнего бороться за жизнь товарищей. Нельзя есть людей и вероломно уничтожать ближних. Стоит уважать старших, заботиться о нищих, помнить о детях. Не следует кощунствовать, потакать низшим страстям, предавать тех, кто тебе доверился. Сколько гневных страниц посвящено так называемым «женихам», бесчинствующим в доме Одиссея! Они хотят убить его сына Телемаха, осквернить жену Пенелопу. Антиной и компания загадили чужой дом, перебили и сожрали скот, совратили служанок. Женихи — бездельники, погрязшие в праздности! Гомер не дает нам ни малейшего шанса посочувствовать лихим ворам и прелюбодеям. Когда Одиссей детально прорабатывает смертный приговор и приводит его в исполнение, видно, что автору хорошо — да здравствует справедливость! Милосердие тоже хорошо, но справедливость у Гомера выше. Поэтому неверные слуги и рабыни Одиссея отправляются в Аид вслед за женихами.


Еще отмечу умение древних греков быть счастливыми. Вот снова герои почувствовали — так или иначе — силу рока и тяжелое присутствие богов. А что делать, если таков мир! Сели за широкие столы, смешали густое вино со студеной водой, разложили жареное мясо… И погрузились в это непродолжительное счастье, сочетая легкое опьянение, радость насыщения земной пищей с размеренным разговором. Все здесь ценят речь другого человека, прислушиваются к словам свидетелей, к сообщениям тех, кто прибыл из далеких земель и способен рассказать о жизни, которую ты сам не увидишь никогда. Никто не перебивает собеседника, каждый хоть немного поэт.
Возможно, читая «Одиссею», вы почувствуете восторг от античного мировоззрения и станете мечтать о машине времени, способной переселить вас в древние Афины или Спарту. Не спешите. Поэма обо всем говорит откровенно. Хромоногий бог Гефест женился на богине Афродите. «Прекраснокудрявая Киприда» недолго хранила верность и стала изменять мужу с «могучим Ареем». Возмутившийся Гефест придумал невидимую сеть, которая поймала любовников в тот момент, когда о сетях думаешь меньше всего. Обманутый муж не желает отпускать обманщиков, а собравшиеся боги оглашают олимпийские окрестности «несказанным смехом». Только вмешательство Посейдона спасло Афродиту и Арея от вечного плена. Если боги таковы, людям что делать?


А как в Древней Греции с вечной жизнью? Не слишком хорошо. Одиссею предначертано спуститься в царство мертвых, чтобы узнать у прорицателя Тиресия путь, которым удастся вернуться в Итаку. Мрачные тени обступают со всех сторон проникшего в Аид героя. Только кровь жертвенного козла способна на короткое время вернуть теням память о прошлом. «О Одиссей, утешения в смерти мне дать не надейся: / Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле, / Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, / Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать, / мертвый», — сообщает правду жизни мертвый Ахиллес. Если такова судьба великого воина, простым смертным на что надеяться?


Еще один пример. Настоящую помощь нашел измотанный бедами Одиссей в царстве феакийцев. Здесь его одели, напоили, накормили, выслушали и дали корабль вместе с командой. Наконец-то Одиссей приплыл в родную Итаку. И тут пробудился вечно недовольный Посейдон. Он требует от верховного Зевса надлежащей реакции на своеволие феакийцев, доставляющих странников на своих кораблях туда, куда не надо богу морей. Приговор Зевса своеобразен: Одиссея — не трогать, а выручивших его мореплавателей вместе с кораблем навечно превратить в нерушимую скалу. Что ж, античные боги по-настоящему хотят яркого, динамичного сюжета. Они любят скорбеть об ушедших героях, но именно в этой скорби их божественное счастье приобретает совершенство.


Если желание переселиться в античность не пропало, подумайте, куда тянет больше: на остров лотофагов или на остров лестригонов? Вопрос с подвохом: в первом населенном пункте местные жители обеспечивают гостям вечное забвение; во втором проблемы решают великаны-людоеды. И всегда рядом одноглазый монстр Полифем, вместе с такими же братьями-циклопами. Шаг влево, шаг право — нас встречают нелюди, всегда готовые разрушить прекрасный в своей хрупкости разумный мир. Тем больше поводов гордиться пробудившейся и состоявшейся в греках человечностью: стремлением к справедливости, к живой памяти. Есть даже стыдливость, отличающая от животных.


О странствиях Одиссея нам рассказал слепой поэт Гомер. Если он был. Или другие древние греки, которые были уж точно. Ясно, что судьба Одиссея не завершилась, когда в поэме была поставлена последняя точка. Из всех многочисленных вариаций и продолжений обратите внимание на «Божественную Комедию». У Данте Одиссей сам рассказывает о своих последних днях: «Ни нежность к сыну, ни перед отцом / Священный страх, ни долг любви спокойный / Близ Пенелопы с радостным челом / Не возмогли смирить мой голод знойный / Изведать мира дальний кругозор / И все, чем дурны люди и достойны» (перевод М. Л. Лозинского). Одиссей оставил все, к чему так вроде бы стремился, и вышел на малом судне с небольшой дружиной в морской простор. Опять зашел слишком далеко. И перед тем, как навеки скрыться в пучине, успел сказать братьям по судьбе: «Вы созданы не для животной доли, / Но к доблести и к знанью рождены». Вот этот путь я и называю оставлением Итаки ради символического возвращения к безбожному и бесчеловечному циклопу Полифему. Чтобы сразиться с ним, вновь и вновь подтверждая, что ты — Одиссей.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Гомер — древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи». О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. И даже за право называться его родиной боролись сразу семь греческих городов.
2. Имя Гомера обросло легендами. Одна из них гласит, что между Гомером и Гесиодом состоялся поэтический поединок. Выиграл Гесиод, который слагал стихи о мирной жизни, а не о войне. Впрочем, симпатии зрителей были на стороне Гомера.
3. Кроме «Илиады» и «Одиссеи», Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно, созданных позднее: «Гомеровы гимны», комическая поэма «Маргит» и другие.
4. Значение имени «Гомер» пытались объяснить еще в античности. Были варианты — «заложник», «следующий за» или «слепец». Из современных предложений — «слагатель» и «аккомпаниатор».
5. В середине XIX века в науке господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки на холме Гиссарлык и в Микенах показали, что это неверно. Позднее были открыты хеттские и египетские документы,е в которых есть параллели с событиями Троянской войны.
6. Гомеру многие подражали. Например, древнеримский поэт Вергилий, создавший «Энеиду».
7. Данте Алигьери помещает Гомера в первый круг Ада как добродетельного нехристианина.
8. В честь Гомера назван кратер на Меркурии.

ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ
- Все на земле изменяется, все скоротечно; всего же,
Что ни цветет, ни живет на земле, человек скоротечней...
- Глупец познает только то, что свершилось.
- Можно, что хочешь, добыть, — и коров, и овец густорунных,
Можно купить золотые треноги, коней златогривых, –
Жизнь же назад получить невозможно.
- Святотатным делом всегда на себя
навлекаем мы верную гибель…
- Слово какое ты скажешь, такое в ответ и услышишь.
- Приятны завершенные труды.
- Женщину украшает молчание.

Алексей ТАТАРИНОВ

Сейчас читают

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies